Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:09, курсовая работа
На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.
Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
Роль инвестиций в экономике
Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Заключение
Использованная литература
• масштабы проекта (мелкий, средний, крупный);
•
стратегическая цель привлечения иностранного
капитала (от импорта оборудования до
использования производственно-
Одним из наиболее эффективных методов увеличения экспортного потенциала республики являются концессии, т.е. предоставление права зарубежным предпринимателям на эксплуатацию возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, а также осуществление иных видов хозяйственной деятельности на условиях долгосрочной аренды.
В Казахстане в последнее время практикуется такая форма привлечения иностранного капитала и иностранного управленческого опыта, как передача предприятий под управление. Новая форма привлечения капитала позволяет вывести крупные предприятия из тяжелейшего финансового кризиса. Однако, практика заключения контрактов на управление с фирмами, в том числе и с иностранными, уже показала свои негативные стороны. Прежде всего передача крупных предприятий одной отрасли в управление иностранным компаниям, как это случилось с хромовой промышленностью, означает, что иностранный инвестор по существу монополизировал отрасль. Кроме того, при данной форме привлечения иностранного капитала выполняются задачи только текущего характера, а стратегические проблемы - реконструкция и модернизация предприятий - не решаются. У управляющих фирм отсутствуют права на вложение средств в капитальное строительство и приобретение оборудования, так как тем самым может измениться форма собственности на предприятие. Такой подход к заключению контрактов на практике приводит к усилению выкачивания сырья и продукции управляющей фирмой при ускоренном износе основных фондов предприятия и истощении природных ресурсов.
Более выгодным для
Привлечение портфельных инвестиций, то есть иностранного капитала для досрочной послеконтрактной приватизации и приватизации по индивидуальным проектам, требует установления количественного ограничения на долю иностранного инвестора в уставном фонде приватизируемого предприятия (до 49%) или закрепление за государством "золотой акции", в которой содержатся его права.[ ]
Для
более рационального
Для стимулирования привлечения иностранного капитала в приоритетные сферы экономики целесообразно использование как финансово-кредитных, налоговых стимулов, так и нефинансовых методов. К последним можно отнести создание общей благоприятной обстановки функционирования иностранного капитала, обеспечение необходимыми факторами производства, информацией, службами управления, развитием транспорта, различного рода коммуникаций, банковского обслуживания, создание других элементов рыночной инфраструктуры.
Для того, чтобы избежать организации фиктивных совместных предприятий, создаваемых только на период "налоговых каникул" с целью получения необлагаемого налогом дохода, следует предусмотреть специальную поправку к Налоговому кодексу, согласно которой в случае ликвидации такого предприятия в период освобождения от уплаты налога, оно должно выплатить налоги с полученного дохода за весь период своей деятельности.
Разумеется,
предоставление налоговых и финансово-
Необходимо упростить формальности, разрешающие иностранным компаниям заниматься производственной деятельностью и реинвестировать свои доходы. Одновременно следовало бы усилить стимулы по вывозу доходов иностранных компаний не в иностранной валюте, а в виде продукции, производимой ими на экспорт.
В числе организационных мер по привлечению иностранного капитала представляется также необходимым предусмотреть:
> подготовку подзаконного акта (постановления, положения) по пункту 1 статьи Закона РК "Об иностранных инвестициях" о неухудшении условий функционирования предприятий с участием иностранных инвестиций;
> пересмотр порядка учета курсовой разницы при реализации соглашений о создании предприятий с иностранным капиталом (положительная и отрицательная курсовая разница по текущим валютным счетам предприятий подлежит включению в состав доходов и расходов от внереализационных операций только в случае продажи инвалюты за тенге;
> принятие законопроектов "О залоге", "Об ипотеке недвижимого имущества", разработку механизма использования залоговых форм в целях привлечения иностранного капитала;
>
формирование системы мониторинга инвестиционного
климата РК и его регионах. [
]
3.2.
Механизм государственно-
При
рассмотрении механизма государственно-
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ представляет собой систему законов, определяющих конституционные, общерегулирующие и специальные отношения по поводу иностранного капитала и инвестиций.
Система законодательного регулирования привлечения иностранного капитала и инвестиций состоит из совокупности взаимодополняющих друг друга законов, включая основной закон страны - Конституцию, гражданское законодательство, законы, указы президента Республики Казахстан и другие нормативные акты, регулирующие вопросы предпринимательской и хозяйственной деятельности, нормативные акты о земле, о приватизации, о недрах и недропользовании, о нефти, о банках и банковской деятельности, о страховании, о генных бумагах, таможенное и налоговое законодательство и другие нормативные акты.
В основном законе страны- Конституции Республики Казахстан (п.4 ст. 12) отмечено:
"Иностранцы
и лица без гражданства
Основным
родовым законом, регулирующим отношения
государства и иностранных
Закон устанавливает, что любые формы иностранных инвестиций и связанной с ними деятельности осуществляются на условиях не менее благоприятных, чем инвестиции национальных инвесторов.
Исключениями
из этого режима являются только преимущества,
предоставленные иностранным
Закон
устанавливает разнообразные
Так,
иностранные инвестиции не могут
быть национализированы и
Иностранные инвесторы гарантированы от изменения законодательства в течение 10 лет с момента осуществления инвестиций и государство при любых обстоятельствах, в том числе войны, смены Правительства или государственного строя, полностью сохраняет все свои имущественные обязательства перед инвестором, подчиняясь решениям международного арбитража.
Хотя Конституция не содержит определения субъектов и объектов собственности, объема и пределов осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты, однако она дает ссылку на специальный закон. Таким законом является прежде всего Гражданский кодекс Республики Казахстан, в соответствии с которым под правом собственности понимается признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Согласно Гражданскому кодексу
в республике существуют
1) частная собственность - собственность граждан и негосударственных юридических лиц;
2) государственная собственность - республиканская и коммунальная собственность.
В
частной собственности может
находиться любое имущество, за исключением
недр, воды, растительного и животного
мира, находящихся в исключительно
государственной
Гражданским кодексом предусмотрена возможность изъятия в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (национализация). При этом, в соответствии со статьей 266 данного Кодекса, убытки, причиненные собственнику в результате национализации, возмещаются в полном объеме Республикой Казахстан. Данное положение весьма важно с точки зрения восстановления не по оценочной, а по рыночной стоимости национализированного имущества.
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О банках и банковской деятельности" от 31.08.95 г. установил ряд дополнительных требований и ограничений для создаваемых в республике дочерних, по отношению к иностранным, банков и банков с иностранным участием. Банк-нерезидент Республики Казахстан вправе подать в Национальный банк заявление о выдаче разрешения на открытие дочернего банка после одного года работы на территории Республики Казахстан представительства данного банка. При этом родительский банк должен иметь определенный рейтинг одного из основных рейтинговых агентств (перечень агенств и минимальный рейтинг устанавливаются Национальным банком).
В Указе Президента РК, имеющем силу закона, "О страховании" от 03.10.95 г. отмечается, что иностранные инвесторы производят страхование рисков, связанных с осуществляемой ими в республике деятельности, в страховых организациях республики.
Деятельность
иностранных страховых
При этом доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде не может превышать 50 %. Такое ограничение сегодня представляется весьма существенным тормозом для развития страхового бизнеса в республике и, в частности, негативно отражается на привлечении иностранного капитала, привыкшего больше доверять западным компаниям.
Информация о работе Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане