Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.

Оглавление

Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
Роль инвестиций в экономике
Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

      Законодательством, регулирующим земельные отношения, в которых участвуют иностранные инвесторы, предприятия с иностранным участием, являются наряду с Конституцией, указ Пезидента Республики Казахстан от 26.12.95 г. "О земле" и другие нормативные акты.

      В частной собственности, согласно этим законам, могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями, сооружениями и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий и сооружений в соответствии с их назначением.

      К иностранным землепользователям по указу "О земле" относятся иностранные  граждане, иностранные юридические  лица, иностранные государства, международные  объединения и организации.

      Пункт 4 статьи 4 Указа "О земле" содержит важное замечание, что иностранные граждане и юридические лица пользуются правами и несут обязанности в земельных правоотношениях наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, если иное не определено законодательством и указом и, таким образом, ограничений в праве собственности на земельные участки для иностранных граждан и юридических лиц, в сравнении с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, нет.

      Согласно  Указу "О недрах и недропользовании" недропользователями могут быть граждане или юридические лица, государство и (или) международные организации, получившие право осуществлять операции по недропользованию.

      Весьма  важно то, что иностранные граждане и юридические лица пользуются правами  и несут обязанности в отношениях по недропользованию наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан и иностранные недропользователи (иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации) отнесены к субъектам недропользования.

      Предоставление  права недропользования производится на основе контракта и лицензии, которые могут быть следующих  видов: о разделе продукции; о  концессии; сервисный контракт; о  совместной деятельности и иные виды контрактов.

      Деятельность  иностранных инвесторов в процессе приватизации регулируется Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "О приватизации" от 23 декабря 1995 года, Положением "Об участии иностранных инвесторов в процессе приватизации государственной собственности в Республике Казахстан" от 20 июля 1993 года N 633 (с изменениями от 5 декабря 1994 года и от 24 августа 1995 года), а также положениями и правилами об управлении государственным имуществом, межправительственными соглашениями.

      Иностранными  инвесторами по упомянутым законам и положениям могут быть иностранные физические лица (не являющиеся гражданами или постоянными резидентами Республики Казахстан); иностранные юридические лица, за исключением юридических лиц, созданных и действующих за рубежом с участием физических лиц (граждан) Республики Казахстан и юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан, 50 и более процентов акций или доли которых принадлежат иля контролируются прямо или косвенно иностранными юридическими или физическими лицами, иностранными государствами и их органами, международными организациями.

      В республике, несмотря на некоторые  недоработки, на сегодня сложились  основы законодательства по иностранным  инвестициям, регулирующие основные производственные отношения между государством и инвесторами.

      Несмотря  на это, законодательный механизм находится  в постоянном развитии, принимаются  новые и дополняются прежние  законы, способствующие совершенствованию  регулирования данный отношений.

 

       2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА И ИНВЕСТИЦИЙ за последние три года неоднократно изменялся. Органы государственного управления, связанные с процессом управления внешней помощью, подвергались периодически реорганизациям. Поиск оптимальной схемы управления иностранным капиталом, в которой каждый субъект отношений будет выполнять свои четко определенные функции, позволяй избежать дублирования, происходит и сегодня.

      Организационный механизм государственного регулирования иностранных инвестиций и капитала до ноября 1996г. включал в себя преимущественно регулирование внешнего заимствования, не выделяя в качестве специальных структур управления органы управления пря инвестициями. Как правило, последние существовали лишь в виде управлений внутри вначале Агентства по иностранным инвестициям, а затем Комитета по использованию иностранных инвестиций.

      Однако  в ноябре 1996 г. был создан Государственный  комитет по инвестициями специализирующийся на регулировании иностранных инвестиций.

      В соответствии с изменениями статуса  органов регулирования ПИИ изменялся  и состав его функций от косвенного вмешательства (в период с 1991 по 1994 гг., когда существовало Агенство по иностранным  инвестициям) в процессы регистрации  предприятий, через полную отмену такого регулирования (период существования Комитета по иностранным инвестициям вначале при Кабинете Министров, а затем при Министерстве финансов) и вновь к косвенному регулированию этих инвестиций (с созданием ГКИ - Государственного комитета по инвестициям).

      Целью ГКИ, как отмечается в указе, является осуществление государственной  политики по стимулированию прямых инвестиций. Согласно указу Комитет является единственным уполномоченным органом  в деле осуществления политики государства  в области прямых зарубежных инвестиций.

      В связи с этим Комитету предоставлено  право:

      - вести переговоры и подписывать  международные договоры по вопросам  инвестиционного сотрудничества  и привлечения прямых иностранных  инвестиций;

      - запрашивать и получать от  центральных и местных органов необходимую информацию;

      - осуществлять экспертизу и участвовать  в разработке проектов нормативных  правовых актов, актов центральных  и местных органов власти в  части прямых инвестиций.

      Таким образом, принятие данного Указа  разграничило функции Комитета по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РК и Государственного комитета по инвестициям в части привлечения и использования международных предпринимательских прямых инвестиций.

      Введение  специального органа регулирования  ПИИ является неверным шагом и ведет к негативным последствиям в деле привлечения ПИИ. Это связано с нарушением принципа минимального прямого вмешательства государства в данные процессы. Определенным выходом из этой ситуации, возникшей в результате непродуманных шагов, может быть только концентрация всех тех полномочий государства, которые могут интересовать инвестора, и которые сегодня разбросаны по различным ведомствам (например, приватизации, Госкомиссии по приватизации в нефтегазовом секторе и т.д.).

      3. ДРУГИЕ МЕХАНИЗМЫ.

      Одной из сторон влияния государства на инвестиционный процесс, приток международного капитала является повышение его  международного авторитета и интеграция в международные экономические отношения. В этой связи республика вступила в ряд международных организаций и ратифицировала многие международные документы в области экономики. За короткий срок республика стала членом международного сообщества, установила партнерские отношения со многими международными организациями.

      Знаменательным  шагом в этом плане может служить вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО).

      Многосторонний  договор ВТО, как известно, создает  предпосылки для общего снижения всех таможенных пошлин, устраняет  дискриминацию государств в мировой  торговле. Казахстан в рамках двусторонних соглашений имеет право пользоваться предпочтительным статусом развивающей страны, согласно списку Комитета помощи развития DAC ОЭСР, и тем самым еще больше снижать пошлины со стороны развитых стран.

      В области регулирования внешнеторговой деятельности республика прошла путь от жесткого контроля со стороны государства до либеральной системы внешней торговли.

      Республика  имеет огромный экспортный потенциал, который оценивается в 15-18 млрд. дол., но фактически составляет только 5 млрд. долл. Основной задачей внешнеторговой политики Казахстан на 1996-1998 годы является оптимизация платежного баланса и увеличения экспортного потенциала республики. Эти задачи будут решаться посредством дальнейшей либерализации внешней торговли в сочетании с умеренным протекционизмом отечественных товаропроизводителей, изменением законодательной базы в соответствии с принципами ВТО.

      Либерализация внешнеторговой деятельности включает и создание Таможенного союза стран СНГ.

      В 1992-1993 годах был установлен порядок нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, включающей квотирование и лицензирование экспорта и импорта.

      В период 1994-1995 гг. и в начале 1996 года была существенно либерализована внешняя  торговля:

      - отменено квотирование экспорта  товаров;

      - сокращен перечень лицензируемой  продукции;

      - отменены экспортные пошлины  на все товары;

      - упразднен институт спецэкспортеров,  то есть сегодня все хозяйствующие  субъекты, независимо от форм  собственности, имеют право экспорта  любых товаров;

      - образован ряд свободных экономических зон;

      - разработана схема преференций  для слаборазвитых и развивающихся  стран, которая предоставляет  частичное или полное освобождение  от уплаты импортных таможенных  пошлин  продукции, завозимой  из этих стран;

      - для предотвращения ввоза некачественных товаров в республику совершенствуется система  технического, санитарного, фотосанитарного и иного контроля;

      - введена система независимой  предотгрузочной экспертизы экспортных  и импортных       контрактов.

      Целесообразность  вступления Республики Казахстан в Таможенный союз с Российской Федерацией была обусловлена следующими факторами.

      Во-первых, основные экономические показатели стран "четверки" весьма сходны. Во-вторых, экономики стран "четверки" взаимосвязаны  между собой.

      В-третьих, неразвитость многих элементов экономики каждой из стран не позволяет обособиться друг от друга.

      Создание  Таможенного союза предусматривает  отмену ограничений во взаимной торговле и принятие единой системы тарифного  и нетарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в торговле с третьими странами.

      Кроме законодательной защиты,  дополнительные  гарантии иностранным инвесторам обеспечиваются двусторонними межправительственными  соглашениями о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций. За период суверенитета Казахстанским Правительством подписаны такие соглашения с 18 странами. Это: США, Англия, Франция, Швейцария, Турция, Египет и др. В настоящее время в процессе обсуждения находятся проекты соглашений с 20-ю странами.

      Таким образом, в республике на сегодня в определенной мере созданы основы государственного регулирования привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций. Однако действенность такого механизма остается невысокой, что пагубно отражается на инвестиционном климате страны.[     ] 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Национальная  программа стимулирования отечественных  и иностранных инвестиций в экономику  республики - это звено в цепи законодательных, нормативных и  программных документов, направленных на обеспечение повышения инвестиционной активности в стране. Важность же иностранного капитала и инвестиций требует того, чтобы такая программа работала бы в унисон с Программой мер Правительства по углублению реформы.

      Программа должна исходить из главной предпосылки: для противодействия сползанию экономики в длительную депрессию необходимо срочно повысить инвестиционную активность, а для этого должна быть создана политика привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций. При этом акцент должен быть сделан на разработку конкретных механизмов и процедур, регламентирующих инвестиционный процесс на основе внешней помощи.

Информация о работе Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане