Разработка программы управления конфликтами в корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель: разработка программы по управлению конфликтами в корпорации.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
Анализ теоретических аспектов по разработке программ управления конфликтами в современных условиях.
Дать оценку финансово-хозяйственной деятельности ООО «Алькор».
Провести SWOT-анализ деятельности ООО «Алькор».
Оценить существующую систему управления конфликтами в ООО «Алькор».
Разработка программы управления конфликтами в ООО «Алькор» и дать ее социально-экономическое обоснование.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты управления конфликтами в корпорациях…………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие и виды конфликта в корпорациях………………………...........6
1.2. Процесс развития конфликта, причины конфликтов на торговом предприятии……………………………………………………………………...........14
1.3. Методы управления конфликтами в корпорации………………...........23
1.4. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта управления конфликтами в корпорации…………………………………………….41
Глава 2. Анализ системы управления конфликтами в ООО «Алькор»……………………………………………………………………………...52
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...........52
2.2. SWOT-анализ деятельности организации………………………………73
2.3. Анализ социально-психологического климата в коллективе…………75
2.4. Основные причины конфликтов на предприятии………………...........79
Глава 3. Предложения по разработке программы управления конфликтами в ООО «Алькор»……………………………………………………81
3.1. Основные положения программы управления конфликтами…………81
3.2. Социально-экономическая эффективность программы по управлению конфликтами…………………………………………………………………………..93
Заключение………………………………………………………………….100
Список использованной литературы……………………………………104
Приложение…………………………………………………………………107

Файлы: 1 файл

диплом 30.10.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

Постконфликтная стадия знаменует новую объективную  реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде; новое видение существующих проблем и новую оценку своих  сил и возможностей.

Источниками конфликтов являются сами люди, поскольку среди них наблюдается огромное разнообразие потребностей, точек зрения, привычек, жизненных приоритетов и целей [24, С.187]. По мнению специалистов понятие «психически здоровый человек» весьма условно. Среда обитания, особенно в крупных мегаполисах, в которых приходится жить людям, напряженный ритм работы, реальная угроза безработицы и другие причины могут создавать неблагоприятный фон для существования. Это порой негативным образом сказывается на внутреннем состоянии человека. Важно, чтобы менеджер понимал, что среди его подчиненных могут быть так называемые «трудные» люди. Специалисты называют их аномальными. Такие сотрудники могут быть прекрасными специалистами, однако именно они, в первую очередь, создают по тем или иным причинам нездоровую среду, в которой возникают конфликтные ситуации

Кроме вышеперечисленных, это могут быть жалобщики, молчуны, покладистые, всезнайки, нерешительные, максималисты, скрытные, лгуны, игроки и т.д. Список таких людей, по мнению специалистов, практически бесконечен.

Менеджер, однако, должен уметь грамотно строить отношения  с такими людьми. В частности, можно  повлиять на уклоняющихся и ленивых  сотрудников, поскольку ими обычно не рождаются. Причиной лени, например, может быть отсутствие необходимой материальной или моральной заинтересованности в работе. Менеджеру следует также знать, что порой в одном человеке сочетаются варианты двух и более типов поведения. Главное для менеджера, который работает с такими людьми, усвоить, что они слабо управляемы, поскольку их личные качества, даны ли они от природы или сформировались в процессе воспитания и жизни не случайны, изменить их можно только с помощью специальных методов, которыми владеют только психологи.

Избавиться  от трудного человека легко. Но это будет свидетельствовать о поражении менеджера как руководителя. В этой ситуации нужно попытаться найти пути улучшения отношений с такими работниками. Игнорировать людей намного проще, чем пытаться понять их и повлиять на них. Менеджер должен найти ответы на вопросы о причинах излишних эмоций человека, установить, что заставляет его поступать так, как он поступает. Необходимо выяснить: что влияет на его поведение; какие факторы посильны руководителю для их ликвидации или ослабления; как он должен себя вести и что для этого можно сделать.

Беседовать  нужно спокойно и без эмоций. Менеджер должен рассказать о своих претензиях и требованиях. Лучше, если это будут  размышления вслух в нейтральном  тоне о поведении сотрудника, его  действиях, проступках. Нельзя делать никаких оценок личности сотрудника. Следует демонстрировать уважение к собеседнику. Даже с бесчувственным работником менеджеру следует выразить свои чувства по поводу его поведения. Можно предложить ему иной вариант поведения, сказать, как руководитель сам бы повел себя на его месте. В заключение необходимо сказать, к каким положительным последствиям приведут человека позитивные изменения в его поведении.

Важным моментом в предотвращении конфликтных ситуаций является учет психологической совместимости сотрудников. Как показывают исследования, большинство межличностных конфликтов происходит от того, что вместе работают люди, которые по характеру несовместимы. Обычно хорошо сосуществуют личности, обладающие разными темпераментами, привычками, наклонностями. Они взаимно дополняют друг друга. Люди с похожими чертами характера более конфликтны.

Особенно надо отметить специфику работы, в случае, если все или большая часть  персонала — женщины. В отличие  от мужчины, который обычно разделяет  свою жизнь на части (работа, дом, отдых, увлечения и т.д.), женщина ведет себя везде одинаково: если менеджер ей делает замечание как сотруднице, она воспринимает его как замечание женщине, личности. Это - почва для возникновения конфликта. Женщины наделены от природы таким великолепным качеством, как интуиция. С точки зрения ученых, интуиция представляет собой действие подсознательных механизмов: памяти и опыта, которые накапливаются и передаются из поколения в поколение. Для предотвращения конфликтных ситуаций руководителю - мужчине полезно прислушиваться к мнению специалистов - женщин.

Коллектив является сложным сочетанием разнонаправленных  мыслей и действий. Формирование коллектива сотрудников может продолжаться не один год. Но после того, как это  произошло, можно констатировать наличие в коллективе единого психологического начала. Отдельный человек, даже если это руководитель, обычно вынужден учитывать фактор «коллективного разума»; в противном случае коллектив его отторгает. Примером может служить ситуация, сложившаяся в одной из российских торговых фирм, владелец которой пригласил на должность руководителя складом человека с опытом работы в западной фирме. Молодой, талантливый руководитель энергично взялся за работу. Привыкший к жесткой исполнительской дисциплине, он столкнулся с коллективом, в котором царила неформально-семейная атмосфера и в которой привыкли оценивать больше человеческие качества, чем результаты работы. Когда новый руководитель делал замечание нерадивому работнику или грозил ему увольнением, обиженный шел к коллегам, жаловался, что не понимает, почему его хотят уволить. Сотрудники, проработавшие вместе длительное время, всегда поддерживали своего коллегу, в результате чего среди них начался скрытый саботаж указаний нового руководителя. В результате склад стал работать хуже, владельцу фирмы это, в конечном счете, надоело, и он уволил начальника склада. Таким образом, в данном случае конфликт возник из-за недостаточного учета менеджером особенностей работы в давно сложившемся коллективе сотрудников.

Зарубежные  специалисты по менеджменту выделяют несколько основных причин конфликтов.

Причины конфликтов: ограниченность ресурсов; взаимозависимость  задач; различия в целях; различия в  представлениях и ценностях; различия в манере поведения и жизненном опыте; неудовлетворительные коммуникации [26, С.145].

Ограниченность  ресурсов. Материальные, трудовые и  финансовые ресурсы всегда ограничены. Задачей руководства является оптимальное  распределение ограниченных ресурсов между различными структурными подразделениями предприятия. Однако сделать это достаточно трудно, так как критерии распределения обычно достаточно условны. В этой ситуации выделить больше ресурсов какому-то менеджеру, группе или рядовому сотруднику означает обделить других. Таким образом, ограниченность ресурсов и необходимость их распределения неизбежно ведут к различного рода конфликтам.

Взаимозависимость задач. Все организационные системы  состоят из взаимозависимых элементов, т.е. работа одного сотрудника или коллектива зависит от работы другого сотрудника или коллектива. Если одно подразделение или отдельный сотрудник работают несоответствующим образом, взаимозависимость задач может стать причиной конфликта. Матричная и функциональная структуры управления предприятием в силу специфики своей организации увеличивают вероятность конфликтов, поскольку с одной стороны в этом случае нарушается основополагающий принцип единоначалия, а с другой - функциональная служба в первую очередь стремится решать собственные проблемы.

 Различия  в целях. Обычно в организационных структурах по мере их роста и развития наблюдается процесс специализации, т.е. деятельности в какой-либо узкой сфере. В результате прежние структурные подразделения делятся на более мелкие специализированные единицы. Это увеличивает вероятность конфликтов, которые происходят потому, что такие структуры сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, нежели выполнению целей всей организации.

Различия в  представлениях и ценностях. В действительности человек в первую очередь стремится принимать во внимание те обстоятельства, которые благоприятны для его личных потребностей или для коллектива, в котором он трудится. Поэтому имеются многочисленные примеры, когда различия в представлениях и ценностях явились причиной конфликтов. Правило здесь простое: иметь право - не значит делать. Необходимо обязательно учитывать привходящие обстоятельства.

Различия в  манере поведения и жизненном  опыте. Люди существенно отличаются друг от друга. Встречаются люди излишне  агрессивные, авторитарные, безразличные по отношению к другим. Именно такие люди чаще провоцируют конфликт. Различия в жизненном опыте, образовании, стаже работы и возрасте увеличивают возможность возникновения конфликта.

Неудовлетворительные  коммуникации. Коммуникации, являясь средством передачи информации, могут стать причиной конфликта. Это наблюдается, например, при семантических барьерах, когда одни и те же слова могут иметь различное значение для разных людей.

Возникновению конфликта способствуют информационные перегрузки, плохая обратная связь, искажение сообщений. Особую остроту конфликт может приобрести в случае появления в коллективе сплетен. Сплетни - это всегда негатив и очернение, а поэтому благоприятная среда для серьезного конфликта. Они могут действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или коллективу в целом понять реальную ситуацию. К другим распространенным проблемам передачи информации, вызывающим конфликт, можно отнести недостаточно четкие критерии качества продукции, отсутствие или низкий уровень разработки должностных обязанностей сотрудников и закрепленных за подразделениями функций, а также предъявление менеджером сотруднику взаимоисключающих требований к работе.

 

1.3. Методы управления  конфликтами в корпорации

 

Управление  конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта [1, С.332].

Для успешного  управления крайне важно понимание  и признание конфликта закономерным явлением в обществе. Более того, необходимо понимать, что конфликт является движущей силой развития, как небольшой организации, так и общества в целом. Здесь очень важным шагом со стороны руководителя является признание возможности активного и позитивного воздействия на конфликт. Такой подход расширяет и углубляет отношение к конфликтам, эта проблема становится многоплановой. Понятие «управление конфликтом» и выражает сущность того, как необходимо действовать в отношении конфликтных явлений.

Существует  несколько точек зрения у менеджеров на конфликт:

1.Как иррациональной, разрушительной стихии.

 Отношение  к конфликту отрицательное, так  как в нем нет в  ничего  хорошего. Теряется здоровье, отношения  с самыми близкими людьми, возможен  уход с работы и т. п.

Образ конфликта  – «Ураган»,  «Цунами», «Неуправляемая стихия»

[3, С.146].

2. Как к одному  из рациональных способов диагностики. 

Отношение к  конфликту положительное, т. к. он позволяет  увидеть то, что невидимо вне его, испытать коллектив на прочность, ясно увидеть своих и чужих. Конфликты напрямую связаны с развитием. Образ конфликта - «Экстрим»

[8, С.18].

3. Как к ситуации  проигрыша или выигрыша.

Отношение к  конфликту зависит от личных потерь или приобретений: если первое - то плохое отношение, если второе - то отношение хорошее. Образ конфликта - «Вулкан»  При выбросе вулканической смеси можно обнаружить крупицы драгоценных металлов. Если они достанутся самому субъекту - то отношение к конфликту будет хорошее, если кому-то другому - то плохое.

Конкретное  содержание полученного ответа зависит от практического опыта людей, а поскольку опыт каждого человека субъективен, то и отношение к конфликту зачастую носит субъективный характер. Подобная позиция в личной жизни механически

В зависимости  от точки зрения на конфликт, которой придерживается менеджер, и будет зависеть процедура его преодоления (рисунок 4).

Рис.1.4. Методы управления конфликтами в организации [11, С.83]

Существующие  методы управления конфликтами, можно  представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

  1. Внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
  2. Структурные, т.е.  методы по устранению организационных конфликтов;
  3. Межличностные методы и стили поведения в конфликте;
  4. Переговоры [12, С.144].

Внутриличностный метод управления конфликтом заключаются в умении правильно организовать своё собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.

Некоторые авторы предлагают использовать  способ «Я – высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так чтобы другой человек изменил своё отношение.

Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага.

«Я - высказывание»  может быть полезно в любой обстановке, но оно особо эффективно, когда человек рассержен, раздражён, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного метода  требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем.

Этот метод управления конфликтом построен так, чтобы позволить высказать личности своё мнение о создавшейся ситуации, выразить своё пожелания. Он  особенно полезен, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял этот негативно и перешёл в атаку.

Например, придя  утром на работу, вы обнаруживаете, что кто-то передвинул всё на вашем  столе. Вы хотите, чтобы больше этого  не повторилось, но портить отношения  с сотрудниками нежелательно. Вы  заявляете: «Когда мои бумаги передвигают на моём столе, мне это не нравится. Мне хотелось бы в будущем находить всё, как я оставляю перед уходом».

Информация о работе Разработка программы управления конфликтами в корпорации