Сопровождение кредита и банковский контроль за качеством ссуды

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

После того как выдан кредит, главной задачей банка является активная работа по наблюдению за кредитом с целью управления им. Условия, при которых предоставляется кредит, постоянно меняются, что имеет определенные последствия для финансового положения заемщика и его возможности погасить кредит. Поэтому в период действия кредитного договора кредитный работник, работающий с заемщиком повседневно, осуществляет контроль за исполнением последним условий договора, целевым использование кредита, финансовым состоянием заемщика (т.е. осуществляет сопровождение кредита до полного его погашения).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3


I. Первая стадия кредитного процесса – программирование……………….. 4

II. Вторая стадия - предоставление банковской ссуды……………………… 5

III. Третья стадия кредитного процесса - контроль за использованием кредита…………………………………………………………………………. 7

IV. Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды….. 13

Заключение…………………………………………………………………...… 15

Список литературы…………………………………………………………..… 16

Файлы: 1 файл

Кон раб - банковские операции.docx

— 31.77 Кб (Скачать)

НОУ ВПО "Балтийский институт экономики и финансов" (БИЭФ) 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

контрольная   работа 
 

По  дисциплине                 Банковские операции. 
 
 
 

Тема  Сопровождение кредита и банковский контроль за качеством ссуды. 
 
 
 
 
 
 

          Студентки Гущинской Анастасии

                                    Михайловны 

      Курс  – 5,   группа 3813-фк  

                Дата  сдачи _____________________ 

                Дата  проверки __________________ 

                Проверил  преподаватель:

                Тихонов А.Ю. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Калининград

2011 г.

 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………….. 3 

I. Первая стадия  кредитного процесса – программирование……………….. 4

II. Вторая стадия - предоставление банковской ссуды……………………… 5

III. Третья стадия  кредитного процесса - контроль за использованием кредита…………………………………………………………………………. 7

IV. Четвертая  стадия кредитного процесса - возврат  банковской ссуды….. 13

Заключение…………………………………………………………………...… 15

Список литературы…………………………………………………………..… 16

 

Введение 

     Заключительной  стадией кредитного является сопровождение  кредита и контроль за качеством ссуды.

     После того как выдан кредит, главной задачей банка является активная работа по наблюдению за кредитом с целью управления им. Условия, при которых предоставляется кредит, постоянно меняются, что имеет определенные последствия для финансового положения заемщика и его возможности погасить кредит. Поэтому в период действия кредитного договора кредитный работник, работающий с заемщиком повседневно, осуществляет контроль за исполнением последним условий договора, целевым использование кредита, финансовым состоянием заемщика (т.е. осуществляет сопровождение кредита до полного его погашения). Наблюдение предполагает наличие достоверной и оперативной информации обо всех изменениях, происходящих у заемщика

     Рассмотрим  кредитный процесс.

 

Кредитный процесс. 

     Кредитный процесс - это прием и способы  реализации кредитных отношений, расположенных  в определенной последовательности и принятые данным банком.

     Через процесс краткосрочного и долгосрочного  кредитования происходит функция перераспределения  денежных средств в финансовой системе страны. Спрос хозяйствующих субъектов рынка на оборотные средства удовлетворяется предложением от коммерческих банков свободных финансовых ресурсов, привлеченных в свою очередь с рынка депозитов и частных вкладов.

     Процесс кредитования является сложной процедурой, состоящей из нескольких взаимодополняемых стадий, пренебрежение каждой из которых чревато серьезными ошибками и просчетами. 

I. Первая стадия  кредитного процесса  – программирование.

     Заключается в оценке макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка-кредитора к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов.

     Исходя  из проведенных исследований руководство  банка (обычно правление банка) принимает  меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:

     1) Основные направления кредитной  работы банка на предстоящий  период, конкретные показатели кредитной  деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень  рентабельности и защищенности  от кредитных рисков, например:

     а) соотношения кредитов и депозитов;

     б) соотношения собственного капитала и активов;

     в) лимиты сегментов портфеля активов  банка в целом;

     г) лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий  одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.).

     2) Следующим внутрибанковским нормативным документом по кредитной работе является Положение о порядке выдачи кредитов, где отражается:

     а) организация кредитного процесса;

     б) перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;

     в) правила проведения оценки обеспечения.

     Только  после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к  работе к второй основной стадии кредитования. 

II. Вторая стадия - предоставление  банковской ссуды.

     В соответствии с разработанными и  принятыми у каждого банка  направлениями отбора (поиска качественного  заемщика) сотрудники (инспекторы) кредитного подразделения осуществляют прием  заявок на получение ссуды. В зависимости  от видов кредитования (инвестиционное, краткосрочное, кредитование юридических  лиц, кредитование физических лиц, как  потребительское, так и бизнес-кредитование частных предпринимателей) к заявке на кредит идет получение и подбор необходимой документации.

     Здесь сотрудник кредитного подразделения  должен провести экономический анализ предоставленной документации, сделать  выводы о рыночной возможности и  привлекательности проведения кредитуемой  операции. При проведении такой работы от сотрудника кредитного подразделения  требуются навыки и умения экономиста, специалиста по маркетингу, знания макроэкономики, отраслевых и региональных тенденций развития народного хозяйства. Во избежании ошибок, упущенных в анализе сторон и элементов деятельности ссудополучателя практика подсказывает использование максимального формализованного документа, заполнение (ответы на вопросы) которого позволяют составить полную картину кредитуемой сделки.

     На  основе проведенного анализа требуется  выбрать наиболее оптимальный метод  кредитования, вид ссудного счета, срок кредитования, провести переговоры о  величине и виде ссудной ставки, о способе погашения ссуды.

     Отдельным вопросом о современной российской банковской практике проходит решение  проблемы обеспечения.

     Согласно  Главе 23 Гражданского кодекса РФ существует шесть видов обеспечения обязательств. Не подвергая каждую подробному анализу, можно сказать из практики, использовать целесообразно:

     - залог (наиболее эффективен - заклад  или, в крайнем случае, твердый  залог (среди правовых актов,  регулирующих залог, нужно отметить  Закон РФ от 29.05.92 г. № 2872-1 "О  залоге" ;

     - банковская гарантия;

     - поручительство;

     - страхование ответственности заемщика  за непогашение кредита.

     Все указанные способы обеспечения  обязательств должника различаются  по степени воздействия и методам  достижения цели - побудить ссудополучателя  исполнить свои обязательства надлежащим способом. Поэтому от оптимального выбора банком способа обеспечения  обязательства во многом будет зависеть и поведение должника.

     При всем этом необходимо подчеркнуть, что  ссуда должна выдаваться на осуществление  определенной хозяйственной операции, а не в обмен на обеспечение  как таковое. Обеспечение - это последняя  линия обороны для банка и  решение предоставить кредит всегда должно базироваться на достоинствах самого финансируемого проекта, а не на привлекательности обеспечения. Если сама основа кредитной сделки связана с повышенным риском, было бы большой ошибкой выдать кредит под хорошее обеспечение, использовав его как источник погашения долга. Поэтому вопрос обеспечения должен решаться уже после того, как кредитная сделка сочтена приемлемой для банка.

     Оптимальное решение технической стороны  передачи обеспечения позволит банку  в случае невозврата кредита быстро решить вопрос с реализацией обеспечения, а квалифицированная оценка рыночной цены обеспечения поощряет заемщика к своевременному погашению долга.

     Желательно  для банка наличие тесных контактов  с наиболее профессиональными участниками  рынка, товары которого принимаются  банком в качестве обеспечения. Профессионалы  окажут содействие в проведении качественной экспертизы товара, возможно, предоставят  информацию о заемщике и его рыночной позиции в тот или иной период, составят оптимальную схему возможной  реализации товара в случае невозврата. Чем более квалифицированных экспертов получится банку привлечь в качестве оценщиков, тем больше он застрахован от принятия в качестве обеспечения низкокачественного, малоликвидного, узкоспецифического, дефектного, сезонного товара по завышенным ценам. Этих же компетентных специалистов можно привлекать также в качестве реализаторов обеспечения, так как профессиональный торговец продаст товары, выступающие в качестве обеспечения, гораздо быстрее и лучше, чем банковские служащие.

     Важнейшей завершающей процедурой стадии предоставления кредита является подготовка и заключение кредитного договора. 

     III. Третья стадия  кредитного процесса - контроль за использованием кредита.

     Использование ссуды означает направление выделенных банком средств на совершение платежей по обязательствам хозяйственно-финансовой деятельности. Важнейшее условие  использования ссуд - эффективность  кредитного мероприятия, позволяющая  обеспечить поступление денежной выручки  и прибыли для погашения долга  банку и уплаты процентных денег.

     Главная цель этой стадии кредитного процесса - обеспечение регулярной выплаты  процентов по долгу и погашение ссуды.

     Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения  из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много  прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку  очень дорого. Поэтому разумная кредитная  политика направлена на обеспечение  баланса между осторожностью  и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного  размещения ресурсов.

     Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают  не случайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение  определенного времени. Опытный  работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению  ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как  можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, наносимый банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами, которые тоже приходится учитывать:

     — подрывается репутация банка, так  как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к  падению доверия вкладчиков, инвесторов и т. д.;

     — увеличатся административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют  особого внимания кредитного персонала  и непроизводительного расходования времени на поддержание статус-кво;

     — повысится угроза ухода квалифицированных  кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения  прибыльности операций;

     — средства будут заморожены в непродуктивных активах;

     — возникает опасность встречного иска должника к банку, который может  доказать, что требование банка об отзыве ссуды привели его на грань  банкротства.

     Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить  прямой убыток от непогашения долга.

     Особо остановимся на основных причинах возникновения  трудностей с погашением ссуд .

     1. Ошибки, допущенные персоналом банка  при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения  и последующем контроле. Наиболее  часто встречаются следующие  нарушения:

Информация о работе Сопровождение кредита и банковский контроль за качеством ссуды