Влияние налогов на прибыль предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается история возникновения и функции налога на прибыль, анализируется арбитражная практика, а также влияние налогов на прибыль предприятия

Оглавление

Ведение
1. Роль и значение показателя «Прибыль»
2. Виды прибыли
3. Рентабельность как показатель , характеризующий прибыльность предприятия
4. Порядок распределения чистой прибыли
5. Влияние налоговой политики на прибыль
6. История возникновения налога на прибыль
7. Налог на прибыль
8. Оптимизация налога на прибыль
9. Фин. Отчетность ОАО «Лукойл» за отчетный период 2011г.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

влияние налогов на прибыль предпр.13.01..docx

— 68.90 Кб (Скачать)

По вертикали прибыль  как избыточный продукт перераспределяется между различными отраслями экономики. Чем больше доля той или иной отрасли, тем более она привлекательна для вложения средств в нее, поскольку  каждому хочется получить больший  кусок от перераспределяемого продукта (большую прибыль).

По горизонтали перераспределение  имеет место между предпринимателями  одной отрасли. Поскольку в одном  сегменте рынка работают большое  количество предприятий, то получение  большей доли прибыли приводит к  обострению конкурентной борьбы между  этими предприятиями, стремлению к  монополизации сегмента рынка (чтобы  не делиться с другими).

Поскольку рынок можно  сегментировать по-разному, предприятия  часто работают на различных сегментах рынка диверсифицируя свою деятельность.

Торговля как отрасль  возникла в процессе углубления общественного  разделения труда. Поэтому торговые предприятия по своей сути практически  ни чем не отличаются от предприятий  других отраслей экономики. Отличие  заключается лишь в виде деятельности. Торговые предприятия – это предприятия, созданные группами людей с целью  получения прибыли на определенном сегменте рынка. Сегодня мы видим, что  в нашей стране количество совокупного  ресурса резко снизилось, и многие производственные предприятия отказались от услуг торговых предприятий, взяв на себя деятельность по продаже произведенной  продукции даже конечным потребителям (розничная продажа).

Именно поэтому мы и  рассматриваем бизнес как управление безличными финансовыми потоками.

Внешне торговая прибыль  как результат хозяйственной  деятельности представляет собой разность между всеми доходами и всеми  расходами торговой организации. Основой  формирования прибыли в торговле являются доходы от торговой деятельности, представляющие собой разницу между  выручкой торговой организации от продажи  товара и суммой денег, заплаченной  производителям товара. Внешняя форма  дохода от торговой деятельности может  меняться. Например, ранее основной формой дохода была торговая скидка, которая  устанавливалась в процентах  к розничной цене товара, а теперь источником дохода стали, в основном, торговые надбавки, которые устанавливаются  в процентах к закупочной (оптовой) цене. Наряду с торговой надбавкой  или скидкой, формой извлечения доходов  от торговой деятельности может быть комиссионное вознаграждение и т. д.

Доход от торговой деятельности, кроме образования прибыли торгового  предприятия, предназначен также для  покрытия издержек обращения и, в  частности, для возмещения расходов на оплату труда, а также для возмещения различных отчислений и расходов, не включая в издержки обращения. Полученная от торговой деятельности прибыль используется по различным  направлениям. Порядок использования  прибыли, ее назначение зависит от формы  хозяйствования и определяется собственниками предприятий (фирм) на основе действующего законодательства.

 

2. Виды прибыли

Важным вопросом является оценка величины полученной прибыли. Собственники предприятия должны знать: сколько  им удалось получить созданного природой дополнительного продукта за счет других участников рынка? Особенный интерес  для собственников предприятия  представляет та часть полученной прибыли, которую они получили для удовлетворения собственных потребностей. Всегда есть соблазн сравнить результаты своей  коммерческой деятельности с результатами других предприятий. Есть и иные причины, заставляющие предприятия по-разному  подходить к оценке полученной прибыли. Отсюда появляется множественность  показателей прибыли.

Основным источником получения  торговой организацией прибыли является валовой доход (валовая прибыль).

Валовой доход (валовая прибыль) как экономическая категория  представляет собой часть стоимости  товара, которая предназначается  для покрытия издержек обращения (расходов на реализацию) и образования прибыли.

Валовой доход (валовая прибыль) торговой организации в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки формируются в  соответствии с общим механизмом ценообразования в Республике Беларусь [5,]

Структура торговой надбавки торговой организации представлена в виде схемы (рис. 1.2):

Рис. 1.2 Структура торговой надбавки торговой организации

Из приведенной схемы  видно, что торговая надбавка возмещает  издержки обращения (расходы на реализацию) уплату налогов и сборов и образует прибыль торговой организации.

Различают бухгалтерскую  и экономическую прибыль.

Экономическая прибыль –  это общая выручка (валовой доход) за минусом суммы явных и не явных издержек. Иначе говоря, экономическая  прибыль – это остаток от общего дохода после вычета всех (совокупных) издержек, а также налога на добавленную  стоимость и акцизов. Экономическая  прибыль может быть либо положительной, либо отрицательной.

Бухгалтерской прибылью называют разность между полученной выручкой (валовым доходом) и явными (бухгалтерскими) издержками. Она не учитывает не явные издержки производства и обращения. Следовательно, бухгалтерская прибыль отличается от экономической по величине неявных, скрытых издержек.

С показателем экономической  прибыли непосредственно связан показатель нормальной прибыли. Нормальная прибыль – это сумма денежных средств, которые получил бы собственник  данного предприятия, вложив свой капитал  в какое угодно любое предприятие. Другими словами, нормальная прибыль  – это скрытые, альтернативные издержки капитала, вложенного в дело собственниками предприятия. Показатель нормальной прибыли  позволяет оценить целесообразность осуществления той или иной коммерческой деятельности. Если в результате своей  работы предприятие приносит прибыль  меньше нормальной, то заниматься данным видом деятельности не целесообразно, так как деньги, вложенные в  предприятие можно просто положить в банк и, ничего ни делая, получить большую сумму прибыли. Таким  образом, нормальная прибыль – это  минимальный доход, или плата, необходимая  для удержания предпринимателя  и сохранения его заинтересованности в данном направлении деятельности.

Бухгалтерская прибыль иначе  называется балансовой или валовой.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации предприятия и внереализованных доходов, уменьшенных на сумму расходов. Иначе говоря, валовая прибыль  – это общая сумма прибыли, получаемая предприятием в результате осуществления коммерческой деятельности и внереализационных операций. Данный показатель прибыли называют также прибылью отчетного периода.

Поскольку не вся валовая  прибыль может облагаться налогом  на прибыль, выделяют прибыль, облагаемую налогом, и прибыль налогом не облагаемую.

Прибыль, облагаемая налогом, представляет собой валовую прибыль  предприятия, уменьшенную (увеличенную) в соответствии с положениями  предусмотренными законодательством  РФ.

Прибыль, не облагаемая налогом  – часть валовой прибыли предприятия, с которой налог на прибыль  не взимается.

В практике коммерческой деятельности различают и другие виды прибыли. Среди них можно выделить:

- Операционную прибыль,  то есть прибыль, полученную  от реализации товаров, работ,  услуг;

- Прибыль от обычной  деятельности;

- Прибыль от внереализационных операций;

- Прибыль от реализации  основных фондов и иного имущества  предприятия;

- Прибыль от основной  деятельности;

- Прибыль к распределению;

- Прибыль, причитающаяся  акционерам;

- Прибыль, остающаяся  в распоряжении предприятия;

- Нераспределенная прибыль;

- Консолидированная прибыль;

- Номинальная прибыль;

- Реальная прибыль;

- Недополученная прибыль  и т. д.

Прибыль от реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на реализацию. Перечень затрат, включаемых в себестоимость  продукции, определяется федеральным  законом. В торговле прибыль от реализации рассчитывается как разность между  выручкой от реализации товаров и  услуг и покупной стоимостью товаров  и издержками обращения, приходящимися  на проданные товары.

Прибыль от основной деятельности представляет собой часть валовой  прибыли, полученной от деятельности, объем которой занимает ведущее  место в хозяйственно-финансовой деятельности предприятия или организации.

Прибыль от обычной деятельности включает в себя, кроме прибыли  от реализации, часть внереализованной прибыли.

К внереализованной прибыли, входящей в состав прибыли от обычной  деятельности, относится разность между  процентами, полученными и процентами уплаченными, доходы от участия в  других организациях и разность между  прочими операционными доходами и расходами. Прибыль от обычной  деятельности иначе называется прибылью от финансово-хозяйственной деятельности. Данный показатель включает в себя прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия.

Прибыль от прочих внереализационных операций формируется как разность между прочими внереализационными доходами и прочими внереализационными расходами. Прибыль к распределению (чистая прибыль) это часть валовой прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей за счет прибыли.

Прибыль, причитающаяся акционерам – часть прибыли к распределению, предназначенная для выплаты  дивидендов акционерам.

Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, – это часть прибыли к распределению, остающаяся после выплаты дивидендов акционерам и предназначенная для дальнейшего развития коммерческой деятельности предприятия.

Нераспределенная прибыль, – это часть чистой прибыли, за вычетом резервного фонда дивидендов, акционеров и иные аналогичные отчисления.

Консолидированная прибыль  – это прибыль, полученная с учетом финансовых результатов, зависимых  от дочерних предприятий, находящихся  в определенных юридических и  финансовых взаимоотношениях с материнским  предприятием.

Номинальная прибыль –  это сумма, фактически полученной прибыли  в действующих ценах, не учитывающая  размер инфляции.

Реальная прибыль –  это номинальная прибыль, скорректированная  на уровень инфляции. Она позволяет  оценить покупательскую способность  полученной предприятием номинальной  прибыли.

Недополученная (упущенная) прибыль – это прибыль, которую  могло бы получить торговое предприятие  при более выгодном использовании  принадлежащих ей ресурсов или в  случае полного использования договорных обязательств контрагентами. Недополученная прибыль может являться результатом  неправильной ценовой политики, необоснованного  размера штрафных санкций за неисполнение договоров поставки товаров и  т. д.

В коммерческой практике могут  применяться и иные показатели прибыли  предприятия, название и экономическое  содержание которых определяется самим  предприятием, исходя из взглядов на способы  оценки величины полученной прибыли. Например, может выделяться показатель прибыли  от реализации тех или иных товаров  и т. д. В ряде случаев под одними и теми же терминами обозначают различающиеся  между собой показатели прибыли.

Поскольку оценка прибыли  имеет достаточно большое значение для всех участников рыночных отношений, то многие страны стремятся к их унифицированию. Например, в Европейской Сообществе приняты три обязательных показателя прибыли:

- Валовая прибыль или  убыток. Валовая прибыль – это  оборот без учета прочих операционных  доходов за вычетом производственной  себестоимости, то есть затрат  без учета коммерческих или  административно-управленческих расходов;

- Прибыль или убыток  от основной деятельности после  налогообложения;

- Прибыль или убыток  на финансовый год.

Сумма прибыли характеризует  достигнутый результат, то есть эффект. Однако по сумме прибыли трудно оценить  экономическую эффективность торговой деятельности, сопоставить показатели уровня коммерческой деятельности предприятий. Показатели прибыли имеют и другие недостатки. Во-первых, показатель прибыли  не годится для соизмерения "выгодности" альтернативных активов, вариантов, вложений с различными сроками и т. д. Это  объясняется тем, что он практически  не отражает капиталоемкость коммерческой деятельности, не учитывает временных  характеристик потоков расходов и доходов. Во-вторых, прибыль, исчисленная за короткий период времени, не может служить для обоснованных выводов об эффективности коммерческой деятельности. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономической системы, величина прибыли может меняться в значительных пределах. Это не позволяет рассчитать ожидаемую величину показателя с разумной степенью точности. Наоборот, если фиксировать прибыль как накопительную сумму, с начала квартала или года, она не позволит зафиксировать изменений в бизнесе. Как следствие этих недостатков, показатели прибыли практически невозможно использовать для эффективного управления капиталом, поскольку он не сопоставим с основными экономическими индикаторами (инфляцией, уровнем цен, ставками кредитов), он слишком "заинтересован" в одностороннем повышении цен, что неминуемо вызывает проблемы сбыта и снижение конкурентоспособности.

С целью компенсации некоторых  из названных недостатков используется показатель приведенной прибыли  или чистого приведенного дохода. Чистый приведенный доход – разность между суммой доходов и расходов, приведенных к одному моменту  времени по ставке сравнения.

Учитывая достаточно большое  количество недостатков показателя прибыли для оценки эффективности  деятельности результат составляется с затратами и примененными ресурсами.

 

3. Рентабельность  как показатель, характеризующий  прибыльность предприятия

Для оценки работы торгового  предприятия недостаточно использования  показателя прибыли, поскольку наличие  прибыли еще не означает, что предприятие  работает хорошо. Многие торговые предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют разные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения  эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный  показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно  взаимосвязанные понятия, но не тождественные  по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать  с двух позиций – как объективно-экономическую  категорию и как количественный и качественный показатель.

Информация о работе Влияние налогов на прибыль предприятия