Управление платежеспособностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить определенный круг задач:
изучить понятие, сущность платежеспособности предприятия и факторы, оказывающие на нее воздействие;
определить необходимость и значимость анализа платежеспособности и финансового состояния предприятия для принятия эффективных управленческих решений;
рассмотреть основные методы оценки платежеспособности предприятия;
определить основные методы управления платежеспособности.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы платежеспособности на предприятии 5
1.1. Сущность и значение управления платежеспособностью предприятия 5
1.2. Факторы, влияющие на платежеспособность предприятия 11
2. Значимость и методы управления платежеспособностью 17
2.1. Необходимость и значимость анализа платежеспособности и финансового состояния для принятия управленческих решений 17
2.2. Основные методы оценки платежеспособности предприятия 22
2.3. Методы управления платежеспособностью предприятия 33
Заключение 40
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

Управление платежеспособностью предприятия.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

    

                                 (1.13)

     Ктл н.г. и к.г. – коэффициент  текущей ликвидности  на начало и на конец  года. 6 – период восстановления платежеспособности в месяцах; 12 –  отчетный период в месяцах.

     Нормативное значение Квп≥ 1.

     Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий  значение больше 1, свидетельствует  о наличии реальной возможности  у предприятия в ближайшее  время восстановить свою платежеспособность.

     Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение меньше 1, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время (в течение 6 месяцев) нет реальной возможности восстановить платежеспособность.

     Коэффициент утраты платежеспособности (Куп) рассчитывается, если коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами соответствует нормативным значениям11.

     Для этого используется формула:

     

                                 (1.14)

    3 – период утраты  платежеспособности предприятия в месяцах.

     Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий  значение больше 1, свидетельствует  о наличии реальной возможности  у предприятия не утратить платежеспособность в течение 3 месяцев с момента  оценки.

     Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение меньше 1, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время ( в течение 3 месяцев) имеется возможность утратить платежеспособность. 

     По  результатам расчетов принимаются  следующие решения:

     - о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – не способным восстановить свою платежеспособность;

     - о наличии реальной возможности  предприятия восстановить свою  платежеспособность в ближайшее  время (в течение 6 месяцев с  момент оценки);

     - о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время (в течение 3 месяцев) на сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами;

       - о наличии реальной возможности  не утратить платежеспособность  в течение 3 месяцев с момента оценки.

     Каждая  из данных методик имеет свои достоинства  и недостатки, поэтому для более  полной картины о платежеспособности предприятия необходимо использовать обе методики, что позволит устранить  недостатки и суммировать достоинства.

     2.3.  Методы управления платежеспособностью предприятия

     Управление  платежеспособностью предприятия  в условиях рынка является одним  из основных направлений управленческой деятельности. Эффективное управление платежеспособностью предприятия  позволяет хозяйствующему субъекту оперативно решать задачи выживания в условиях конкурентной борьбы и иметь возможность своевременно и в необходимом объеме получения и погашения заемных средств.

     Высокий уровень платежеспособности предприятия  дает возможность максимизировать  его прибыль и рентабельность деятельности, за счет привлечения дополнительных внутренних источников финансирования. Все это повышает стоимость самого предприятия, обеспечивает его инвестиционную привлекательность, развитие и надежную перспективу на будущее.

     Управление  платежеспособностью проводится как минимум по двум направлениям: повышение платежеспособности и профилактика (снижение) неплатежей. Платежеспособность предприятия можно повысить, если регулярно проводить различные мероприятия, которые устраняют причины и факторы снижения платежеспособности, а также способствующие повышению ликвидности активов.

     Возможность влияния на платежеспособность предприятия  зависит от ряда факторов. Перечислим основные из факторов:

  • достаточный объем наиболее ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений) для покрытия наиболее срочных обязательств предприятия (как правило, это кредиторская задолженность);
  • оптимальный размер производственных запасов: при неоправданно большом объеме производственных запасов происходит отток свободных денежных ресурсов в запасы, что снижает платежеспособность предприятия;
  • выполнение плана по производству и реализации продукции позволяет получить достаточный объем валовой выручки, которая является основным источником погашения обязательств предприятия. Кроме того, невыполнение плана по производству и реализации продукции, повышение ее себестоимости, невыполнение плана прибыли, может привести к недостатку собственных источников самофинансирования предприятия, что отрицательно скажется на его платежеспособности (рейтинге предприятия как заемщика);
  • оптимальное соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Каждое предприятие должно стремиться к такому соотношению дебиторской и кредиторской задолженности, где их показатели будут примерно равны (или при небольшом превышении дебиторской задолженности). Высокая доля дебиторской задолженности будет свидетельствовать о нерациональном отвлечении средств в дебиторскую задолженность. Высокая доля кредиторской задолженности также будет являться негативным фактором, свидетельствующим о низкой платежной дисциплине предприятия-заемщика перед поставщиками. В свою очередь, наличие просроченной кредиторской задолженности может вовлечь предприятие в судебные разбирательства, что в значительной степени снизит имидж предприятия как потенциального заемщика;
  • финансовое благополучие клиентов предприятия. Иногда причиной неплатежеспособности является не бесхозяйственность предприятия, а несостоятельность его клиентов;
  • выбор оптимального режима налогообложения. Высокий уровень налогообложения, штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов может стать одной из причин неплатежеспособности субъекта хозяйствования.12

     С учетом перечисленных факторов, хозяйствующие  субъекты должны строить свою систему управления финансами таким образом, чтобы обеспечить предприятию достаточный объем свободных финансовых ресурсов, позволяющих своевременно и в полном объеме финансировать все текущие потребности предприятия.

     Для оперативного внутреннего анализа  текущей платежеспособности, ежедневного контроля за поступлением средств от продажи продукции, погашения дебиторской задолженности и прочими поступлениями денежных средств, а также для контроля за выполнением платежных обязательств перед поставщиками, банками и прочими кредиторами составляется платежный календарь, в котором, с одной стороны, подсчитываются наличные и ожидаемые платежные средства, а с другой - платежные обязательства на этот же период. Причем продолжительность периода может составлять 1, 5, 10, 15 дней, 1 месяц.

     Оперативный платежный календарь составляется на основе данных об отгрузке и реализации продукции, о закупках средств производства, документов о расчетах по оплате труда, на выдачу авансов работникам, выписок со счетов банков и других.

     Для определения текущей платежеспособности предприятия необходимо платежные средства (сумму денежных средств и краткосрочных финансовых вложений) на соответствующую дату сравнить с платежными обязательствами (с общей величиной задолженности) на эту же дату. Идеальный вариант, если соотношение платежных средств и платежных обязательств будет составлять единицу или немного больше.

     Платежный календарь обеспечивает ежедневный контроль поступления и расходования денежных средств, позволяет синхронизировать положительные и отрицательные денежные потоки, определить приоритетность платежей по степени их влияния на финансовые результаты. Таким образом, он является важным инструментом оперативного управления текущей платежеспособностью предприятия. Кроме составления платежного календаря финансовые менеджеры предприятия могут разрабатывать мероприятия по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат.

     Важной  составляющей платежеспособностью  предприятия является качество управления предприятием. Некачественное или сомнительное управление существенно снижает платежеспособность предприятия. В связи с этим каждый элемент качества управления, представленный в таблице 1 должен быть элементом управления платежеспособностью.

     Укрепить  платежеспособность любого предприятия (организации) также можно:

  • повысив качество продукции, работ, услуг,
  • мобилизовав источники, которые ослабляют финансовую напряженность,
  • разработав различные формы санации (санирования) предприятия и другими способами.

     Таблица 1 – Основные нефинансовые элементы платежеспособности предприятий

Элемент платежеспособности Измеритель  платежеспособности
1. Положительная  кредитная история Честный и надежный заемщик
2. Компетенция  в вопросах основной деятельности Соответствующий опыт

Эффективная операционная деятельность

Хорошее управление финансами

Умение  работать на рынке

Доступ  к требуемой технологии

3. Компетенция  в вопросах организации Надежная организация

Соответствующая структура владения

Эффективное измерение разносторонних результатов  деятельности

Надежные  резервы

Гибкое  реагирование

Эффективный контроль

4. Тенденции Динамика роста

Перспективы

5. Стратегия Сильное планирование

Ориентация  на цели

Готовность  к неопределенным обстоятельствам  и ситуациям

Правильная  реакция на негативные и любые  другие события

Правильная  реакция на открывающиеся и новые  возможности

6. Предложение Характеристика  поставщиков

Риски поставок

7. Спрос Размер рынка  и качественные показатели

Факторы ценообразования

Схемы сбыта

Стабильность  спроса

Заменитель  продукта

8. Конкуренция Интенсивность конкуренции
 

     Немалое значение для платежеспособности имеет  финансовый имидж предприятия, который  позволяет использовать в качестве средства расчетов коммерческие (товарные) векселя. Повышая платежеспособность, предприятие одновременно обеспечивает снижение и профилактику неплатежей.

     Основными формами предотвращения неплатежей покупателей являются:

  • авансовые платежи,
  • предоплата,
  • использование аккредитивов,
  • использование различных видов поручительства со стороны финансово благонадежных структур, к которым относят устойчивые банки, крупные страховые, финансовые, инвестиционные компании, органы власти и др.,
  • осуществление сделок с залогом.

     Таким образом, на платежеспособность предприятия  оказывают влияние как финансовые, так и нефинансовые факторы. К финансовым факторам, влияющим на платежеспособность предприятия, относят: объем наиболее ликвидных активов; объем валовой выручки; размер производственных запасов; соотношение дебиторской и кредиторской задолженности; режим налогообложения; финансовое благополучие клиентов предприятия. Существуют также факторы, с помощью которых можно управлять платежеспособностью предприятия.

     Таким образом, подводя итог по первой главе  данной работы, можно сделать следующие  выводы. Платежеспособность предприятия – это способность предприятия своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из операций денежного характера без ликвидации долгосрочных активов. Оценка результатов управления платежеспособностью предприятия оказывает значительное влияние на принятие различных экономических решений, она поможет определить тип платежеспособности, выявить причины ее снижения и по результатам разработать направления по повышению платежеспособности. Анализ платежеспособности предприятия строится на показателях ликвидности и платежеспособности предприятия. При этом, как правило, проводится анализ ликвидности баланса и коэффициентный анализ (коэффициенты текущей, абсолютной, быстрой и общей ликвидности). Все эти показатели рассчитываются на основе данных бухгалтерской отчетности предприятия. На платежеспособность предприятия оказывают влияние как финансовые, так и нефинансовые факторы. Существуют также факторы, с помощью которых можно управлять платежеспособностью предприятия, то есть повышать (или понижать) их. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление платежеспособностью предприятия