Управление дебиторской задолженностью и запасами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность-это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………6
1.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности и запасов .6
1.2. Дебиторская задолженность и запасы как управляемая
категория ………………………………………………………………….11
1.3. Комплексная характеристика систем управления запасами………15
2. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………..0
2.1. Анализ финансового состояния предприятия и выявление проблемы…………………………………………………………………..20
2.2. Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью ………………………………………………………….26
2.3. Методы управления использованием капитала, авансированного в запасы……………………………………………………………………...39
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И ЗАПАСАМИ ООО "НИЖЕГОРОДТЕХНОСТРОЙ"………………………………………….51
3.1. Анализ производственных запасов и определение целей формирования запасов…………………………………………………...51
3.2. Оптимизация размера заказываемой партии строительных материалов ………………………………………………………..………52
3.3. Эффективное управление дебиторской задолженностью и запасами предприятия…………………………………………………………..…...55
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................63

Файлы: 1 файл

финансовый менед..doc

— 107.00 Кб (Скачать)


5

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ  ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………6

1.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности и запасов .6

1.2. Дебиторская задолженность и запасы как управляемая

категория ………………………………………………………………….11

1.3. Комплексная характеристика систем управления запасами………15

2. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………..0

2.1.              Анализ финансового состояния предприятия и выявление проблемы…………………………………………………………………..20

2.2. Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью ………………………………………………………….26

2.3. Методы управления использованием капитала, авансированного в запасы……………………………………………………………………...39

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И  ЗАПАСАМИ ООО "НИЖЕГОРОДТЕХНОСТРОЙ"………………………………………….51

3.1. Анализ производственных запасов и определение целей формирования запасов…………………………………………………...51

3.2. Оптимизация размера заказываемой партии строительных материалов ………………………………………………………..………52

3.3. Эффективное управление дебиторской задолженностью и запасами предприятия…………………………………………………………..…...55

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................63



5

 

1.Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности и материальных запасов

   

Должник, дебитор  (от латинского слова  debitum-долг, обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.

Дебиторская задолженность-это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

    По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения  расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.).

Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт товары другому предприятию, совсем не значит, что стоимость проданного товара будет оплачена немедленно          

В настоящее время, в связи с переходом на новый план счетов и новую систему учета дебиторской задолженности, выделяют следующие виды: дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, дочерних, зависимых товариществ, совместно контролируемых юридических лиц, прочей дебиторской задолженности, расходы будущих периодов, дебиторская задолженность по выданным авансам

Дебиторской задолженностью называются средства, причитающиеся фирме, но еще не полученные ею. В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.

Дебиторская задолженность может быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность по основной деятельности и дебиторская задолженность по прочим операциям.

Дебиторская задолженность по основной деятельности отражается в статьях «Счета к получению» и «Векселя полученные». Счета к получению возникают тогда, когда сделка оформляется путем простой записи стоимости проданных в кредит товаров и услуг по так называемому «открытому счету» без письменного обязательства уплаты заемщиком. Вексель полученный – это письменное обязательство уплаты денег на определенную дату, состоящее из номинала и про­цента.

К дебиторской задолженности по прочим операциям относятся такие  статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия долга, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебитор­ская задолженность по дивидендам и процентам) и др.

В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолжен­ность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т. е. ис­ходит из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности

Чистая стоимость реализации означает, что при регистрации деби­торской задолженности учитываются безнадежные поступления и раз­личного рода скидки.

Безнадежные поступления по дебиторской задолженности – это убытки или расходы, обусловленные тем, что часть дебиторской задол­женности оказывается не оплаченной покупателями. На момент реали­зации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской за­долженности начисляется определенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчетности она отражается в дополнительной статье «Скидка для безнадежных поступлений».

Скидка для безнадежных поступлений рассчитывается исходя из суммы неоплаченной дебиторской задолженности за предшествующие годы с учетом изменений в экономической конъюнктуре. Для оценки безнадежных поступлений используются два метода:

- исходя из процентного отношения непогашенной дебиторской задолженности к чистому объему реализации;

- исходя их процентного отношения неоплаченных счетов или

векселей в их общем объеме


2.Дебиторская задолженность как управляемая категория

 

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение обора­чиваемости является положительной тенденцией экономической дея­тельности предприятия.

Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря от­бору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, кон­тролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдению их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспо­собности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя.

Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше – получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок – потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф

Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности вклю­чает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусмат­ривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.

Управление дебиторской задолженностью подразумевает обязатель­ное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задол­женности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.

Управление дебиторской задолженностью заключается также в соз­дании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности

 


3.Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью

 

Состояние расчетной дисциплины характеризуется наличием дебиторской задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость предприятия. Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия.

Задачи анализа состоят в том, чтобы выявить размеры и динамику неоправданной задолженности, причины ее возникновения или роста.

Внешний анализ состояния расчетов с дебиторами базируется на данных форм № 1 и 5, в которых отражается долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность по видам. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами.

Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей динамики ее объема в целом и по статьям.

Далее анализируется качественное состояние дебиторской задол­женности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности.

Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с целью избежать продажи продукции неплатежеспособным покупа­телям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ве­домость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в об­ласти управления дебиторской задолженностью (активами) и расчет­ными операциями.

Все счета к получению классифицируются по следующим группам:

                  срок оплаты не наступил;

                  просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);

                  просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);

                  просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);

                  просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);

                  просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.

Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности

При анализе состояния расчетов по данным аналитического учета следует выявить объем скрытой дебиторской задолженности, возни­кающей вследствие предварительной оплаты материалов поставщи­кам без их отгрузки предприятию.

Для предотвращения неплатежей предприятия предоставляют скидки с договорной цены при досрочной оплате. Существуют следу­ющие формы досрочного погашения дебиторской задолженности:

• продажа долгов банку (факторинг);

• получение ссуды в банке на оплату обязательств, превышающих остаток средств на расчетном счете (овердрафт);

• учет векселей (дисконт).

При снижении объема дебиторской задолженности необходимо установить, не списана ли она на убытки, имеются ли оправдательные документы.

В заключение анализа состояния оборотных активов следует оце­нить изменение доли трудно реализуемых оборотных активов в общей величине оборотных активов и соотношение трудно реализуемых и легко реализуемых активов. Повышение доли трудно реализуемых оборотных активов ослабляет финансовую устойчивость предприятия и приводит к снижению его платежеспособности.

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности

Политика управления дебиторской задолженностью представ­ляет собой часть общей политики управления оборотными акти­вами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

      ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

      выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

      определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

      ускорение востребования долга;

      уменьшение бюджетных долгов;

      оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью и запасами предприятия