Управление дебиторской задолженностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы - построенный на основе анализа состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, а также получение ключевых параметров, дающих объективную и наиболее точную картину состояния дебиторской задолженности, и применение теоретических положений для анализа дебиторской задолженности на конкретном предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………………...2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………..…….…………5

Экономическая сущность дебиторской задолженности……………..…….…5
Цели и задачи управления дебиторской задолженностью………….……...9
Методика анализа дебиторской задолженности как объекта управления………………………………………………………..…………….10

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОАО «ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОКОНТАКТОР»………………………………………………..……..22

2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Владикавказский завод «Электроконтактор»………………………………………………………………22
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Владикавказский завод «Электроконтактор»…………………………………………………..……….….24
2.3 Анализ дебиторской задолженности ОАО «Владикавказский завод «Электроконтактор»……………………………..………………………………..29
2.4 Разработанные рекомендации по управлению дебиторской задолженностью ОАО «Владикавказский завод «Электроконтактор» ………………………………………………………………………………………36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….………40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….…….….42

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….44

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….….47

Файлы: 1 файл

Управление дебит.docx

— 112.79 Кб (Скачать)

С позиции возмещения стоимости  поставленной продукции продажа  может быть выполнена одним из трех методов:

а) предоплата,

б) оплата за наличный расчет,

в) оплата с отсрочкой платежа, осуществляемая обычно в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, аккредитив, расчеты  по инкассо и расчетный чек.

Последняя схема наиболее невыгодна  продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе  расчетов за поставленную продукцию. При  оплате с отсрочкой платежа, и  возникает дебиторская задолженность  по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической  деятельности предприятия.

Ускорение оборачиваемости может  быть достигнуто благодаря отбору потенциальных  покупателей, определению условий  оплаты, контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдению их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя.

Определение условий оплаты товаров  покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются  границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше – получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок – потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее  срока – платите штраф.

Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.

Управление дебиторской задолженностью подразумевает обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской  задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.

Управление дебиторской задолженностью заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и  анализе фактических потерь, связанных  с непогашением дебиторской задолженности.

 

    1. Цели и задачи управления дебиторской задолженностью

 

Финансовый анализ - это процесс, при помощи которого мы оцениваем  прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. Однако при этом главной  целью является оценка финансовой деятельности нашей организации относительно будущих условий существования.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность является информационной базой финансового анализа, потому что в классическом понимании финансовый анализ - это анализ данных финансовой отчетности. Финансовый анализ проводится по-разному, в зависимости от поставленной задачи. Он может:

  1. использоваться для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью;

б) служить для оценки деятельности руководства организации;

в) быть использован для выбора направлений инвестирования капитала;

г) выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.

В процессе анализа дебиторской  задолженности дается разная оценка платежной дисциплины покупателей и заказчиков:

- анализ рисков дебиторской  задолженности и вероятности  возврата средств;

- выявление в составе дебиторской  задолженности обязательств, маловероятных  для взыскания;

- разработка политики кредитования  покупателей, направленной на  ускорение расчетов и снижение  риска неплатежей.

В качестве основных задач анализа О.В. Ефимова выделяет следующие:

анализ состояния дебиторской  задолженности, ее состава и структуры;

  1. формирование аналитической информации, позволяющей контролировать дебиторскую задолженность;
  2. определение реальной стоимости дебиторской задолженности в условиях меняющейся покупательной способности денежных средств;
  3. анализ и разработку политики расчетов, обоснование условий предоставления кредита отдельным покупателям;
  4. контроль за соответствием условий предоставления кредита покупателям и получения коммерческого кредита от поставщиков;
  5. прогнозирование инкассации дебиторской задолженности.

 
На величину дебиторской задолженности  оказывают влияние:

  1. общий объем продаж организации;
  2. условия расчетов с дебиторами;
  3. политика взыскания дебиторской задолженности (чем большую активность проявляет предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше качество дебиторской задолженности);
  4. платежная дисциплина покупателей;
  5. состояние бухгалтерского учета, обоснованность проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля;
  6. качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов.

 

1.3 Методика анализа дебиторской задолженности как объекта управления

 

Важной составной частью системы управления дебиторской  задолженностью фирмы являются методы.

К чисто финансовым методам, примененным в данной работе, относятся:

  1. ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения,
  2. составление реестра «старения» счетов дебиторов,
  3. прогнозирование вероятной суммы безнадежной дебиторской задолженности,
  4. определение взвешенного «старения» счетов дебиторов,
  5. расчет и оценка финансовых коэффициентов. 

К управленческим методам относятся:

  1. «дерево решений»,
  2. формирование информационной базы,
  3. использование системы вознаграждений.

 Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

  1. исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
  2. периодический пересмотр предельной суммы кредита;
  3. использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
  4. формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
  5. выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);
  6. определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
  7. формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
  8. формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
  9. использование современных форм рефинансирования задолженности;
  10. диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

Определение возможной суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

             

                              ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360,                         (1.1)

 

где ИДЗ - необходимая сумма  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность;

ОРК - планируемый объем  реализации продукции в кредит;

КСЦ - коэффициент соотношения  себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;

ППК - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПР - средний период просрочки  платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Если финансовые возможности  предприятия не позволяют инвестировать  расчетную сумму средств в  полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем  реализации продукции в кредит.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий  предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему  условий, определяющих его способность  привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные  сроки выполнять все связанные  с ним финансовые обязательства .

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы  характеристик, оценивающих кредитоспособность  отдельных групп покупателей.  По товарному (коммерческому)  кредиту такая оценка осуществляется  обычно по следующим критериям:

  1. объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;
  2. репутация покупателя в деловом мире;
  3. платежеспособность покупателя;
  4. результативность хозяйственной деятельности покупателя;
  5. состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
  6. объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза  информационной базы проведения  кредитоспособности покупателей  имеет целью обеспечить достоверность  проведения такой оценки. 

Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно  покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят  постоянный характер); информации, формируемой  из внешних источников (коммерческого  банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и  т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем  непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью  проверки состояния его имущества  и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

  1. покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);
  2. покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
  3. покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  кредитоспособности покупателей,  наряду с размером кредитного  лимита, может осуществляться по  таким параметрам, как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры  инкассации задолженности предусматривает  сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям  о дате платежей; возможности и  условия пролонгирования долга  по предоставленному кредиту;  условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные  потери .

Выставление счетов. При  циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в  различные периоды времени. При  такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в  первый день месяца, тем, чьи фамилии  начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета  покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов  со времени и составления.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия