Анализ отчета о прибыли и убытках

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
Целью отчета о прибылях и убытках и пояснений к нему является предоставление внешним пользователям информации:
1) о результатах деятельности организации,
2) об источниках получения прибыли (причинах убытка).

Файлы: 1 файл

Анализ отчета о прибыли и убытках.rtf

— 359.64 Кб (Скачать)

Модели построения отчета о прибылях и убытках

    Различают две основные модели построения отчета о прибылях и убытках в части представления результата от основной деятельности - так называемые промышленная (отчет о себестоимости произведенной продукции) и торговая (отчет о продажах).

    Промышленная модель построения отчета имеет следующий вид (цифры условные):

    
выручка от реализации 1100
себестоимость реализованной готовой продукции остатки готовой продукции на начало периода 100
себестоимость выпушенной готовой продукции за период 900
В том числе:  
материальные расходы 400
заработная плата и отчисления 250
амортизация 50
прочие расходы 200
минус: остатки готовой продукции на конец периода 200
себестоимость реализованной готовой продукции 800
валовая прибыль 300
расходы на сбыт 120
прибыль от реализации продукции 180
торговая модель баланса имеет следующий вид. выручка от реализации 1100
себестоимость реализованных товаров .... 800
валовая прибыль 300
расходы на сбыт 120
прибыль от реализации продукции 180
 

    При любой из моделей структура себестоимости реализованной продукции должна раскрываться в финансовой отчетности. В промышленной модели структура представлена в самом формате отчета, а при использовании торговой модели она приводится в пояснениях к отчету.

    Структура себестоимости имеет важное значение при оценке прогнозного тренда развития организации. Так, слишком низкие, по сравнению со среднеотраслевыми, расходы на амортизацию в составе себестоимости могут привести к невозможности модернизировать парк оборудования в то же время, что и другие компании отрасли. Это приведет к снижению конкурентоспособности продукции и/или объема производства.

    Различие моделей влияет и на возможности анализа оборачиваемости поданным финансовой отчетности. Так, при использовании торговой модели можно оценить оборачиваемость готовой продукции и/или товаров. Однако промышленные предприятия анализируют не только по оборачиваемости готовой продукции, но и по оборачиваемости сырья и материалов, так как замедление оборачиваемости данной категории запасов влечет увеличение складских расходов, а следовательно, уменьшение прибыли в будущем.

    При использовании промышленной модели при расчете оборачиваемости можно применять показатель себестоимости выпущенной за период готовой продукции, величина которой отличается от показателя себестоимости реализованной готовой продукции. При использовании торговой модели расчет данного показателя можно произвести, используя формулу товарного баланса и данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Однако в многопрофильных организациях данный расчет затруднен представлением стоимости готовой продукции и товаров в одной строке бухгалтерского баланса.

    При построении моделей используется показатель валовой прибыли, или валовой маржи. Данный показатель имеет существенное значение в маржинальной концепции прибыли. В условиях монопольного рынка (или тотального планирования) формирование выручки(В)с экономической точки зрения представляет собой как компенсацию затрат на производство (3) и монопольную (плановую) прибыль производителя (П).

    В = З + П, т.е. прибыль является фактором.

    В условиях совершенной конкуренции для конкретной организации существенное изменение цены на продукцию в сторону повышения и на ресурсы (в том числе трудовые) в сторону понижения невозможно, поэтому прибыль (Я) формируется как разница между выручкой (В) и затратами (3).

    В = З - П, т.е. прибыль является результатом.

    Маржинальная прибыль является разницей между выручкой и прямыми расходами, т.е. расходами, необходимыми для выпуска продукции, расходами на ресурсы, цены на которые сформированы и поддерживаются рынком. За счет маржинальной прибыли покрываются расходы, связанные с созданием условий производства и управления. Оставшаяся сумма составляет результат основной деятельности. Построение отчета в такой последовательности позволяет разделить влияние факторов на результат основной деятельности: преимущественно рыночных (цена ресурсов, необходимых для выпуска продукции) и преимущественно управленческого характера(организация и управление производством). При определении себестоимости реализованной продукции по полной величине затрат организация включает расходы по организации и управлению производством в себестоимость выпущенной продукции, поэтому при отсутствии расходов по сбыту в отчете о прибылях и убытках валовая прибыль получается равной прибыли от основной деятельности.

    Отчет о прибылях и убытках в РФ должен содержать следующие числовые показатели:

      выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п., налогов и обязательных платежей (нетто-выручка), себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов)

      валовая прибыль

      коммерческие расходы управленческие расходы

      прибыль / убыток от продаж

      проценты к получению проценты к уплате

      доходы от участия в других организациях прочие операционные доходы прочие операционные расходы внереализационные доходы внереализационные расходы

      прибыль /убыток до налогообложения

    налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

      прибыль / убыток от обычной деятельности чрезвычайные доходы чрезвычайные расходы

    чистая прибыль (нераспределенная прибыль непокрытый убыток). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ результатов обычной деятельности

    Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг используется для формирования информационной базы для анализа и оценки таких важнейших показателей результативности работы организации, как оборачиваемость активов, средняя продолжительность сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженности, материалоотдача, затратоемкость (в том числе по отдельным статьям расходов, формирующих себестоимость производства и продажи продукции) и т.д.

    Порядок признания выручки в бухгалтерском учете определяется положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (П БУ 9/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от б мая 1999 г. № 32н.

    Одним из основных условий признания выручки является переход права собственности на продукцию (товары) к покупателю, сдача работ, услуг заказчику (п. 12 ПБУ 9/99). Юридическая основа признания выручки получает, таким образом, преобладание над сущностью операции. Так, например, возврат поставщику ранее полученного надлежащим образом неходового товара будет отражаться как его реализация, потому что право собственности переходит (возвращается) к поставщику. Таким образом, существующие правила допускают формирование нереальных данных о выручке.

    Представление отчетности согласно международным стандартам финансовой отчетности построено на иной основе - на основе приоритета содержания операции над ее юридической формой. Рассмотрим некоторые примеры (табл. 3).

    
Пример ПБУ 9/99 МСФО 18
Товар поставлен покупателю, но по условиям договора переход права собственности произойдет только после полной оплаты товара Выручка не признается, так как право собственности не перешло к покупателю Выручка признается, так как контроль над активом фактически утрачен и нет основании предполагать возврат товара
Сырье обменено у поставщика на аналогичное другой марки Выручка признается, так как произошла смена собственника сырья Выручка не признается, так как сделка не принесла увеличения экономических выгод
Основные средства проданы другой организации, а затем у нее же взяты в аренду Выручка признается, так как произошла смена собственника основных средств Выручка не признается, так как фактический контроль над активами не утрачен
 

    Следует отметить и проблему признания выручки по долгосрочным контрактам. Например, при заключении договора подряда на строительство завода «под ключ» сдача объекта заказчику произойдет через несколько лет после начала строительства. Согласно МСФО 11 «Договора подряда» для удовлетворения интересов пользователей финансовой отчетности выручка по долгосрочным договорам может признаваться по мере готовности объекта. Например, контракт стоимостью 1 млн. дол. заключен на строительство объекта за 3 года. Если в первый год выполнено 17% объема работ, может быть признана выручка в 170 тыс. дол. и приходящиеся на данный объем работ затраты. Аналогичные правила учета предусмотрены п. 13 ПБУ 9/99, в соответствии с которым организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом. Однако практическое ведение учета в этой ситуации затруднено противоречивостью нормативной базы.

    Согласно и МСФО, и ПБУ 9/99 (п. 17), в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация о порядке признания выручки организации, а также о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности.

    Порядок определения себестоимости проданных товаров, работ, услуг определяется положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. №33н.

    Себестоимость является одним из основных показателей результатов деятельности организации. По данным отчета о прибылях и убытках за ряд периодов можно определить темпы роста выручки и темпы роста себестоимости. Положительной тенденцией является опережающий темп роста выручки по сравнению с себестоимостью продаж. Такой анализ проводится по данным как в целом по организации, так и в разрезе видов деятельности.

    Не меньшее значение имеет и анализ структуры затрат как в разрезе структуры себестоимости продукции, так и в разрезе соотношения себестоимости продукции, управленческих и коммерческих расходов (расходов на сбыт).

    Прибыль от продаж является итоговым показателем обычной деятельности, величина которой характеризует финансовый результат от основных видов деятельности организации. Соотношения прибыли от продаж с другими показателями отчетности дают возможность определить и оценить такие важнейшие показатели, как рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность вложений в основные производственные активы, в материальные производственные запасы. Однако в рамках проведения финансового анализа с использованием данных только бухгалтерской отчетности не представляется возможным достичь необходимого уровня детализации, в частности определить уровни затратоемкости и рентабельности в разрезе номенклатуры всей производимой продукции. Подобные аналитические задачи могут быть решены лишь при условии привлечения данных внутреннего (управленческого) учета.

Информация о работе Анализ отчета о прибыли и убытках