Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:04, курсовая работа
Данную курсовую работу рассматриваем на основе предприятия ООО «СТАР - ОИЛ». Основными направлениями деятельности ООО «СТАР - ОИЛ» является реализация нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов через автозаправочные станции, как собственные, так и арендованные. Необходимо отметить, что внутренний контроль на данном предприятии, в части бухгалтерского учета не применяется. Тем не менее, система бухгалтерского учета на наш взгляд требует внедрения внутреннего контроля, поэтому рассмотрение отмеченной темы является весьма актуальным в данный период времени на ООО “СТАР - ОИЛ”. Отметим, что внутренний контроль должен стать дополнительным фактором, способствующим лучшей производственной деятельности предприятия в части бухгалтерского учета.
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы внутреннего финансового контроля.
1.1. Понятие внутреннего контроля…………………………………..7
1.2. Внутренний контроль, предмет, методы и объекты исследования………………………………………………………11
2. Оценка и анализ внутреннего финансового контроля
2.1. Классификация процедур и методов внутреннего контроля...13
2.2. Оценка системы внутреннего контроля……………………….18
2.3. Анализ системы внутреннего финансового контроля…….....25
3. Пути совершенствования внутреннего финансового контроля……….37
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы…………………...………………………………………47
Приложение…………………………………………………………………...48
. оценка экономичности и
. определение уровня достижения программных целей.
На внутренних контролеров
Управленческий аудит — это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономичному и эффективному использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата и выработке политики организации. Он должен помогать руководителям в выполнении их функций и приводить к повышению прибыльности организации.
Еще раз обратим внимание, что
организация служб
В отечественной литературе внутренний контроль в рамках отдельного хозяйствующего субъекта часто называют внутрихозяйственным, внутренний контроль в рамках отдельного министерства или ведомства — внутриведомственным.
Таким образом, внутренний контроль
— это контроль, который организует орган
управления с целью повысить эффективность
проводимой им финансово-хозяйственной
деятельности. Информация, полученная
в результате внутреннего контроля,
предназначена в первую очередь
для удовлетворения потребностей
органа управления, организовавшего
этот контроль. Отметим также,
что внутренний контроль — понятие
относительное: он внутренний
для органа управления, его организовавшего,
но для контролируемой им подструктуры
он фактически является внешним контролем.
Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля. Независимый аудит проводится независимым аудитором, формы, и виды контрольных действий также определяются аудитором (п. 9 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации и п. Закона “Об аудиторской деятельности”). Ревизия проводится штатным ревизором какого-либо ведомства, формы, и виды контрольных действий также определяются этим ведомством.
Внутренний контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.
Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности организации — циклы снабжения, производства и реализации.
Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей,
Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:
* бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);
*
бухгалтерский управленческий
* ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);
* теория управления.
Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.
В современных условиях в жизнь предприятий постепенно входит новое понятие, называемое “эккаунтингом” (accounting). Это чрезвычайно емкое экономическое понятие, в основе которого лежит счетоводство - ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми нормами. Однако счетоводство — это лишь основополагающий элемент эккаунтинга. Посредством счетоводства создается информационная база, необходимая для управления предприятием. Профессиональная деятельность, связанная с формированием этой информационной базы, и называется эккаунтингом.
В это понятие входит работа:
* плановая;
* по составлению отчетности;
* контрольная;
* аналитическая.
Таким образом, контроль является неотъемлемой частью эккаунтинга.
2.1. Классификация процедур и методов внутреннего контроля
Методы и процедуры контроля являются важной составляющей системы контроля. Предпринимателю, действующему без образования юридического лица и являющемуся единственным работником на своем предприятии, особые процедуры контроля просто не нужны — он вряд ли захочет обманывать самого себя и подводить заказчиков. Несмотря на множество видов деятельности предприятий, существует только пять типов методов контроля (таблица ниже). В отличие от мероприятий и процедур, являющихся частью контрольной среды и системы бухгалтерского учета и относящихся ко всем операциям, проводимым предприятием, специальные процедуры внутреннего контроля обычно устанавливаются для крупных или рискованных операций. На состав процедур контроля влияют объем, степень сложности и особенности видов деятельности предприятия, а также специфика контрольной среды и системы бухгалтерского учета. Так, на крупном предприятии со сложными условиями обработки данных необходимо подготовить:
• перечень продавцов или потребителей;
• условия отгрузки продукции;
• процедуры проверки качества защиты компьютерных данных.
На
небольших предприятиях с относительно
простыми условиями обработки данных
такие процедуры контроля не всегда обязательны.
рисунок
3.1. Состав методов внутреннего контроля
Предприятия достигают целей контроля путем разработки и внедрения процедур контроля на разных уровнях организации и на разных уровнях обработки данных.
Некоторые процедуры контроля применимы непосредственно к хозяйственным операциям, файлам данных, записям и активам. Эффективность таких процедур контроля увеличивается, если проводится их регулярная проверка и если распределение функций способствует защите активов и исключению или обнаружению ошибок в финансовых документах. В компьютеризированных системах существуют процедуры контроля, обычно называемые общими, не имеющие отношения к отдельным хозяйственным операциям или файлам, но оказывающие значительное влияние на весь цикл хозяйственных операций, на несколько циклов или на работу предприятия в целом.
При отсутствии компьютерной обработки данных (КОД) все процедуры контроля, естественно, выполняются вручную. При наличии КОД некоторые процедуры контроля осуществляются с использованием компьютерных программ. Такие процедуры контроля получили название “программируемые”. Одной из программируемых процедур контроля является сравнение при помощи компьютера счетов-фактур на приобретение ТМЦ с файлами записей по полученным товарам. Процедуры контроля должны охватывать всю систему обработки данных, начиная с первоначальной регистрации информации по хозяйственным операциям и заканчивая последними записями по ее хранению, занесенными в бухгалтерские регистры или сведенными в файлы. При наличии компьютера необходимо сочетать программируемые процедуры контроля, позволяющие составлять отчеты, и выполнение вручную операций, имеющих отношение к таким отчетам. Например, перед оплатой счета продавца, которая происходит в определенные сроки, компьютерная программа может обеспечить проверку всех неоплаченных счетов-фактур на указанную дату с использованием соответствующего файла. Если соответствие имеется, счета-фактуры и отчеты по полученным счетам-фактурам переходят в файл оплаченных счетов-фактур, после чего для продавца распечатывается платежное поручение. Если соответствия нет либо из-за отсутствия информации по получению счетов-фактур, либо из-за расхождений в данных, указанных в перечне и счете-фактуре, компьютер не производит распечатки платежного поручения, а вместо этого выдает ответ: “соответствия нет”.
Это свидетельствует о том, что либо счет-фактура не указана в перечне полученных счетов-фактур, либо нет соответствия между двумя документами. Работник, проверяющий качество выполнения бухгалтерского учета, снимает вопрос, указывая, что либо товарно-материальные ценности не были получены и, следовательно, отчет об их получении не составлялся, либо данные не согласуются друг с другом и перечисление денег продавцу не производится. Проверка соответствия данных при помощи компьютера и выдача информации по отсутствии согласования представляют собой программируемые процедуры контроля, а осуществление проверки и выдача заключения — ручные процедуры контроля. Обе операции необходимы для достижения целей, преследующихся при проверке. В данном случае цель заключается в обеспечении законного перечисления денег продавцу.
В
компьютеризированных системах компьютерные
программы могут создать
Для обеспечения контроля данные, занесенные в память компьютера и подлежащие обработке, должны быть полными, точными, законными; параметры, условия и программы, использующиеся для начала работы с такими хозяйственными операциями, должны оптимизироваться и под-держиваться на соответствующем уровне.
Предприятия разрабатывают и внедряют процедуры контроля для того, чтобы быть уверенными в законности осуществляемых хозяйственных операций, в том, что информация по ним зарегистрирована полностью и точно, что все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются с максимальной скоростью (независимо от того, произошла ли ошибка при обработке данных по незаконным хозяйственным операциям, заключается ли она в невозможности провести обработку данных по законным операциям), что целостность зарегистрированных данных по ведению финансовой деятельности обеспечена файлами компьютера или бухгалтерскими книгами и что доступ к активам и связанным с ними документам ограничен. Это значит, что процедуры контроля дают уверенность в том, что цели контроля, заключающиеся в обеспечении полноты, точности, законности операций, в защите файлов и активов, были достигнуты и что системой бухгалтерского учета выдается надежная финансовая информация. Предприятиям следует применять различные способы достижения указанных целей.
Сочетание атмосферы всеобъемлющего контроля системы бухгалтерского учета и различных вариантов указанных пяти методов контроля направлено на устранение или уменьшение вероятности совершения мошенничества. Хороший контроль задает параметры приема на работу наиболее честных сотрудников, способствует моделированию и поощрению их подобающего поведения, пониманию важности выполняемой работы и обеспечивает такой документооборот, который затрудняет сокрытие мошенничества. Приведенные выше пять методов контроля закрывают перед потенциальными мошенниками доступ к ценностям, лишают их возможности скрыть следы своего преступления и безнаказанно пользоваться его плодами. Таким образом, три названных элемента являются составляющими общей структуры системы внутреннего контроля в любой организации или на предприятии.
2.2 Оценка системы внутреннего контроля
До проверки конкретных участков учета аудитор должен оценить состояние среды контроля, эффективность построения учетной системы, а также надежность системы внутреннего контроля организации. Это необходимо для определения вероятности возникновения искажений в учете клиента и построения дальнейшей работы аудитора.
Информация о работе Системы и методы внутреннего финансового контроля на примере ООО “СТАР - ОИЛ”