Учетная политика хозяйствующих субъектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

На пороге XXI века во всем мире идет поиск оптимальных моделей общественных отношений. Будущее принадлежит таким моделям, которые органически соединяют в себе экономическую эффективность, социальную справедливость и широкую демократию. Именно в таких моделях остро нуждается сегодня Казахстан, оказавшийся в столь глубоком кризисе. Казахстану не нужны новые утопии; ему нужен проверенный опыт практического решения проблем. А этот опыт убедительно свидетельствует, что труд наиболее эффективен там, где работник владеет средствами производства и играет реальную роль в управлении. Прочное соединение труда и собственности, кроме того, служит лучшей гарантией политической демократии.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….….….. 2
1. Понятие учетной политики. ………………………………………… 3
2. Порядок формирования учетной политики………………………. 6
3. Составляющие учетной политики:
3.1. организационно-технические элементы………………….…. 9
3.2. методологические элементы……………………………..… 10
4. Требования к формированию учетной политики………………….. 17
5. Принципы формирования учетной политики в условиях сближения с МСФО…………...……………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………… 27
Список (использованной) литературы………………………………... 28

Файлы: 1 файл

Учетная политика хозяйствующего субъекта.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

   
Введение ……………………………………………………….….….. 2
1. Понятие учетной политики. ………………………………………… 3
2. Порядок формирования учетной политики………………………. 6
3. Составляющие учетной политики:  
        3.1. организационно-технические элементы………………….…. 9
        3.2. методологические элементы……………………………..… 10
4. Требования к формированию учетной политики………………….. 17
5. Принципы формирования учетной политики в условиях сближения с МСФО…………...……………………………………… 18
Заключение………………………………………………………………          27
Список (использованной) литературы………………………………... 28
   
   
   
 

 

Введение 

    На  пороге XXI века во всем мире идет поиск  оптимальных моделей общественных отношений. Будущее принадлежит таким моделям, которые органически соединяют в себе экономическую эффективность, социальную справедливость и широкую демократию. Именно в таких моделях остро нуждается сегодня Казахстан, оказавшийся в столь глубоком кризисе. Казахстану не нужны новые утопии; ему нужен проверенный опыт практического решения проблем. А этот опыт убедительно свидетельствует, что труд наиболее эффективен там, где работник владеет средствами производства и играет реальную роль в управлении. Прочное соединение труда и собственности, кроме того, служит лучшей гарантией политической демократии.

      С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства  в прошлом в настоящее время  перешли к разумному сочетанию  государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

      Следует отметить, что знание учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной  политики относятся формально, не изучают  последствия применения тех или иных ее элементов.

      Между тем выбранная организацией учетная  политика оказывает существенной влияние  на величину показателей себестоимости  продукции, налогов на прибыль, добавленную  стоимость и имущество, показателей  финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

 

1. Понятие учетной политики. 

    Учетная политика (англ. accounting policy) - это основной документ, который определяет способы ведения бухгалтерского учета, используемые при отражении хозяйственных операций (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). Она является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и формируется согласно действующим нормативным документам в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Учетной политикой определяются не только организация и методология бухгалтерского учета, но и утверждаются мероприятия по оптимизации хозяйственной деятельности.

    К способам ведения бухгалтерского учета  относятся способы группировки  и оценки факторов хозяйственной  деятельности, погашение стоимости  активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

На выбор  учетной политики могут влиять следующие  факторы:

  • форма собственности или организационно-правовая форма предприятия (например, можно ли рассматриваемое предприятие отнести к малым, может ли хозяйствующий субъект отступить от допущения временной определенности и использовать кассовый метод, какие для этого есть основания);
  • отраслевая принадлежность или вид деятельности (какой установить порядок (вариант) учета материалов, выпуска готовой продукции в условиях машиностроительного завода, производящего множество наименований продукции с неодинаковыми технико-экономическими характеристиками или учета технологического топлива и транспортных услуг на автотранспортном предприятии);
  • объемы деятельности, среднесписочная численность и т.д. (может ли хозяйствующий субъект применить упрощенную систему налогообложения или налог на вмененный доход исходя из экономических и других интересов и соответствия их действующему законодательству);
  • взаимоотношения с системой налогообложения (осуществляются ли авансовые платежи по налогу на прибыль, каков порядок расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, наличие льгот и др.);
  • технические возможности материальной базы бухгалтерского учета (какова оснащенность современной бухгалтерской техникой; разрабатывается ли порядок учета применительно к его формам);
  • уровень квалификации бухгалтерских кадров (могут ли работники бухгалтерии выполнять свои обязанности творчески: активно участвовать в разработке управленческих решений, выявлять «узкие места» в экономике хозяйствующего субъекта, своевременно реагировать на ситуации экономической жизни предприятия; есть ли у них стремление к совершенствованию, учета и бухгалтерского контроля; каков стаж работы по специальности, коммуникабельность и т.п.).

     Учетной политикой определяется одна из практикуемых в настоящее время форма организации  бухгалтерского учета: централизованная, децентрализованная и смешанная.

     Централизованная форма предполагает сосредоточение бухгалтерии в одном месте – в едином центре, в котором концентрируется вся учетная документация, ведется бухгалтерский учет по всем статьям бухгалтерского баланса и составляется финансовая отчетность (включая налоговую).

     Децентрализованная форма означает передачу ведения бухгалтерского учета представительствам, филиалам, цехам, отделениям и другим подразделениям предприятия; если они выделены на отдельный баланс, обособлены, но не получили статуса юридического лица. Бухгалтерии таких хозяйственных единиц в установленные головным предприятием сроки представляют в главную (центральную) бухгалтерию оборотный или сальдовый баланс, а также внутрихозяйственную отчетность, используемую для составления сводной статистической и финансовой отчетности (например, отчета по труду и заработной плате, бухгалтерского баланса и т.д.). Формы оборотного (сальдового) баланса и другой внутрихозяйственной отчетности устанавливается руководителем главной бухгалтерии.

     При смешанной форме ведения бухгалтерского учета отдельных учетных объектов (например, начисления выплат и удержания по заработной плате, расхода материалов в производстве, изготовления и передачи деталей и т.п.) ведется бухгалтериями подразделений, а учет других объектов (например, основных средств, нематериальных активов и других), а также сводный учет и составление финансовой отчетности осуществляются в главной бухгалтерии предприятия. В этом случае первичная документация остается в подразделениях, а затем в установленном порядке направляется в архив. В главную бухгалтерию представляются в определенные сроки учетные регистры, по которым составляются сводные бухгалтерские проводки по предприятию в целом. Взаимоотношения главной бухгалтерии с подразделениями при децентрализованной и смешанной формах бухгалтерского учета оформляются авизо и учитываются на активном или пассивном счете. «Внутрихозяйственные расчеты» (если у подразделения числится дебетовое сальдо, то у главной бухгалтерии -- кредитовое, а в заключительном бухгалтерском балансе сальдо отсутствует).  

 

                              2. Порядок формирования учетной политики 

     При формировании учетной политики важно  определить способы оценки активов, варианты учета затрат, способы погашения стоимости активов, состав документации и организации документооборота, инвентаризации, виды учетных регистров и порядок обработки информации, формы бухгалтерского финансового учета и ряд других составляющих учетной политики. Отправными точками при формировании учетной политики организации являются допущения и требования, соответствующие общепринятым принципам бухгалтерского учета (англ. generally accepted- accounting principles).

     Допущения – базовые принципы, предполагающие определенные  условия, принимаемые при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться.

     Требования – основные принципы, означающие неуклонное следование установленной методологии, бухгалтерского учета.

     В числе приоритетов учетной политики – выбор одного из известных, наиболее приемлемого способа ведения бухгалтерского учета по конкретным учетным объектам.

     Принятый  способ применяется с начала отчетного  года. Хотя предпочтение отдается последовательному  применению принятой учетной политики, в некоторых случаях хозяйствующий субъект вынужден по не зависящим от него обстоятельствам нарушить допущения последовательности и внести изменения в учетную политику. К ним можно отнести реорганизацию предприятия; смену собственников; изменения законодательных актов и общегосударственных учетных стандартов, разработку и внедрение принципиально новых систем бухгалтерского учета и др.

     Учетная политика предполагает определение  круга учетно-экономических и  отчетных показателей для создания информации, представляющей экономический  интерес для пользователей финансовой отчетности. Это касается в основном порядка погашения стоимости основных средств и нематериальных активов, способов: оценки производственных запасов, методов учета затрат на производство и др.

     Детальный состав и содержание подлежащей раскрытию в финансовой отчетности информации об учетной политике организации по специальным вопросам бухгалтерского учета регламентируется законодательными актами и общегосударственными нормативными документами по бухгалтерскому учету, действующими на дату утверждения учетной политики руководителем хозяйствующего субъекта.

    Учетная политика разрабатывается главным  бухгалтером организации, утверждается ее руководителем и оформляется  приказом, распоряжением или иным организационно-распорядительным документом. Она является единой для всех подразделений организации - филиалов, представительств, а также иных структурных подразделений (в том числе выделенных на отдельный баланс).

    Принятая  организацией учетная политика применяется  последовательно из года в год . Изменить ее можно только в случае:

    - внесения поправок в законодательные  или нормативные акты по бухгалтерскому  учету;

    - разработки организацией новых  способов ведения бухгалтерского  учета;

    - существенного изменения условий  деятельности организации.

    Что касается новых способов ведения  бухучета, они призваны обеспечить наиболее полное отражение показателей  хозяйственной деятельности в учете  и отчетности, уменьшить трудоемкость учета, но при этом обязаны сохранить  на прежнем уровне достоверность информации Поэтому прежде чем менять способ ведения учета, организация должна убедиться в том, что при использовании нового метода данные требования будут выполнены. Кроме того, в указанном пункте разъяснено, что существенное изменение условий деятельности предприятия - это реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п.

    Поправки, внесенные в учетную политику, применяются с 1 января года, следующего за годом их утверждения. Они оформляются  приказом, распоряжением или иным нормативным актом организации. Информацию о внесенных изменениях организация отражает в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету.

    В составе учетной политики утверждаются:

    - рабочий план счетов;

    - формы первичных учетных документов  для отражения операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов;

    - порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации;

    - методы оценки активов и обязательств;

    - правила документооборота и технология  обработки учетной информации;

    - порядок контроля за хозяйственными операциями;

    - другие решения, необходимые для  организации бухучета.

    Основное  назначение учетной политики - документально  закрепить применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета. Чем вызвана такая необходимость? Дело в том, что нормативными актами по бухгалтерскому учету установлен различный порядок учета хозяйственных операций. Единственный и обязательный способ учета в учетной политике не отражается. Если законодательством предусмотрено несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация вправе выбрать один из них и закрепить его в учетной политике. Способ учета хозяйственных операций, не предусмотренных нормативной базой по бухучету, организация разрабатывает самостоятельно и отражает его в учетной политике. 

Информация о работе Учетная политика хозяйствующих субъектов