Управление дебиторской задолженностью и запасами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность-это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………6
1.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности и запасов .6
1.2. Дебиторская задолженность и запасы как управляемая
категория ………………………………………………………………….11
1.3. Комплексная характеристика систем управления запасами………15
2. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………..0
2.1. Анализ финансового состояния предприятия и выявление проблемы…………………………………………………………………..20
2.2. Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью ………………………………………………………….26
2.3. Методы управления использованием капитала, авансированного в запасы……………………………………………………………………...39
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И ЗАПАСАМИ ООО "НИЖЕГОРОДТЕХНОСТРОЙ"………………………………………….51
3.1. Анализ производственных запасов и определение целей формирования запасов…………………………………………………...51
3.2. Оптимизация размера заказываемой партии строительных материалов ………………………………………………………..………52
3.3. Эффективное управление дебиторской задолженностью и запасами предприятия…………………………………………………………..…...55
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................63

Файлы: 1 файл

финансовый менед..doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

      исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

      периодический пересмотр предельной суммы кредита;

      использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

      формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

      выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);

      определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

      формирование условий обеспечения взыскания задолженности;

      формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

      использование современных форм рефинансирования задолженности;

      диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

 Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;

- репутация покупателя в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п

Формирование процедуры инкассации задолженности предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту;  условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери.

Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов.

Защита страхованием.  Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

В анализе прочих дебиторов находит отражение своевременность платежей рабочих и служащих за товары, приобретённые в кредит. Просроченная задолженность обычно выделяется в балансе отдельной статьёй. В пассиве баланса источником покрытия такой задолженности являются ссуды банка, полученных на оплату товаров и материалов, проданных в кредит. Если из-за несвоевременного погашения рабочими и служащими кредита их задолженность предприятию превышает имеющуюся у предприятия ссуду банка, сумма превышения рассматривается как дебиторская задолженность.

Анализ дебиторской задолженности должен также показать, как осуществляются расчёты по возмещению материального ущерба, начисленного возникшими недостачами и хищением ценностей, в том числе и по искам, предъявленным по взысканию через суд, а также суммы, присуждённые судом, но не взысканные. При анализе выявляют, своевременно ли предъявляются документы в судебно-следственные органы для возмещения ущерба.

 

 

 

 

 


ЛИТЕРАТУРА

1.      Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник - М.: Финансы и статистика, 1994. – 224с.   

2.      Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия.  М.: ИНФРА-М, 1998.  336 с.

3.      Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика,  2000. – 768с.: ил.

4.      Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996. –432с.

5.      Неруш Ю. М. Коммерческая логистика.  М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.  271 с.

6.      Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ,  1998. – 639с.

7.      Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 696с.

8.      Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов - М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 272с.

9.      Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 518с.

10. Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело Лтд., 1995. – 128с.

11. Экономика предприятия. Пер с нем.  М.: ИНФРА-М, 1999. 928 с.

12. Шопенко Д.В., Кныш М.И., Гончарук О.В., Управление финансами предприятия. Учебное пособие. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. 264 с.



Информация о работе Управление дебиторской задолженностью и запасами предприятия