Управление прибылью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 01:34, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях современного экономического развития роль прибыли в хозяйственном процессе непрерывно растет. Прибыль является стержнем и движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом активизации предпринимательства, эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Она обеспечивает интересы государства, собственников, персонала предприятия. Значение прибыли в условиях товарно-денежных (рыночных) отношений неизмеримо возрастает. Именно она определяет решение трех взаимосвязанных задач: что производить (какой вид товара или услуги); как производить (с какими издержками); для кого производить (выбор покупателей на различных сегментах товарного рынка).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ.…………………………………………………………..... 8
1.1. Сущность, принципы, объекты, функции управления прибылью…...................................................................................................... 8
1.2. Методические основы управления прибылью……………….. 17
1.3. Проблемы в управлении прибылью…………………………... 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХИТОН»…………...…………………………………….. 35
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Хитон» и анализ технико-экономических показателей………………………………..…...… 35
2.2. Исследование системы управления ОАО «Хитон»………….. 47
2.3. Анализ прибыли ОАО «Хитон». Факторный анализ………… 52
2.4. Анализ показателей рентабельности ОАО «Хитон»………… 62
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ОАО «ХИТОН»…………..………………………………….. 65
3.1. Разработка мероприятий относительно усовершенствования управления прибылью на ОАО «Хитон»…………………………………... 65
3.2. Оценка эффективности управления прибылью и планирование прибыли ………………………………................................... 70
3.3. Рекомендации по увеличению суммы прибыли…...…............. 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………...... 89

Файлы: 1 файл

diplom_gimadieva.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Для оперативного управления прибылью предприятия с  целью ее оптимизации рассчитывается также показатель маржинальной прибыли (дохода). Маржинальная прибыль (или валовая маржа) – это дополнительная прибыль, полученная от роста объема выручки от продаж при неизменных условно-постоянных затратах.

Маржинальная  прибыль рассчитывается как разность между выручкой от реализации и переменными затратами или, что то же самое, как сумма постоянных расходов и прибыли от реализации продукции. Определяется этот показатель следующим образом:

Пм = Qp − V (1)        или Пм = F + Пр , (2)

где Пм – маржинальная прибыль, руб.; Qp – выручка от реализации продукции, руб.; V и F – соответственно переменные и постоянные затраты на объем реализации продукции за период, руб.; Пp – прибыль от реализации продукции, руб.

В научной литературе выделяют основные формы анализа  прибыли предприятия, которые представлены в приложении 1. Мы здесь рассмотрим только некоторые из них. По целям осуществления анализ прибыли предприятия подразделяется на различные формы в зависимости от следующих признаков:

1. По объектам исследования  выделяют анализ формирования  прибыли и анализ ее распределения и использования.

а) Анализ формирования прибыли  проводится обычно в разрезе основных сфер деятельности предприятия— операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой осуществления анализа  с целью выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли предприятия,

б) Анализ распределения  и использования прибыли проводится по основным направлениям этого использования. Он призван выявить уровень потребления  прибыли собственниками и персоналом предприятия, общий уровень ее капитализации и конкретные формы производственного ее потребления в инвестиционных целях.

2. По организации проведения  выделяют внутренний и внешний  анализ прибыли.

а) Внутренний анализ прибыли  проводится менеджерами предприятия  или его собственниками с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого учета).

б) Внешний анализ прибыли  осуществляют налоговые органы, аудиторские  фирмы, банки, страховые компании с  целью изучения правильности ее отражения, уровня кредитоспособности предприятия и т.п.

3. По масштабам деятельности  выделяют следующие формы анализа  прибыли:

а) Анализ прибыли по предприятию  в целом. В процессе такого анализа  предметом изучения является формирование, распределение и использование прибыли на предприятии в целом без выделения отдельных его структурных подразделений.

6) Анализ прибыли по  структурному подразделению (центру  ответственности). Если рассматриваемое  структурное подразделение (центр  ответственности) по характеру  своей деятельности не имеет законченного цикла формирования прибыли, такой анализ направлен на формирование затрат (доходов). Эта форма анализа базируется в основном на результатах управленческого учета предприятия.

в) Анализ прибыли по отдельной  операции. Предметом такого анализа может быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдельным операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным реальным проектам и другим операциям.12

Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статике, так и в динамике.

В практике управления прибылью в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии (приложение):

    • горизонтальный анализ;
    • вертикальный анализ;
    • сравнительный анализ;
    • анализ рисков;
    • анализ коэффициентов;
    • интегральный анализ;
    • факторный анализ.13

1. Горизонтальный (или  трендовый) анализ прибыли базируется  на изучении динамики отдельных  ее показателей во времени.  В процессе использования этой  системы анализа рассчитываются  темпы роста (прироста) отдельных  видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда).

I I. Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использован и я. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли.

III. Сравнительный анализ  прибыли базируется на сопоставлении  значений отдельных групп аналогичных  ее показателей между собой.  В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей.

IV. Анализ уровня рисков  неотделим от анализа уровня  прибыли по операциям всех  сфер деятельности предприятия  — производственной, инвестиционной  и финансовой. Это связано с тем, что, определяя меру прибыли по хозяйственной деятельности (отдельным ее операциям) следует всегда одновременно определять и меру риска ей сопутствующего. В связи с этим система анализа уровня рисков должна получит широкое использование в процессе управления прибылью предприятия.

V. Анализ коэффициентов  (R-анализ) базируется на расчете  соотношения различных абсолютных  показателей между собой. В  процессе использования этой  системы анализа определяются  различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования. распределения и использования прибыли предприятия. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие системы аналитических коэффициентов.

1) Коэффициенты рентабельности. Основной целью расчета и использования этой системы коэффициентов является определение эффективности формирования прибыли предприятия. В процессе такой оценки должен строго соблюдаться принцип соответствия соотносимых показателей при расчете коэффициентов по конкретным видам деятельности предприятия.14

Коэффициенты рентабельности могут определяться как в десятичном выражении, так и в процентах. Таблица с формулами коэффициентов  рентабельности представлена в приложении 2.

3) Другие группы финансовых  коэффициентов. Наряду с рассмотренными выше, для оценки отдельных аспектов формирования прибыли предприятия используются и другие группы коэффициентов, основными из которых являются:

а) Коэффициенты платежеспособности. Они характеризуют возможность  предприятия своевременно рассчитываться по своим финансовым обязательствам. Основным из этих коэффициентов является коэффициент текущей платежеспособности.

б) Коэффициенты финансовой устойчивости. Они характеризуют  сложившуюся структуру источников капитала, используемого предприятием. Основным их этих коэффициентов является коэффициент автономии.

в) Коэффициенты оборачиваемости  активов (капитала). Они показывают насколько быстро средства, вложенные  в активы или отдельные виды капитала, оборачиваются в процессе хозяйственной  деятельности предприятия. Основным из этих коэффициентов является коэффициент оборачиваемости.15

VI. Интегральный анализ  прибыли позволяет получить наиболее  обобщенную характеристику условий  ее формирования.

VII. Факторный анализ  – анализ влияния отдельных  факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть:

Прямой – здесь  результативный показатель делят на составные части;

Обратный (синтез) – здесь  отдельные элементы соединяют в  общий результативный показатель.

Прибыль зависит  от трех основных факторов:

1. от количества  реализованной продукции по каждой  позиции номенклатуре или группе  товаров;

2. от уровня  себестоимости единицы продукции  по каждой позиции номенклатуры;

3. от уровня цен, по которым реализуются конкретные виды продукции.16

 

2.3 Проблемы в управлении прибылью

 

Управление  прибылью на предприятии осуществляется с помощью таких методов, как, планирование, формирование, распределение и использование прибыли.

Управление процессом формирования прибыли предприятия направлено на:

  • максимизацию величины прибыли в соответствии с ресурсным потенциалом предприятия и условиями рынка;
  • обеспечение оптимального соотношения между величиной формируемой прибыли и уровнем риска;
  • выполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами, собственниками предприятия, государственными организациями;
  • получение собственных финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития предприятия;
  • обеспечение роста рыночной стоимости предприятия, бизнеса;
  • стимулирование персонала и решение других задач.

Механизм формирования прибыли представлен на рис. 20.217

.

Рис 1.4. Механизм формирования прибыли

Главное требование, которое предъявляется  сегодня к системе распределения  прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

Общая схема распределения прибыли предприятия приведена на рис. 1.5.

Рис. 1.5. Основные направления распределения прибыли

Важным аспектом распределения  прибыли является определение пропорции  деления прибыли на капитализируемую и потребляемую части, которая устанавливается  в соответствии с учредительными документами, интересами учредителей, а также определяется в зависимости от стратегии развития бизнеса.

Для каждой организационно-правовой формы предприятия законодательно установлен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, основанный на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности предприятий соответствующих форм собственности.

На любом предприятии  объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под се распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение же направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры формируемых фондов, процесс их использования находятся в компетенции самого предприятия.

Государство не устанавливает  каких-либо нормативов распределения  прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на инновации, капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы и т.п. Законодательство ограничивает размер резервного фонда предприятия, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Порядок распределения  и использования прибыли предприятия  фиксируется в его учредительных документах и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководящим органом предприятия.

Наиболее сложным является порядок распределения прибыли акционерных обществ. Общие механизмы распределения прибыли и порядок выплаты дивидендов фиксируются в уставе общества.

Для определения ставки дивидендов необходимо рассчитать потенциальный  размер прибыли, которая может быть выплачена акционерам без ущерба для деятельности АО.

Общий порядок распределения прибыли  АО представлен на рис. 1.6.

Политика АО в области распределения  прибыли обычно вырабатывается советом  директоров и подлежит утверждению  на общем собрании акционеров.

Рис. 1.6. Распределение прибыли акционерного общества18

При анализе использования  прибыли необходимо сопоставить  фактическое ее распределение за отчетный период с распределением, предусмотренным в финансовом плане предприятия, а также с соответствующими данными за предыдущие периоды, то есть в динамике. На основе анализа использования прибыли могут быть сделаны выводы о необходимости изменений в ее использовании с целью достижения оптимальных соотношений между отдельными направлениями ее распределения.19

Информация о работе Управление прибылью предприятия