Управление филиальной сетью коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование стратегической деятельности коммерческого банка по развитию филиальной сети.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
-раскрыть содержание стратегии развития филиальной сети коммерческого банка;
- раскрыть механизм реализации стратегии развития филиальной сети на примере банка « Западный»;
- дать рекомендации по совершенствованию управления филиальной сетью банка;
Предметом исследования является процесс создания и функционирования филиальной сети коммерческого банка.
Объектом исследования выступают коммерческие банки, развивающие сеть территориально удаленных внешних подразделений.
Структура курсовой работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы по теме исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования филиальной сети коммерческого банка….4
Структура и организация филиальной сети банка…………………………………. 4
Стратегии развития филиальной сети, ее сущность и необходимость…………… 8
Стандартизация деятельности филиальной сети коммерческого банка………….. 17
Глава 2. Методика управления филиальной сетью банка «Западный»……………………. 21
2.1. Общая характеристика банка « Западный»…………………………………………21
2.2. Реализации стратегии развития филиальной сети банка « Западный»………...…23
2.3. Рекомендации по совершенствованию управления филиальной сетью банка….. 25
Заключение…………………………………………………………………………………….. 27
Список литературы…………………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Московский государственный университет.docx

— 216.18 Кб (Скачать)

Коммерческий  банк «Западный» занимает 323 место в  рейтинге по количеству офисов и 335 место  в общем рейтинге банков на территории РФ.

 

Схема структуры  собственности ОАО Банк "Западный"9

 

Лицензии профессионального участника  рынка ценных бумаг

  • На осуществление депозитарной деятельности 
  • На осуществление деятельности по управлению ценными бумагами 
  • На осуществление дилерской деятельности 
  • На осуществление брокерской деятельности 
  • Свидетельство Ассоциации российских банков 

 

 

 

2.2. Реализации  стратегии развития филиальной  сети банка « Западный».

 

Наличие региональной сети на сегодняшний  день становится одним из важнейших  конкурентных преимуществ не только на рынке розничных продуктов, но и на рынке кредитования малого и  среднего бизнеса. Активное развитие данного  направления требует решения  целого комплекса вопросов по выбору региона, формата присутствия в  регионе, предварительного расчета  эффективности его деятельности.

Банк « западный», впрочем как  и остальные банки, обозначает построение своей региональной филиальной сети одним из ключевых направлений своего стратегического развития. Все кредитные  учреждения изначально ставят перед  собой задачу скорейшего развития своих  филиальных сетей, тем самым прописывая в стратегии управления банка  пункт  стратегического развития филиалов и подразделений.

Сегодня на рынке существуют два  подхода к развитию региональной сети коммерческого банка. Первый подход заключается в максимальном проникновении внутрь регионов присутствия. Примером банка, реализующего данный подход, является Сбербанк РФ. Другой подход предполагает максимальный географический охват, стремление к федеральному покрытию с небольшим присутствием в каждом регионе. Данный подход скорее подходит к анализируемому мной банку «Западный», который предполагает наличие 1-2 филиалов в каждом регионе РФ, с каждым годом открывая новые регионы для развития своей филиальной сети.

В настоящий момент банк « Западный»  является малофилиальным, но с каждым годом мы можем наблюдать положительные  тенденции его развития. Сейчас насчитывается 18 филиалов банка в различных  регионах России, таких как: Барнаул, Волгоград, Воронеж, Ижевск, Калининград, Краснодар, Липецк, Новороссийск, Новосибирск, Омск, Рязань, Самара, Саратов, Тюмень, Тверь, Таганрог и Челябинск. Так же открыто 11 дополнительных офисов на территории Москвы и Московской области. По рейтингу банков, имеющих филиальную сеть, по данным РБК. Рейтинг, Банк « Западный» находится на 335 месте. Естественно на первом месте находится Сбербанк РФ по числу своих филиалов, представительств и дополнительных офисов.

Приоритетной задачей в стратегии  развития и управления филиалом банка « Западный» является выбор региона присутствия. В стратегии банка прописаны такие критерии как:

  • потенциал привлечения средств населения ;
  • потенциал населения для размещения средств в банках;
  • потенциал банковского бизнеса;
  • уровень конкуренции;
  • доступность населения.

Регионы РФ были ранжированы по каждому критерию. В зависимости от полученных результатов была установлена очередность открытия филиалов. Первые 20 регионов, показатели по которым лучше, чем в "среднем" (не включая Москвы и Санкт-Петербурга)  регионе России, были признаны регионами первой очереди для открытия филиалов и развития сети. Следующие 20 регионов были признаны регионами второй очереди. Следующие 10 регионов признаны перспективными регионами. В оставшихся регионах развитие сети признано нецелесообразным.

При определении критериев размещения точек банк использует следующие  подходы10:  

  • необходимость использования имеющихся точек. В качестве базовых регионов для развития сети присутствия используются регионы с уже существующими филиалами. Это дает возможность использовать имеющиеся компетенции, человеческие ресурсы и ресурсы филиала для максимально быстрого развертывания сети;
  • необходимость максимального использования существующих возможностей. В случае если существующий филиал располагается в регионе первой очереди, то наращивается сеть присутствия для максимального проникновения на рынок;
  • развертывание сети в наиболее перспективных регионах. В случае если соседний регион с регионом филиала (в рамках одного федерального округа) является регионом первой очереди, то рассматривается возможность размещения точки присутствия также и в соседнем регионе. 
    При этом у банка существуют и четкие критерии исключения регионов:
  • точки присутствия не открываются в "горячих точках" и близких к ним регионах;
  • не открываются точки в регионах с нерыночными административными барьерами (республики с сильной национальной властью, "криминальные" регионы);
  • на текущем этапе не открываются точки в удаленных регионах с возможными трудностями в управлении точкой.

В качестве целевых городов для  размещения точек присутствия банк выбирает (по приоритету):

  • районные центры с численностью населения не менее 200 тыс. человек;
  • крупнейшие города соседних регионов первой очереди;
  • крупнейшие города соседних регионов второй очереди.

Для городов, так же как и для  регионов, существуют критерии исключения:

  • не открываются точки в городах с нерыночными административными барьерами;
  • не открываются точки в городах с сильной зависимостью от одного предприятия/предприятий одной отрасли.

Банк « Западный»  придерживается агрессивной политики присутствия в регионах, с каждым годом расширяя свои возможности  и филиальную сеть, охватывая все  новые регионы Российской Федерации.

 

2.3. Рекомендации по совершенствованию  управления филиальной сетью  банка.

 

На мой взгляд, в условиях России наиболее подходит следующая  модель управления крупным банком. Создается мощный Центр, играющий роль координатора всех структур и генератора идей, информационного ядра. Центр определяет стратегию развития банка в целом, его финансовую политику, являющихся обязательными для филиалов. Центр также в рекомендательном порядке разрабатывает технологии, маркетинг, информационные базы, кадровую политику, способствует решению других задач. В Центре создаются некоторые общие службы банковской инфраструктуры: информационно-аналитическая, повышения квалификации кадров, рекламная и др. Услуги центра филиалам, кроме базовых, осуществляются на платной основе.

Центр создаёт по всей стране и за рубежом сеть филиалов обладающих высокой степенью самостоятельности  и автономности. Филиалы имеют  свой баланс, свою материальную базу, самостоятельно привлекают денежные ресурсы и используют их по своему усмотрению в русле  единой финансовой политике банка, с  учётом региональных особенностей. Филиалы  имеют право также на использование  по своему определённой части прибыли  на развитие и материальное поощрение  сотрудников.

Филиалы самостоятельно создают  и развивают в регионе сеть подразделений, расположенных вне  головного офиса: дополнительных офисов, отделений, операционных касс, пунктов  обмена валюты. Эти подразделения  не имеют самостоятельности, подчиняются  и контролируются руководством филиала.

Такая модель обеспечивает, по-моему, с одной стороны единство финансовой политики, с другой - развитие инициативы на местах, мобильности  и гибкости в использовании ресурсов, повышает управляемость и снижает  издержки на управление в центре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении можно отметить то, что  процесс создания филиальной сети, ее развития и управления является трудоемким процессом, включающим оценку регионов, в которых планируется  открытие филиала банка, разработку бизнес-плана развития сети и оценку эффективности деятельности структурных  подразделений кредитного учреждения. Данному процессу уделяют огромное количество времени и средств, ведь в будущем, при правильно развитой сети филиалов, все затраты окупаются  и качество, созданной филиальной сети, работает на имидж всего банка  в целом.

В обеспечении нормального функционирования рыночной экономики России важную роль играет банковская система страны. Разработанная Банком России совместно  с Минфином РФ и Минэкономразвития  РФ стратегия развития банковской системы  на ближайшие пять лет предполагает, что она должна базироваться на крупных  универсальных банках с разветвленной  филиальной сетью.

Построение структуры филиальной сети и особенности управления ею в значительной степени диктуются  стратегическими целями банка. В  настоящее время в российской банковской системе преобладают  две альтернативные стратегии: внешнеэкономического посредничества  и внутреннего развития. Стратегии развития многих российских банков предполагают их активное участие в сегменте розничных услуг, что также самым непосредственным образом влияет на особенности построения и управления развитием филиальной сетью.

Другой аспект функционирования современной  организации - беспрецедентный скачек развития телекоммуникационных и информационных технологий. В определенной степени  можно говорить об изменении среды  бизнеса и, соответственно, методов  его взаимодействия с окружающей средой. Так, изменяется само представление  о филиале, как об обособленном представительстве  организации в определенном регионе  или сегменте рынка. Развивается  электронная коммерция и автоматизированные (банковские) офисы что, как минимум, требует оценки со стороны высшего  менеджмента банков и прогнозирование  перспектив внедрения указанных  технологий.

Таким образом, выбор стратегии  с учетом отмеченных факторов - это  отправная точка построения филиальной сети организации и методов ее управления, адекватной поставленным целям.

В условиях постоянно возрастающей конкуренции (в том числе за счет выхода на российский рынок западных кредитных организаций) и снижения рентабельности банковских продуктов, решающее значение имеют вопросы  формирования системы и структуры управления развитием сети филиалов. Они должны обеспечить реализацию ее стратегии, взаимодействие банка с внешними организациями, согласованную работу региональных подразделений и, в конечном счете, эффективное решение стоящих перед банком задач.

Рассматривая функциональные особенности  филиала, было определено, что основной задачей филиала коммерческого банка является обеспечение условий для получения банком дополнительной прибыли. При этом в отличие от других структурных подразделений именно филиал обладает максимальными функциональными возможностями для реализации банковских продуктов и услуг, представления интересов банка на удаленных территориях. Функции филиала банка определены поставленными перед ним задачами. Основной задачей филиальной сети банка является расширение возможностей банка по сбыту собственных продуктов и получению прибыли благодаря повышению доступности банковского обслуживания для клиентов.

Анализируемый мною банк «Западный» не завоевал пока лидирующее место  на рынке банковских продуктов, но он успешно к этому идет, с каждым годом открывая новые филиалы  и соответственно новые возможности. И хотя данный банк не входит в топ 100 банков с разветвленной филиальной сетью, у него есть все условия  для достижения своих  целей, так  как многие банковские продукты, предлагаемые банком        « Западный», конкурентоспособны на рынке. Его стратегия носит долгосрочный характер и нацелена на дальнейшее развитие филиальной сети и освоение все новых регионов РФ.

Из вышесказанного можно сделать  вывод о том, что наличие региональной сети на сегодняшний день становится одним из важнейших конкурентных преимуществ не только на рынке розничных продуктов, но и на рынке кредитования малого и среднего бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Гражданский кодекс РФ Часть1 от 30.11.1994г. №51-ФЗ с изменениями и дополнениями.
  2. Федеральный закон РФ от 02.12.1990г. №395-1 "О банках и банковской деятельности" с изменениями и дополнениями.
  3. Федеральный закон РФ от10.07.2002г. №86-ФЗ "О Центральном Банке РФ (Банке России)" с изменениями и дополнениями.
  4. Банки и банковские операции / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ, 2006.
  5. Банки и банковское дело/ Под. ред.И.Т. Балабанова. СПб.: Питер, 2008.
  6. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  7. Банковское дело: Учебник/Под ред.Г.Г.Коробовой -М.:Экономист,2004.
  8. Белоглазова Г.Н.  ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА//БАНКОВСКОЕ ДЕЛО , 2011.-№2 
  9. Бургомистренко А.А. Проблемы развития региональных банков / Банковская деятельность в России: Сборник научных трудов. Саратов: СГСЭУ, 2004. С.87 - 92.
  10. Бургомистренко А.А. Стратегии развития филиала коммерческого банка / Банковская система России: Проблемы и перспективы развития: Сборник научных трудов. Саратов: СГСЭУ, 2006. С. 81 – 88
  11. Кардашов В.В. Операционная модель развития розничного бизнеса банка // Методический журнал «Банковский ритейл», № 3, 2007.
  12. Кардашов В.В. Операционная модель развития розничного бизнеса банка // Методический журнал «Банковский ритейл», № 6, 2009.
  13. Кричевский Н.А. Основные пути развития клиентской базы банка // Финансы,2010.-№3, стр 89.
  14. Коновал А. Главный фактор успеха розничного банка - маркетинговый подход к развитию бизнеса // «Конкуренция и рынок», июнь 2005, № 26.
  15. Роль корпоративного центра. Система управления компании и корпоративная культура. IT-инфраструктура. // Андрей Борисов. Специально для Bankir.Ru
  16. Организационные структуры растущего банка, или Эффективное управление современным розничным банком. // Дмитрий Самсонов, Андрей Исьмин.
  17. Организационные структуры растущего банка, или Эффективное управление современным розничным банком-2 // Исьемин А.
  18. www.reglament.net
  19. www.bankir.ru
  20. www.naukom.ru
  21. www.piar.ru
  22. www.institutiones.com
  23. www.zapad.ru
  24. www.banki.ru

Информация о работе Управление филиальной сетью коммерческого банка