Управление денежными активами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – управление денежными активами на предприятии.

Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью «Старт+».

В соответствии с целью работы в ходе ее выполнения решались следующие задачи:

1. исследовать теоретические основы управления денежных средств;

2. изучить принципы управления денежных средств в исследуемом предприятии;

3. рекомендовать мероприятия по совершенствованию управления денежными средствами.

Оглавление

Введение…………………………………………..……………………...…3

1. Характеристика рыночной среды предприятия……………………….5

2.Теоретические основы управления денежными активами…….........13

2.1. Содержание процесса управления денежными активами……...….13

2.2. Анализ движения денежных средств……………………………….15

2.3. Расчет финансового цикла предприятия…………..……….……….17

2.4. Денежный поток как объект управления…………………….……..18

2.5. Определение оптимального уровня денежных средств…………...21

3. Управление денежными активами на предприятии ООО «Старт+»..24

3.1. Экономическая характеристика предприятия ООО «Старт+» …..24

3.2. Анализ финансового состояния……………………………………..27

3.3. Организация денежных средств в кассе…………………………....34

3.4. Организация денежных средств в банке……………………………36

3.5. Пути совершенствования управления денежными средствами на предприятии ООО «Старт+»…………………………………………….……...39

Выводы и предложения……………………………………………….….42

Список использованной литературы…………………………..….……..44

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

     Активизация означает побуждение коллектива к активному действию, к достижению высокой результативности и эффективности в труде.

     Контроль - это наблюдение и проверка соответствия реального хода и развития процесса, его результатов плановым показателям, нормам, ГОСТам, инструкциям и т.д. Контроль представляет собой оборотную сторону планирования.

     Функция учета включает в себя подведение итогов выполнения коллективом предприятия, цеха, участка плана или отдельных этапов его осуществления.

     Однако эти функции в силу многообразия задач, решаемых коллективом предприятия, носят комплексный характер и не раскрывают всей полноты содержания управления. В дифференцированном виде их можно представить следующим образом:

     общее (линейное) управление предприятием и его основными подразделениями;

     организация и руководство конструкторской подготовкой производства;

     организация и руководство технологической подготовкой производства;

     совершенствование организации производства и управления;

     организация труда и заработной платы;

     управление ремонтным обслуживанием производства;

     управлением энергетическим обслуживанием производства;

     организация контроля за качеством вырабатываемой продукции;

     оперативное управление основным производством;

     планирование и прогнозирование экономического и социального развития;

     бухгалтерский учет и управление финансовой деятельностью;

     организация материально-технического снабжения;

     управление транспортным обслуживанием производства;

     управление персоналом;

     организация и управление охраной труда и охраной природы;

     общее делопроизводство и управление хозяйственным обслуживанием;

     управлением капитальным строительством;

     организация и управление маркетинговой деятельностью предприятия».[6]

     Следует отметить, что перечень функций управления и их содержание не являются постоянными. Под воздействием изменений в общественных и экономических отношениях они меняются. Так, в связи с переходом к рынку, появилась новая функция управления «Организация маркетинговой деятельности предприятия». Дальнейшее развитие в нашей стране рыночных отношений внесет новые коррективы в содержание ряда функций управления и в его организацию в целом.

     Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

     На рис. 1 показан состав и взаимосвязь современных функций, формирующих процесс управления. Каждый из шести блоков функций представляет собой обособленный этап процесса управления объектом, фирмой, корпорацией. В каждом блоке два вида функций, взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. При одном и том же назначении функции каждого блока отражают особенности, характерные для менеджмента разных сфер управляемой деятельности, разных уровней управления и объектов.

     С учетом приоритетности каждая из основных функций выступает критерием выделения функционального менеджмента как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций выражает системное представление и законченность процессов управления любой социальной и социально-экономической системы.

     Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть содержание основных функций менеджмента через базовые средства воздействия.

     

     Рис. 1.1. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента

     В таблице 1.1 по каждой функции приведены средства взаимодействия, наиболее часто используемые менеджерами в процессах управления. Естественно, дать исчерпывающий набор средств воздействия не представляется возможным, так как состав средств в значительной степени определяется ситуационно. При выборе средств воздействия руководствуются их значимостью, комплексностью и системностью применения в процессах формирования функциональных моделей менеджмента.[8]

    Таблица 1.1.

    Основные функции менеджмента и средства воздействия

Основные функции Приоритетные средства воздействия
Целеполагание  

Стратегополагание

Потребности, миссии, цели, потенциал, ресурсы, результаты, информация

Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация

Планирование

Регулирование

Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план

Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензии, информация

Организация  

Координация

Процесс, система, структура, технология, ресурсы, коммуникации, информация, метод

Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость.

Мотивация и активизация Стимулирование Потребность, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль

Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизм, льготы, штрафы, карьера

Гуманизация  

Обеспечение корпоративности

Этика, культура, традиции, образованность, правовое сознание, профессионализм

Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, климат, совместимость, карьера

Контроль

Оценка

Нормы, правила, инструкции, технология, анализ

Показатели, критерии, процедуры, экспертиза

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Теоретические основы управления  денежными АКТИВАМИ 

    2.1. Содержание процесса управления денежными активами

      Процесс управления денежными активами предприятия — составная часть процесса управления оборотными активами. Основной целью финансового менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия. Практически, если в предусмотренные сроки предприятие из-за нехватки денежных средств не сможет рассчитаться по своим неотложным финансовым обязательствам, другие показатели деятельности предприятия (уровень рентабельности, наличие других активов предприятия) не пойдут в зачет при возбуждении иска о банкротстве. Кроме основной цели — обеспечение платежеспособности предприятия — финансовые менеджеры должны решать вопрос о эффективном использовании временно свободных денежных средств и формировании инвестиционного их остатка.[3]

      К основным элементам денежных активов предприятия относятся:

      —   денежные активы в национальной валюте;

      —   денежные активы в иностранной валюте;

      —   резервные денежные активы в форме краткосрочных финансовых вложений.

      Денежные активы в валютах могут находиться в кассе предприятия, на расчетном счете, на специальных счетах и в пути.

      Содержание процесса управления должно учесть, с одной стороны, тот факт, что требование обеспечения платежеспособности предприятия определяет необходимость наличия на предприятии большого объема денежных средств в пределах финансовых возможностей предприятия, а с другой стороны, то, что сохранение активов предприятия в высоколиквидной денежной форме означает потерю их реальной стоимости из-за инфляции и фактора времени, а также потери от неинвестирования их в какой-либо доступный инвестиционный проект. Поэтому содержание процесса управления денежными активами можно определить как деятельность по оптимизации среднего текущего остатка денежных ресурсов в целях обеспечения текущей и перспективной платежеспособности и эффективной работы предприятия.

      Процесс управления денежными средствами состоит из следующих этапов:

      1. Анализ наличия и использования денежных активов предприятия в предшествующем периоде. В результате этого анализа оценивается степень участия денежных активов в обороте предприятия и его динамика, определяется оборачиваемость денежных активов в предшествующем периоде и уровень абсолютной платежеспособности предприятия. Кроме этих вопросов изучается эффективность отвлечения свободного остатка денежных средств в краткосрочные финансовые вложения и рентабельность результатов этого отвлечения. Результаты проведенного анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров стратегии и тактики управления.

      2. Оптимизация среднего остатка денежных средств предприятия. Результат этого этапа позволяет создать модель регулирования объема денежных средств с учетом конкретных условий хозяйственной деятельности предприятия.

      3. Выбор эффективных форм регулирования среднего остатка денежных активов. Цель подобного регулирования — обеспечить постоянную платежеспособность предприятию при рациональной величине средней потребности в остатках денежных активов. Одной из форм подобного регулирования является по сути процесс составления бюджетов (смет) поступления расходования средств по всем видам деятельности предприятия. Поданным бюджетов изучается диапазон колебаний остатка денежных средств в отдельные отрезки времени и оптимизируются величины этих активов. Высвобождение суммы денежных активов реинвестируется в краткосрочные финансовые вложения или в другие виды активов.

      4.  Обеспечение эффективного использования временно свободных денежных средств. К подобным мероприятиям можно отнести: использование депозитных вкладов, открытие контокоррентного счета в банке, использование высокодоходных фондовых инструментов при реальной оценке риска их использования и т. д.

      5.  Организация эффективной системы контроля за использованием денежных активов предприятия. Критерием работы этой системы должны служить: наличие текущей платежеспособности предприятия и уровень эффективности сформированного портфеля краткосрочных финансовых вложений предприятия. 

    2.2. Анализ движения денежных средств 

      Основные причины анализа движения денежных средств на предприятии заключаются в следующем:

      1.  Денежные средства в силу их высокой ликвидности обеспечивают финансовую гибкость предприятия, их можно использовать оперативно для ликвидации сбоев в финансовом и производственных процессах.

      2.  Наличие прибыли по балансу предприятия не означает присутствия необходимой величины денежных ресурсов, что гораздо важней для текущей деятельности предприятия.

      3.  Для оценки эффективности всех видов деятельности предприятия очень важно представлять, какие из этих видов генерируют основной объем поступлений и оттоков денежных средств.

      Отчет о движении денежных средств входит в число основных отчетных форм предприятия. В отчетной форме показатели притока и оттока денежных средств приводится в разрезе видов деятельности предприятия: операционной (производственной), инвестиционной, финансовой и прочими операциями с денежными средствами. Для анализа интерес представляют несколько аналитических показателей, в частности, изменение остатка денежных средств. В ходе анализа крайне важно объяснить расхождение между величиной денежного потока, имевшего место на предприятии в отчетном периоде, и полученной за этот период прибылью.

Информация о работе Управление денежными активами предприятия