Сопровождение кредита и банковский контроль за качеством ссуды

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

После того как выдан кредит, главной задачей банка является активная работа по наблюдению за кредитом с целью управления им. Условия, при которых предоставляется кредит, постоянно меняются, что имеет определенные последствия для финансового положения заемщика и его возможности погасить кредит. Поэтому в период действия кредитного договора кредитный работник, работающий с заемщиком повседневно, осуществляет контроль за исполнением последним условий договора, целевым использование кредита, финансовым состоянием заемщика (т.е. осуществляет сопровождение кредита до полного его погашения).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3


I. Первая стадия кредитного процесса – программирование……………….. 4

II. Вторая стадия - предоставление банковской ссуды……………………… 5

III. Третья стадия кредитного процесса - контроль за использованием кредита…………………………………………………………………………. 7

IV. Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды….. 13

Заключение…………………………………………………………………...… 15

Список литературы…………………………………………………………..… 16

Файлы: 1 файл

Кон раб - банковские операции.docx

— 31.77 Кб (Скачать)

     — недостаточно строгое отношение  к заемщику (например, одобрение  заявки из дружеских соображений);

     — непрофессионально проведенный  финансовый анализ;

     — плохое структурирование ссуды как  следствие недостаточного знакомства кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой отрасли и т. д.;

     — недостаточное обеспечение ссуды (например, завышенная оценка залога и  т. д.);

     — ошибки в документальном оформлении ссуды (пропуск в договоре важных условий, обеспечивающих интересы банка);

     — плохой контроль над заемщиком в  период погашения ссуды (отсутствие обследований компании, проверок обеспечения  и т. п.).

     2. Неэффективная работа компании, получившей ссуду:

     — слабое руководство;

     — ухудшение качества продукции и  вытеснение ее с рынка;

     — неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной компании, ошибок в оценке будущих рынков;

     — слабый контроль за финансами компании (рост дебиторской задолженности, накладных расходов и т. п.).

     Кроме того, важную роль могут сыграть  факторы, которые не находятся под  контролем банка: ухудшение экономической  конъюнктуры, политические сдвиги, изменение  законодательства, технологические  прорывы и т. д.

     Как уже говорилось, трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратиться в безнадежный долг.

     Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем:

     — анализа финансовых отчетов;

     — личных контактов с должником;

     — сообщений третьих лиц;

     — сведений из других отделов банка.

     В период действия кредита от заемщика следует требовать предоставление банку балансов, отчетов о прибылях и убытках, отчетов о поступлении  наличности и других материалов. Их тщательный анализ и сопоставление  с прошлыми отчетами могут указать  на возникающую опасность. Банк должен обратить внимание на:

     — непредставление финансовых отчетов  в установленные сроки;

     — резкое увеличение дебиторской задолженности;

     — замедление оборачиваемости запасов;

     — снижение доли краткосрочных активов;

     — непропорциональный рост краткосрочной  задолженности;

     — снижение коэффициента ликвидности;

     — увеличение доли основного капитала в сумме активов;

     — снижение объема продаж;

     — рост просроченных долгов;

     — возникновение убытков от операционной деятельности;

     — изменение условий коммерческого  кредитования и т. д.

     Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом —  посещать компанию и ее филиалы, встречаться  с руководящими кадрами, что позволяет  выявить наличие неустановленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:

     — изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;

     — супружеские проблемы руководителей;

     — резкое изменение отношений с  банком, нежелание сотрудничать;

     — замена ключевых сотрудников;

     — увлечение созданием новых предприятий, скупка недвижимости;

     — плохое составление финансовых отчетов;

     — принятие необоснованного риска;

     — установление нереалистичных цен на продукцию;

     — медленная реакция на ухудшение  рыночных условий;

     — слабый операционный контроль;

     — отсутствие преемственности в руководстве;

     — потеря важных клиентов;

     — создание спекулятивных запасов;

     — отсрочки замены устаревшего оборудования и т. д.  

     Много могут раскрыть банку изменившиеся взаимоотношения заемщика с другими  деловыми партнерами:

     — получение банком запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров;

     — запросы о компании со стороны  новых ее кредиторов;

     — извещение страховой компании об аннулировании страховки из-за неуплаты страховых премий;

     — предъявление к оплате платежных  документов (требований) при отсутствии средств на банковском счете;

     — появление практики покупки компанией  товаров исключительно на условиях предоплаты.

     Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведения о значительном сокращении остатков на банковском счете клиента  и т. п. При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять меры для обеспечения  погашения кредита. Наилучший вариант  — разработка совместно с заемщиком  плана мероприятий для восстановления стабильности компании и устранения диспропорций. Если эти усилия не достигнут цели, банк должен обеспечить свои интересы, потребовав платежа от заемщика, продажи обеспечения, предъявления претензий к гаранту и т. п. Последний вариант — объявление неплательщика банкротом, но это наименее желательный путь для каждой из сторон и наиболее затратный по времени (см. Закон РФ от 19.11.92 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").

     Банк  должен действовать без промедлений, так как если заемщик задержит платежи торговым кредиторам, страховой  компа­нии, налоговым органам, то будет наложен арест на имущество, и банк окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга.

     Первый  при выявлении проблемной ссуды  шаг — объективная проверка сложившейся  ситуации. Необходимо уяснить позицию  заемщика (хочет ли он исправить  положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство компании восстановить при­быльность). Кроме того, необходимо учесть и позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если много, то не следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставше­гося долга.

     Затем кредитный работник банка должен организовать встречу с представителем компании и обсудить сложившееся  положе­ние. При этом необходимо предпринять попытку к сотрудничеству, независимо от того, решил ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.

     Если  удастся убедить клиента, что  положение можно исправить, следует  наметить план действий, который может  включать:

     — продажу активов;

     — сокращение накладных расходов;

     — изменение маркетинговой стратегии;

     — смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.

     Другое  решение может заключаться в  продаже банком залога. Для этого  следует прежде всего проверить  документы и устано­вить, что банк действительно имеет безусловное право распоряжаться залогом. Затем необходимо выяснить, каковы возможности реализации залога: обычно это дорогостоящая и отнимающая время процедура. Идеальный вариант — сотрудничество с заемщиком в продаже залога. 

IV. Четвертая стадия  кредитного процесса - возврат банковской  ссуды.

     Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей суммы процентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы всего кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.

     Если  должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное  дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную  кредитную историю в нашем  банке.

     Если  происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия решения о выдаче кредита и проверке использования его. А вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении любой кризисной ситуации.

     Вот здесь и проходит проверка квалификации оценщиков, удобства выбранной схемы  принятия обеспечения в банк. Зачастую в практике из-за непродуманности  схемы реализации залога банки испытывают большие трудности в легитимности реализации обеспечения. Здесь уместно  напомнить о требованиях Гражданского Кодекса РФ к реализации залога и  о сложностях и проблемности их практического применения.

 

Заключение 
 

     Подводя итоги, следует отметить, что для  любого коммерческого банка очень  важна правильная и эффективная  организация кредитного процесса.

     В условиях современной России кредитование заемщиков, занятие весьма рискованное  и зачастую просто опасное (достаточно учесть долю убыточных предприятий  этого сектора). Тем не менее, не подлежит сомнению то, что значительное число  крахов коммерческих банков в России - результат не только высоких рисков внешней среды, но и плохо организованного  управления, особенно в области кредитного процесса.

     А одной из важных стадий кредитного процесс является контроль за качеством ссуды и возврат ссуды.

     Важнейшее условие использования ссуд - эффективность  кредитного мероприятия, позволяющая  обеспечить поступление денежной выручки  и прибыли для погашения долга  банку и уплаты процентных денег.

     Обеспечение возврата кредита – это сложная целенаправленная деятельность банка, включающая систему организационных, экономических и правовых мер, составляющих особый механизм, определяющий способы выдачи ссуд, источники, сроки и способы их погашения, документацию, обеспечивающую возврат ссуд.  
 

 

Список  литературы: 

Глушкова Н.Б. Банковское дело: учебное пособие. - М., Академический Проект; Альма Матер, 2005

Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - 751с.

Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 672с. 

Тавасиев А.М. Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 863с. 
 

Информация о работе Сопровождение кредита и банковский контроль за качеством ссуды