Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 15:16, контрольная работа
После того как выдан кредит, главной задачей банка является активная работа по наблюдению за кредитом с целью управления им. Условия, при которых предоставляется кредит, постоянно меняются, что имеет определенные последствия для финансового положения заемщика и его возможности погасить кредит. Поэтому в период действия кредитного договора кредитный работник, работающий с заемщиком повседневно, осуществляет контроль за исполнением последним условий договора, целевым использование кредита, финансовым состоянием заемщика (т.е. осуществляет сопровождение кредита до полного его погашения).
Введение……………………………………………………………………….. 3 
I. Первая стадия  кредитного процесса – программирование……………….. 4
II. Вторая стадия - предоставление банковской ссуды……………………… 5
III. Третья стадия  кредитного процесса - контроль за использованием кредита…………………………………………………………………………. 7
IV. Четвертая  стадия кредитного процесса - возврат  банковской ссуды….. 13
Заключение…………………………………………………………………...… 15
Список литературы…………………………………………………………..… 16
— недостаточно строгое отношение к заемщику (например, одобрение заявки из дружеских соображений);
— непрофессионально проведенный финансовый анализ;
— плохое структурирование ссуды как следствие недостаточного знакомства кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой отрасли и т. д.;
     — 
недостаточное обеспечение 
— ошибки в документальном оформлении ссуды (пропуск в договоре важных условий, обеспечивающих интересы банка);
— плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды (отсутствие обследований компании, проверок обеспечения и т. п.).
2. Неэффективная работа компании, получившей ссуду:
— слабое руководство;
— ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;
— неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной компании, ошибок в оценке будущих рынков;
— слабый контроль за финансами компании (рост дебиторской задолженности, накладных расходов и т. п.).
Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, политические сдвиги, изменение законодательства, технологические прорывы и т. д.
Как уже говорилось, трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратиться в безнадежный долг.
     Эти 
тревожные сигналы 
— анализа финансовых отчетов;
— личных контактов с должником;
— сообщений третьих лиц;
— сведений из других отделов банка.
     В 
период действия кредита от заемщика 
следует требовать 
— непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;
— резкое увеличение дебиторской задолженности;
— замедление оборачиваемости запасов;
— снижение доли краткосрочных активов;
— непропорциональный рост краткосрочной задолженности;
— снижение коэффициента ликвидности;
— увеличение доли основного капитала в сумме активов;
— снижение объема продаж;
— рост просроченных долгов;
— возникновение убытков от операционной деятельности;
     — 
изменение условий 
     Для 
банка важно постоянно 
     — 
изменение поведения или 
— супружеские проблемы руководителей;
— резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;
— замена ключевых сотрудников;
     — 
увлечение созданием новых 
— плохое составление финансовых отчетов;
— принятие необоснованного риска;
— установление нереалистичных цен на продукцию;
— медленная реакция на ухудшение рыночных условий;
— слабый операционный контроль;
— отсутствие преемственности в руководстве;
— потеря важных клиентов;
— создание спекулятивных запасов;
     — 
отсрочки замены устаревшего оборудования 
и т. д.  
Много могут раскрыть банку изменившиеся взаимоотношения заемщика с другими деловыми партнерами:
— получение банком запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров;
— запросы о компании со стороны новых ее кредиторов;
— извещение страховой компании об аннулировании страховки из-за неуплаты страховых премий;
— предъявление к оплате платежных документов (требований) при отсутствии средств на банковском счете;
— появление практики покупки компанией товаров исключительно на условиях предоплаты.
     Наконец, 
другие отделы банка могут сообщить 
важные сведения о значительном сокращении 
остатков на банковском счете клиента 
и т. п. При выявлении неблагополучной 
(проблемной) ссуды необходимо немедленно 
принять меры для обеспечения 
погашения кредита. Наилучший вариант 
— разработка совместно с заемщиком 
плана мероприятий для 
Банк должен действовать без промедлений, так как если заемщик задержит платежи торговым кредиторам, страховой компании, налоговым органам, то будет наложен арест на имущество, и банк окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга.
Первый при выявлении проблемной ссуды шаг — объективная проверка сложившейся ситуации. Необходимо уяснить позицию заемщика (хочет ли он исправить положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство компании восстановить прибыльность). Кроме того, необходимо учесть и позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если много, то не следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставшегося долга.
Затем кредитный работник банка должен организовать встречу с представителем компании и обсудить сложившееся положение. При этом необходимо предпринять попытку к сотрудничеству, независимо от того, решил ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.
Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, следует наметить план действий, который может включать:
— продажу активов;
— сокращение накладных расходов;
     — 
изменение маркетинговой 
— смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.
     Другое 
решение может заключаться в 
продаже банком залога. Для этого 
следует прежде всего проверить 
документы и установить, что банк 
действительно имеет безусловное право 
распоряжаться залогом. Затем необходимо 
выяснить, каковы возможности реализации 
залога: обычно это дорогостоящая и отнимающая 
время процедура. Идеальный вариант — 
сотрудничество с заемщиком в продаже 
залога. 
IV. Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды.
Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей суммы процентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы всего кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.
Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную кредитную историю в нашем банке.
Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия решения о выдаче кредита и проверке использования его. А вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении любой кризисной ситуации.
     Вот 
здесь и проходит проверка квалификации 
оценщиков, удобства выбранной схемы 
принятия обеспечения в банк. Зачастую 
в практике из-за непродуманности 
схемы реализации залога банки испытывают 
большие трудности в 
 
Заключение 
 
Подводя итоги, следует отметить, что для любого коммерческого банка очень важна правильная и эффективная организация кредитного процесса.
В условиях современной России кредитование заемщиков, занятие весьма рискованное и зачастую просто опасное (достаточно учесть долю убыточных предприятий этого сектора). Тем не менее, не подлежит сомнению то, что значительное число крахов коммерческих банков в России - результат не только высоких рисков внешней среды, но и плохо организованного управления, особенно в области кредитного процесса.
А одной из важных стадий кредитного процесс является контроль за качеством ссуды и возврат ссуды.
Важнейшее условие использования ссуд - эффективность кредитного мероприятия, позволяющая обеспечить поступление денежной выручки и прибыли для погашения долга банку и уплаты процентных денег.
     Обеспечение 
возврата кредита – это сложная целенаправленная 
деятельность банка, включающая систему 
организационных, экономических и правовых 
мер, составляющих особый механизм, определяющий 
способы выдачи ссуд, источники, сроки 
и способы их погашения, документацию, 
обеспечивающую возврат ссуд.  
 
 
Список 
литературы: 
Глушкова Н.Б. Банковское дело: учебное пособие. - М., Академический Проект; Альма Матер, 2005
Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - 751с.
Лаврушин О.И. 
Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 
2001. - 672с. 
Тавасиев А.М. 
Банковское дело: управление и технологии: 
Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: 
Юнити-Дана, 2001. - 863с. 
 
Информация о работе Сопровождение кредита и банковский контроль за качеством ссуды