Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 19:57, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении банковской системы, функций центрального банка и коммерческих банков и особенности развития банковского сектора в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…..2
1. Банковская система…………………………………………………3
1.1История развития банковской системы России……………………..
1.2 Понятие и структура банковской системы..…………… ………….…..3
1.3 Особенности функционирования банковской системы Российской Федерации
2. Банк России - центральное звено банковской системы……….14
2.1. Цели, функции и организационное построение банка России…..15
2.2. Банковское регулирование и надзор……………………………..16
2.3.Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2009-2011 годов……………………11
3. Коммерческий банк - основное звено банковской системы
3.1. Понятие коммерческого банка и его организационное устройство
3.3. Взаимоотношения коммерческого банка с банком России
3.4. Коммерческие банки России.
4 Состояние банковской системы Российской Федерации в кризисный и посткризисный периоды экономики.
4.1 Воздействие кризиса на банки России
4.2 Состояние банковской системы России в посткризисный период
4.3 Перспективы развития банковской системы России…………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..47
Список литературы……………………….50
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………….52
4.3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Разработанные в докризисный период модели экономического развития России имели принципиальные недостатки построения. Они изолировали реальную экономику от финансового сектора. В настоящее время рентабельность большинства отраслей реального сектора остается низкой, что не позволяет им использовать дорогие банковские ресурсы для финансирования своей деятельности. Поэтому в источниках финансовых вложений предприятий доля банковских кредитов за первое полугодие 2010 г. в целом не превышала 3%.
Важнейшим
рубежом в деятельности Ассоциации
российских банков и свидетельством
повышения ее роли в решении финансово-
Кредитная деятельность банков в России в посткризисный период должна основываться не только на рыночных, но и директивно регулируемых условиях организации общественного производства. Для преодоления негативных последствий кризиса необходимо расширить кредитование реального сектора экономики. Государство должно стимулировать развитие национальной экономики, расширяя спрос и экспортные производства. Крайне важным для банковской системы является снижение ставки рефинансирования, проводимое Центробанком (с 13% в 2008 году до 7,75% в 2010-м). Это положительно повлияло на тренд по снижению процентной ставки при кредитовании в коммерческих банках. Однако уменьшение стоимости кредитов происходит слишком медленно. Сейчас в среднем реальная величина процентных ставок - 14-15%.
При разработке стратегии развития банковской системы России следует учитывать, что в силу финансового кризиса банки вступили в новый этап развития, содержание которого будут определять следующие факторы:
· сокращение внешнего рынка капитала;
· замещение внешнего долга внутренним, прежде всего перед государством;
· дефицит внутренних ресурсов, удорожание пассивов;
· увеличение доли централизованных кредитов в пассивах банковской системы;
·
рост влияния государственных
· рост рисков кредитования;
· снижение спроса на кредит со стороны нефинансового сектора, резкое падение темпов роста кредитования, в отдельные периоды снижение объемов кредитования предприятий и населения.
Фактически
государство является доминирующим
собственником на банковском рынке.
Последствия огосударствления банковского
сектора имеют как
С одной стороны, власти могут рассчитывать на высокую устойчивость банковского сектора к финансовым потрясениям; госбанки находятся под контролем властей и могут выполнять национальные задачи; растет сопротивление экспансии иностранных банков; Банк России подвергается минимальным кредитным рискам, а двухъярусная система рефинансирования стабильно работает.
С другой стороны, неравные условия деятельности банков с государственным участием и частных банков приводят к снижению или даже исчезновению конкуренции и замедлению развития финансовых инноваций. Кроме того, эффективность использования государственными организациями средств бюджета может быть поставлена под сомнение.
Несмотря
на многочисленные побочные эффекты
от деятельности госбанков, в ближайшей
перспективе принципиально
Роль и место региональных банков в модернизации банковского сектора также не стоит недооценивать. Темпы прироста активов региональных банков (15,9%) в 2009 году были выше, чем у банковского сектора в целом (5%). В результате доля региональных банков в совокупных активах по состоянию на 01.01.2010 составила 14,1% (против 12,8% на 01.01.2009). Региональные банки хорошо позиционированы для адаптации к новым условиям работы из-за более тесных отношений с клиентами. Это позволяет им получать и более высокие комиссионные доходы. Региональные банки способны демонстрировать более высокую эффективность и социальную ответственность в регионах, чем филиалы федеральных банков. Однако в существующих условиях они вынуждены поддерживать повышенный уровень ликвидности, что снижает их конкурентоспособность. Следует предоставить субъектам Федерации больше свободы в использовании механизмов поддержки местных банков.
Решить задачу модернизации банковского сектора невозможно без привлечения иностранных инвестиций, и, в этом контексте, роль банков с иностранным участием в капитале нельзя переоценить. Необходимо регулировать деятельность таких банков так, чтобы приток их инвестиций был направлен на расширение денежного предложения в реальном секторе.
Расширение кредитования экономики российскими банками возможно следующими методами:
1) Системы гарантии кредитов. Гарантии могут быть предоставлены Гарантийными фондами, Гарантийными программами и Гарантийными обществами, государство должно выступать в качестве поручителя последней инстанции, выполняя, по сути, функцию перестрахования. Государственные фонды-поручители могли бы быть объединены в рамках единого государственного (национального) гарантийного фонда, активы которого формируются за счет части средств Фонда национального благосостояния.
2) Деятельность национальных банков развития. В настоящее время в мире функционирует около 750 институтов развития, преимущественно банков. Это означает, что добиваться оптимальных пропорций в экономике только рыночными методами зачастую недостаточно продуктивно. Особенно эффективны, полезны банки развития в условиях восстановления, переустройства и модернизации экономики, когда необходима концентрация ресурсов для решения ключевых задач.
Функции банков развития могут выполнять различные финансовые институты: финансовые корпорации, индустриальные банки, отраслевые и многоотраслевые корпорации промышленного развития, банки и фонды промышленного и сельскохозяйственного развития, специальные кредитные учреждения, финансирующие мелких и средних предпринимателей.
3) Микрофинансирование. Оно решает две важнейшие задачи: во-первых, помогает развивать малый бизнес, приучая предпринимателей работать с заемными средствами и формировать кредитную историю, а во-вторых, содействует преодолению бедности и безработицы. Это тенденция мирового развития. В нашей стране происходит только становление микрофинансовых отношений. Например, в Бразилии портфель микрофинансовых организации составляет 40 млрд. долларов, а в России - 22-25 млрд. рублей, то есть всего 700 млн. долларов. Расширение взаимоотношений банков с реальной экономикой во многом определяется качеством банковской работы, а именно:
1) Улучшение
практики корпоративного
Снизить
риски банковского бизнеса
2) Географическая
и (или) ценовая недоступность
финансовых услуг, усугубляя
России необходима разветвленная финансовая инфраструктура, охватывающая всю страну, как для обеспечения социальных гарантий, так и для содействия социальному развитию - вертикальной мобильности, формированию среднего класса, реализации предпринимательских способностей россиян.
Наибольший потенциал по повышению доступности финансовых услуг связан не с увеличением числа требующих высоких затрат полноценных банковских офисов, а с развитием дистанционных механизмов: мобильный и интернет-банкинг, технологии почтовой связи, работа через розничных агентов, выпуск платежных карт, активизация сотрудничества банков с почтовыми службами, небанковскими финансовыми институтами.
3) Создание равных условий для ведения банковского бизнеса всем кредитным организациям обеспечивается, прежде всего, антимонопольным регулированием на федеральном и региональном уровнях
При
этом целесообразно уделять
4) В 27 странах Европейского Союза функционирует более 740 схем по внесудебному разрешению споров. Лидером по использованию таких схем является финансовый сектор.
Российские банки (в т.ч. региональные) заинтересованы в создании института банковского омбудсмена, так как этот инструмент разрешения споров может существенно сократить издержки кредитных организаций на ведение дел в судах.
Таким
образом, деятельность банков в России
в посткризисный период должна основываться
не только на рыночных, но и директивно
регулируемых условиях организации
общественного производства. Для преодоления
негативных последствий кризиса необходимо
расширить кредитование реального сектора
экономики и модернизировать банковскую
систему. Представляется правильным выделить
две группы макроэкономических факторов,
под влиянием которых эта система находится:
внешние переменные: темпы роста мирового
ВВП и основных мировых экономик; уровень
мировых цен на сырье, который определяет
объем финансовых поступлений в бюджет;
объем внешних капитальных операций, определяющий
потенциальный; приток в Россию внешних
инвестиций (прямых и портфельных) и займов;
внутренние факторы, то есть непосредственно
российская экономическая политика: темпами
роста тарифов естественных монополий;
размерами государственных расходов.
Хотя проблемы реального сектора российской
экономики не всегда могут быть устранены
только дополнительными вливаниями банковского
капитала, для ускоренного возврата экономики
к докризисному уровню объем кредитования
уже в 2011-2012 годах должен увеличиваться
не менее чем на 20-30% ежегодно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..47