Управление стоимостью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение системы управления стоимостью компании, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Стоимость компании и система управления стоимостью компании…………………..…………………………....4
Стоимость и оценка компании………………………5
Как рассчитать стоимость?..........................................9
Концепция, основанная на экономической добавленной стоимости………………………………………..…14
Управление стоимостью компании…………….….20
Глава 2. Управление стоимостью компании на примере ОАО «ТНК-ВР Холдинг»………………………………………………….25
Глава 3. Пути совершенствования системы управления стоимостью компании………………………………………………34
Заключение……………………………………………………...……36
Список использованной литературы……………………………...38

Файлы: 1 файл

кур.doc

— 177.50 Кб (Скачать)


Москва, 2009

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Стоимость компании и система управления стоимостью компании…………………..…………………………....4

Стоимость и оценка компании………………………5

Как рассчитать стоимость?..........................................9

Концепция, основанная на экономической добавленной стоимости………………………………………..…14

Управление стоимостью компании…………….….20

 

Глава 2. Управление стоимостью компании на примере ОАО «ТНК-ВР Холдинг»………………………………………………….25

 

Глава 3. Пути совершенствования системы управления стоимостью компании………………………………………………34

 

Заключение……………………………………………………...……36

 

Список  использованной литературы……………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

            Как надо управлять  бизнесом? Этим вопросом задаются практически  все руководители вне зависимости  от того, пытаются ли они разрешить  проблемы своего бизнеса или проблемы управления предприятием.

 

            Для руководителя было бы очень удобно иметь практичную систему управления, при помощи которой можно было бы следить за развитием бизнеса, и которая сама решала бы текущие проблемы. Различные школы менеджмента предлагают оригинальные, но не всегда практичные методы управления компанией. Однако анализ показывает, что функции управления выполняются лучше всего при наличии специальной организующей схемы, которая является каркасом для дальнейшего строительства своего дела.

 

            Такая схема сама по себе является системой управления, которая показывает не только, какие процессы должны происходить в организации, но и субординацию, коммуникационные потоки между сотрудниками, и линии производства. Это не просто схема бизнес-процессов. Это схема, которая сама по себе, как бы невероятно это ни звучало, способна решать проблемы в организации, и направлять действия руководителей и сотрудников.

 

            Целью данной работы является изучение системы управления стоимостью компании, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния.

 

            Для этого необходимо выполнить следующие задачи: исследовать теоретическую основу управления стоимостью компании, изучить ее на практическом примере и предложить перечень рекомендаций для улучшения этой системы.

 

            Объектом исследования является одна из ведущих нефтяных компаний России ОАО «ТНК-ВР Холдинг».

 

Глава 1. Стоимость компании и система управления стоимостью компании

 

            По мере стабилизации экономического положения России важнейшим  фактором успешного развития отечественных  компаний в долгосрочной перспективе  является наличие фундаментальной цели развития бизнеса, соответствующей изменившейся ситуации и построение эффективной системы управления, ориентированной на достижение этой цели.

 

            Наверняка у большинства  руководителей имеются свои соображения  о том, как управлять компанией. У каждого есть свой стиль, свой подход, свои ноу-хау. Но в любом случае, для того, чтобы эффективно управлять чем-либо, нужны критерии, на основании которых принимаются управленческие решения. Некие зарубки, которые позволяют придерживаться выбранного маршрута.

 

       Таких критериев может быть множество. Они могут вырабатываться

 

руководителем на основании своего понимания бизнеса. Своего понимания успеха. Однако, как  только компания превращается из частной  в публичную (превращается из ООО  или ЗАО в открытое акционерное общество - ОАО), зачастую все критерии сводятся к одному - рентабельности инвестированных вложений. Это обусловлено ростом числа собственников, у этих людей могут быть разные интересы. Следовательно, каким то образом различные представления об успехе надо примирить. Это особенно характерно для ситуации когда акции компании начинают котироваться на фондовой бирже. В этом случае большинство собственников, акционеров, даже не знает друг друга и им сложно примирить разные взгляды в ходе личной беседы. Да на проведение таких встреч нет ни времени, ни возможностей. Особенно если учесть что некоторые акционеры могут одновременно инвестировать в десятки, сотни компаний.

 

            Поэтому собственники стремятся найти некий универсальный  критерий, или набор критериев. В качестве основного показателя такой системы обычно выбирается возврат и приумножение вложений инвесторов в данную фирму. В общем-то, такое видение бизнеса зачастую присутствует и в малых фирмах и в компаниях с небольшим числом владельцев. Но с ростом бизнеса и с ростом числа совладельцев ориентация на рентабельность инвестиций становится всё более очевидным.

 

            Когда в число  собственников попадают профессиональные инвесторы, то возврат и приумножение вложенных средств обычно становится главным критерием успешности действий фирмы и её менеджмента.

 

            Ориентация на рентабельность инвестиций сформировала определённую систему критериев или точнее, систему из одного критерия. Этим критерием  стала стоимость бизнеса. Сколько  стоит компания - её цена как суммарная стоимость акций, в случае с компанией, котируемой на фондовой бирже, или экспертная оценка такой цены для компании, чьи акции на бирже не котируются. 

 

             1.1  Стоимость и оценка  компании

 

            Оценка компаний  - чрезвычайно сложная и экзотическая процедура. Существуют различные способы оценки стоимости компании. Не последнюю роль при этом играют здравый смысл и интуиция. Простор для творчества в этой области огромен, особенно в России, где нет ни развитого фондового рынка, ни мощных рейтинговых агентств и инвестиционных компаний, ни накопленной за многие годы статистики для проведения сравнительного анализа.

 

            Общую стоимость  компании как действующего организма  часто необходимо определить, если рассматривается возможность ее покупки, продажи. В тоже время и владелец, и менеджеры заинтересованы в повышении стоимости компании, даже если пока и не стоит вопрос о ее продажи или слиянии.

 

            Не знать, сколько  стоит твое предприятие, - это сейчас тождественно непониманию своего места  на рынке и стратегических приоритетов развития. Создание структурного подразделения, имеющего в любой момент времени ответ на вопрос о стоимости предприятия, это только первый шаг. За ним должна последовать цепочка четко взаимоувязанных шагов по постановке системы управления стоимостью. Менеджеры должны уметь измерять стоимость своих компаний и управлять ею.

 

            Стоимость и ее оценка сегодня важнее, чем когда-либо, но концепция стоимости бессмысленна и бесполезна, если стоимость нельзя измерить и увеличить.

 

            Опыт развитых стран  показывает, что единственной целью, обеспечивающей долгосрочное и устойчивое процветание компании, является максимизация стоимости компании (т.е. богатства акционеров). Иными словами, развитие управленческих технологий убедительно доказало, что единственной целью любого коммерческого предприятия является максимизация стоимости, создаваемой для ее владельцев (акционеров).

 

            Все остальное –  удовлетворение потребностей клиентов, следование определенной философии, “миссия” компании, построение корпоративной  культуры и т.д. (включая и достижение определенного размера чистой прибыли) – является лишь средством достижения этой основополагающей цели. Следовательно, управление бизнесом представляет собой управление стоимостью компании с целью максимизации этой стоимости в долгосрочной перспективе, а система управления бизнесом есть не что иное, как система управления стоимостью бизнеса.

 

            Ключевые факторы стоимости - ограниченный набор из семи показателей, которые дают количественные оценки выгод инвестора. К факторам стоимости относятся: темпы роста продаж, рентабельность реализации, ставка налога на прибыль, коэффициент инвестиций в оборотный капитал, коэффициент инвестиций в долгосрочный капитал, продолжительность горизонта прогнозирования, а также затраты на капитал, или барьерная ставка компании.

 

            Если стоимость  вещи представляет собой выраженную в денежном эквиваленте ценность вещи для ее владельца (т.е. способность  приносить владельцу определенную пользу); то стоимость бизнеса определяется способностью этого бизнеса (т.е. его  активов, персонала и т.д.) приносить владельцу этого бизнеса денежную прибыль (точнее, денежные потоки, которые владелец бизнеса может направить на личное потребление, создание нового бизнеса, благотворительность и т.д.).

 

            Менеджер, ориентированный  на стоимость, должен оценивать свое предприятие глазами стороннего наблюдателя и использовать любые возможности для создания дополнительной стоимости. И, наконец, что самое важное, надо выбрать и привить всем звеньям организации философию управления стоимостью. По сути дела, переход на стоимостные принципы управления имеет два аспекта. Во-первых, нужно осуществить структурную перестройку, чтобы высвободить стоимость, заключенную в компании. Второй аспект управления стоимостью: стоимостной подход к руководству компанией после реорганизации. Это предполагает выбор приоритетов исходя из принципов создания стоимости; переориентацию систем планирования, оценки результатов деятельности и материального поощрения на показатель стоимости для акционеров; установление взаимоотношений с инвесторами на основе стоимости.

 

            Очевидно, что, чем более значительными являются ожидаемые в будущем чистые денежные потоки, тем более ценным для владельца является бизнес и тем выше стоимость этого бизнеса. Очевидно также, что денежный поток, полученный владельцем бизнеса через год, является более ценным для владельца бизнеса, чем денежный поток, полученный через пять лет (так как в течение четырех лет полученные владельцем деньги могут находиться на банковском депозите и приносить неплохой процент, а также с учетом неизбежной инфляции).

 

            Несомненно также, что, чем более рискованным является бизнес, тем выше вероятность того, что реальные денежные потоки окажутся меньше ожидаемых и, соответственно, тем ниже стоимость компании. Эти очевидные наблюдения лежат в основе метода дисконтированных денежных потоков (ДДП) – наиболее распространенного метода оценки стоимости компаний.

 

            Хотя прогноз ожидаемых  денежных потоков, а также расчет дисконтной ставки, определяемой рисками  ведения бизнеса, носят во многом субъективный характер, российский и зарубежный опыт показывает, что эти значения могут быть определены с достаточной точностью для их использования в системе управления компанией, а также в определении оптимальной цены купли-продажи пакета акций компании (единственно объективной основой которой как раз и является стоимость компании, рассчитанная по методу ДДП). 

 

            Методика  расчета1

 

            При определении  стоимости компании, как правило, используется два основных подхода:

 

            1. Рыночная стоимость определяется как произведение акций компании на их справедливую рыночную цену, за которую участники фондового рынка готовы приобрести эти акции.

 

            2. Стоимость компании исчисляется на основании денежных потоков, которые, по прогнозам экспертов, она способна генерировать на протяжении длительного времени.

 

 

            Классическая  формула расчета  стоимости компании на основании денежных потоков следующая:

 

            MV = NPVt + NCFt+1 /(WACC - g),

 

            где NPVt - чистый дисконтированный денежный поток, генерируемый компанией  за прогнозный период t. Как правило, прогнозный период составляет пять лет;

 

            NCFt+1 - нормальный  чистый денежный поток в первый  год после завершения прогнозного  периода;

 

            WACC - средневзвешенная  стоимость капитала;

 

            g - ожидаемые темпы  роста чистого денежного потока  в бессрочной перспективе.

 

            Основной и наиболее существенный недостаток показателя рыночной стоимости компании - большое количество допущений и прогнозов, которые  приходится использовать при его  расчете. Вместе с тем этот показатель позволяет наиболее полно учесть все факторы, влияющие на эффективность работы предприятия.

1.2 Как рассчитать стоимость?

 

            Говорить о стоимости  бизнеса и об управлении компании на основе её стоимости и не иметь  представления о том, как она  рассчитывается, вряд ли разумно. Поэтому  краткий курс по финансам вряд ли окажется лишним.

 

            В контексте данной работы, как уже говорилось, будет идти речь о стоимости акционерного капитала фирмы, того, который принадлежит владельцам, людям которые напрямую, или опосредованно, могут принимать решения по управлению фирмой. Поэтому стоимость любой компании зависит от её способности приносить вознаграждение владельцам.

 

            В ходе своей деятельности компания зарабатывает прибыль. Прибыль  это разность между доходами и  расходами за текущий период времени. Речь скорее идёт об экономической, а не бухгалтерской прибыли.

 

            Если суммировать  всю прибыль, которую компания получит  в будущем, то получиться ценность фирмы  для её владельцев. С финансовой точки зрения любая компания организовывается с целью получения экономической  выгоды её владельцами. Однако при таком расчёте надо учитывать стоимость денег во времени. Одно из фундаментальных понятий в финансах.

 

            Для того, чтобы оценить  стоимость фирмы сегодня, вся  будущая прибыль должна быть выражена в "сегодняшних" деньгах.

 

            Доллар сегодня не равен доллару завтра. Чем раньше деньги буду получены, тем выше их стоимость. Так как доллар, полученный сегодня, можно вложить, например, в банк и через год это будет, скажем доллар и десять центов (если вкладывать под 10% годовых). Следовательно, $1 сегодня, равен $1.10 через год. Отсюда можно провести обратную операцию, узнать, сколько в сегодняшних деньгах, стоит доллар, ожидаемый к получению через год. В данном случае это будет примерно $0.91. То есть 91 цент, полученный сегодня, можно вложить под 10% и через год эта сумма превратиться в $1. Значит 91 цент сегодня, равен доллару через год.

Информация о работе Управление стоимостью предприятия