Теория и практика управления риском

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений. Считается, что страхование зародилось еще в период разложения первобытно-общинного строя и стало в последствии непременным спутником общественного производства. Возникновение общественного разделения труда, натурального обмена, имущественного неравенства, частной собственности породило опасение, «страх» владельцев имущества за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни

Оглавление

Глава 1 Теоретические аспекты страхования рынка.
1.1 Понятия страхования: его необходимость, функции, принципы.
1.2 Системы страховых отношений.
1.3 Общие основы классификации. Классификация страхования РК.
1.4 Понятие страхового рынка: его состав и структура в РК.
Глава 2 Состояние и развитие страхового рынка РК
2.1 Государственное регулирование страхового рынка в РК
2.2 Проблема развития страхового рынка РК
2.3 Страховой рынок Казахстана, итоги 10 месяцев 2009 года
Глава 3 Теория и практика управления риском
3.1Понятий, характеристики и определения риска
3.2Виды риска и их оценка
3.3Страховой случай
3.4Упраление риском
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Страховани В РК Курсовая Исабек.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Государственное регулирование страховой деятельности может проявляться в различных формах, в том числе: принятие законодательных положений, регламентирование страховых правоотношений, установление в интересах общества обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, а также созданием особого правового механизма, обеспечивающего надзор за формированием и функционированием страховщиков.

Подчеркивая необходимость государственного регулирования страховым делом, необходимо определить процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на него.

Результативность государственного финансового регулирования страхования может быть достигнута при  соблюдении определенных условий его осуществления:

1) оказание содействия в создании страховых услуг в соответствии со спросом страхователей;

2)  демонополизация страхового дела;

3) развитие конкуренции между страховщиками различной организационно- правовой формы собственности;

4) наличие равных возможностей страховщиков в предоставлении страхового продукта;

5) свободное функционирование страховщиков на территории государства;

6) возможность взаимодействия со страховщиками других государств.

 

Методами регулирования страхового дела является тарифная политика, нормативные требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, формирование страховых резервов, применение системы сострахования и перестрахования.

В связи с развитием страхового дела возникает потребность в новых подходах к управлению на рынке страховых услуг с целью его постоянного совершенствования.

В настоящее время в мировой практике страхования усилились две тенденции: специализация и универсализация деятельности страховщиков. Обе эти тенденции существенно повлияли на совершенствование механизма регулирования рынка страховых услуг. Первая из названных тенденций страховой практики непосредственно связана с углубляющимся общественным разделениям труда. Казалось бы, соответствующий процесс должен становится объективно необходимым в страховом деле. Однако, особенность казахстанского страхового рынка, как показывают исследования, состоит в отсутствии какой- либо заметной, четкой специализации по направлениям страховой деятельности. Как правило, страховые компании предлагают потребителям все виды страховых полисов, имеющиеся на рынке.

Происходящие изменения в экономике, политике, социальной сфере. Казахстана отражаются на особенностях формирования казахстанского страхового рынка и Ра его развитии.

Как уже отмечалось, структура страхового рынка в значительной степени определяется интересами потенциальных потребителей страховых услуг, которые, в свою очередь, формируются под прямым воздействием реформируемой экономики и уровня жизни населения. Этими обстоятельствами обусловлены практически все проблемы, которые возникают при регулировании страхового рынка.

Страховой рынок Казахстана стал формироваться с момента преобразования государственного страхования, основой которого послужил вывод органов государственного страхования из непосредственного подчинения Министерству финансов. Следовательно, только обновленная система государственного страхования, использующая преимущества рыночных отношений, может обеспечить надлежащий уровень страховой защиты, достойно сыграть свою роль в регулировании денежно-финансовых процессов.

Страховая законодательство должно защищать интересы не только клиентов, но и самых страховых организаций от возможного банкротства, монополизма нарождающихся страховых структур.

Законодательство, регулирующее проведение страхования в нашей стране, может быть подразделено на следующие группы:

1.             Общее законодательство, к которому относятся правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, независимо от рода предпринимательской деятельности, рода занятий, в том числе Гражданский кодекс, «Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности», «Закон о налогах и других обязательных платежах в бюджет», «Закон о банкротстве», «Закон о банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «Закон о валютном регулировании», «Закон о транспорте в Республике Казахстан» и другие законы.

         Общее законодательство устанавливает организационно-правовые формы создания предприятий, в том числе и страховых, условия заключения договоров, несения ответственности и обязательств по ним, в том числе и по договорам страхования, порядок взаимодействия предприятий между собой и с государством, что особенно важно в области налогообложения,  порядок проведения расчетов между предприятиями на территории Республики Казахстан, в том числе и с использованием иностранной валюты.

Именно правовые нормы общего законодательства создают условия для  формирования специального законодательства и принятия на их основе нормативных документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик по вопросам хозяйствования в страховой сфере.

2.             Специальное страховое законодательство, регулирующее специфические страховые отношения. Это Закон «О страховании» от 3.10.95 г. и другие законодательные акты, которые учитывают особенности страховых отношений, функционирования и регулирования страховой системы.

Первый закон Республики Казахстан «О страховании в Республике Казахстан» был принят 3 июля 1992 года. После его принятия в течении последующих полутора лет в республике было создано большое количество страховых компаний с различными организационно-правовыми формами. По статистическим данным их численность превышала 600.

    Данный Закон определил лишь самые общие начала регулирования этой сферы, в нем отсутствовал ряд принципиальных положений, необходимых для нормального развития страхового дела, таких как условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков и гарантий их платежеспособности, осуществление государственного надзора за страховой деятельностью и ее лицензирование, порядок и условия деятельности иностранных страховых компаний на территории республики.

        На устранение этих недостатков был направлен Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 16 апреля 1994 года «Об организационно-правовых мерах по формированию и развитию страхового рынка». Он способствовал отсеву мелких и неустойчивых страховщиков, а также определил введение органа страхового надзора, в лице Департамента страхования при Министерстве финансов.

        Учитывая необходимость дальнейшего реформирования отношений в сфере страхового дела, эволюционного вхождения в международный страховой бизнес, 3 октября 1995 года был издан Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О страховании».

         Одна из важнейших сторон Закона «О страховании» заключается в том, что это акт, действие которого распространяется на весь Казахстан. Он позволяет единообразно решать вопросы страховой политики, впервые создает необходимую юридическую основу страховой деятельности, устанавливает равные возможности как государственным, так и негосударственным организациям, а также условия, благоприятствующие развитию страхового рынка и сферы страховых услуг.

         В Законе отражены важнейшие положения, регулирующие страховые правоотношения, введены в оборот относительно новые понятия, уточняющие взаимоотношения сторон, участвующих в страховании, например понятия «выгодоприобретатель», «страховое возмещение», «страховые пулы».  Основное содержание Закона «О страховании» охватывает наиболее существенные блоки регулирования страховых отношений:

      основные понятия, охватывающие страховые отношения;

      права и обязанности сторон, участвующих в страховании;

      особенности обязательного и добровольного (договорного) страхования;

      правоотношения, регулирующие движение средств страхового фонда;

      сферы собственно страховой и коммерческой деятельности страховых организаций;

      принципы обеспечения финансовой устойчивости страховых операций;

      функционирование органов государственного регулирования страховой деятельности;

      обеспечение единой системы учета и статистики в страховых организациях;

      открытость и гласность деятельности страховых организаций.

Законодательно предусмотрена возможность проведения страхования в добровольной и обязательной формах.

Обязательное страхование – страхование, осуществляемое в силу требований закона. Виды обязательного страхования устанавливаются законодательными актами. Порядок и условия обязательного страхования устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

Добровольное страхование – страхование, осуществляемое в силу волеизъявления сторон. Виды, условия и порядок добровольного страхования определятся соглашением  сторон.

На сегодня с учетом дополнений и изменений в Закон «О страховании» от 16 июля 1999 года страховые и перестраховочные организации создаются в форме акционерных обществ и государственных предприятий. А участие иностранных инвесторов в капитале не может превышать 25% от общего объема страхового рынка.

Данный закон «О страховании» предусматривает усиление регулирующей функции государства, которая осуществляется государственным уполномоченным органом. Задачами государственного уполномоченного органа по регулированию страховой деятельности является поддержание стабильности страховой системы Республики Казахстан, защита прав и законных интересов клиентов страховых и перестраховочных организаций, страховых и перестраховочных брокеров в целях обеспечения надежности проводимых ими страховых сделок и операций.

На сегодня государственным уполномоченным органом является Департамент страхового надзора Национального Банка Республики Казахстан, который регулирует страховой рынок через:

      установление минимального размера уставного капитала для страховых и перестраховочных организаций;

      лицензирование страховщиков;

      регистрацию объединения страховщиков;

      контроль соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверность их отчетности;

      осуществление выдачи предписаний страховщикам;

      ограничение, приостановление и отзыв лицензии;

      издание обязательных к исполнению нормативно-правовых актов;

      разработку и утверждение нормативных и методических документов;

      установление порядка формирования и использования страховых резервов;

      ведение государственного реестра страховщиков, их объединений, страховых брокеров;

      определение методов оценки финансового состояния страховщиков и перестраховщиков;

      рассмотрение заявлений, предложений и жалоб по вопросам страхования;

      представление интересов государства на международном страховом рынке.

 

Формирование механизма государственного регулирования страховой деятельности, определение комплекса прав, обязанностей и функций специального органа, осуществляющего надзор, разработка организационной структуры надзора, форм работы должна опираться на различные модели аналогичных органов в странах с рыночных экономикой и высокой степенью развития законодательства и правовой культуры.

 

2.2  Проблемы развития страхового рынка Республики Казахстан.

 

Принятые в 2000 году документы по вопросам страхования и страховой деятельности определяют важные задачи для страховой отрасли, в т.ч. по дальнейшему совершенствованию ее законодательной базы.

Государственной программой развития страхования в Республики Казахстан на  2000-2002 годы и Планом мероприятий по ее реализации, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 491, предусмотрены конкретные меры по созданию современной национальной страховой системы и повышению конкурентоспособности страхового рынка республики.

Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18.12.2000г. №126-2 ЗРК заложены основы страховой деятельности в соответствии с международными принципами и стандартами, повышения уровня работы страховых и перестраховочных организаций, создания эффективной инфраструктуры страхового рынка, активизации деятельности его профессиональных участников и усиления мер по защите законных интересов страхователей.

Заложена правовая основа для внедрения в Казахстане новой модели организации страхования и страховой деятельности. В частности, в ряд законодательных актов внесены существенные поправки, учитывающие особенности создания, лицензирования, реорганизации и прекращения деятельности страховых (перестраховочных) организаций, предусматривающие расширение функций и полномочий государственного органа страхового надзора, конкретные условия и основания проведения накопительного и аннуитетного страхования, уточнение порядка получения сведений, относящихся к тайне страхования.

Информация о работе Теория и практика управления риском