Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:02, курсовая работа
Массовая коммуникация – совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Коммуникацию также можно понимать как определенного рода совместную деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи.
Введение 3
Глава 1. Современные проблемы массовой коммуникации 6
1.1 Роль массовой коммуникации в жизни общества 6
1.2 Информационное давление на социум 11
Глава 2. Методы информационного давления в программах Владимира Владимировича Познера 15
Заключение 25
Список используемых источников 26
На самом деле, роль модератора, которую, по сути, принимает на себя В. Познер, является очень сложной и противоречивой, требуя, с одной стороны, нивелировать собственное личностное начало, а, с другой, - оставаться интересным для аудитории.
«При полифонировании телевизионных дискуссий следует избавляться от «звездности» ведущего, — считает В. Г. Ященко. — Он не должен доминировать в диалоге. Его точка зрения имеет право быть выраженной, так же как и точка зрения других участников программы. Он «ведет», формирует программу установленным стилистическим образом, не навязывая при этом своего видения проблемы. Он постоянно генерирует ситуации, акцентирует внимание участников на полифонии, на точках пересечения различных идей и идеологий.
Для этого ведущий-модератор должен обладать определенным «избытком видения». Если следовать этой рекомендации, то и героя телевизионной дискуссии нужно выбирать тщательно, чтобы он был «бескорыстным носителем идеи, идеалистом, не просто исповедующим некую идеологию, но и идущим на жертвы ради ее воплощения».24
Но телевидение требует ярких персонажей с оригинальным мышлением и поведением, в противном случае теряется зрелищность. Модератор между тем — это «тот, кто оставил свое мнение за порогом студии, но остался живым, энергичным, интересным распорядителем дебатов»25.
Какой бы служебной ни казалась роль модератора, одно лишь присутствие известного журналиста может менять сам характер передачи как для собеседников, так и для зрителей.
Имидж ведущего программы «Времена» вариативен и зависит от обсуждаемой темы и статуса приглашенных гостей: в одной программе он может носить строгий костюм, в другой – джинсовую рубашку. Познер часто задает вопросы от лица обывателя, при этом его речь со стороны выглядит подчеркнуто спонтанной, «неприглаженной».
«Вот, все-таки, интересное дело. Я отслужил в армии, я ищу работу, очевидно. Мне предлагают за 3800 быть милиционером. Я себе думаю: «3800 маловато, пойду в таксисты». Это же не то, что их связывают по рукам и ногам, и вот будешь получать 3800. Это я слышу уже много лет - им слишком мало платят. А я не верю, что если платить непорядочному, нечестному, склонному к преступлению человеку больше денег, он вдруг станет хорошим. Я в это не верю совершенно»26.
Этот прием, с одной стороны, несколько упрощает ситуацию, сводит проблему к единичному примеру, с другой, за счет разговорности языка достигается легкость подачи информации, и как результат, человек не выключает телевизор только потому, что не сразу понимает сути явлений, о которых рассказывает ведущий.
Возможно, именно вариативность имиджа ведущего, целенаправленно используемая как особый прием, отчасти повлияла на разнообразие и противоречивость тех личностных характеристик ведущего программы «Времена», которые отмечают в нем зрители.
Так, например, участники фокус-группы (студенты факультетов журналистики Санкт-Петербургского и Якутского государственных университетов), изучавшие профессиональные приемы ведения беседы с помощью стоп-кадра, отметили положительные качества в работе В. Познера: остроумие; обаяние; интеллигентность; хорошая дикция; умеет слушать и услышать то, что ему нужно; тактичность; профессионализм; увлеченность; умение пользоваться ораторскими приемами.
Однако при пристальном внимании к работе популярного ведущего программы «Времена» (ОРТ), были замечены недостатки: частое выражение собственного «Я»; манера держаться за подбородок; неформальный стиль в одежде; во время беседы слишком пристально смотрит на собеседника; говорит с некоторой растяжкой, затянувшейся паузой; очки на кончике носа; оказывает давление на аудиторию; размеренная жестикуляция. Любопытно отметить, что примерно такие же оппозиции в телевизионном имидже ведущего отмечает и известный критик А. Вартанов.
Встречается в его речи и обращение к стереотипам массового сознания: «А вот по потреблению всякой мерзости, по смертности, по реальному пьянству, вот тут мы впереди планеты всей. И виноваты в этом не олигархи, не евреи, не США, не масоны разные, не враги России, виноваты мы сами. И если мы стремимся к алкогольному вымиранию, рождению уродов, ну, что ж, давайте, признаемся в этом, открыто.
Никакое государство не в силах с этим бороться, с этим справиться. Давайте не искать причин наших бед где-то там на стороне. ЦРУ не стоит за этим, уверяю вас, ни пятая колонна».
Эта дополнительная информация, повышая долю развлекательного начала в программе, поддерживает интерес сомневающегося зрителя, который вот-вот переключит канал. Она уравновешивает многочисленные статистические данные и выводы экспертных исследований, позволяет избежать информационной перегруженности. Эффект периодической «разрядки» позволяет Познеру включать в программу серьезные факты для анализа, при этом риск растерять к концу программы зрительскую аудиторию минимизирован.
Таким образом, анализируя особенности имиджа ведущего программы «Времена» В. Познера, можно сделать следующие выводы. Во-первых, специфичность его профессионального амплуа можно обозначить как модератор. Выступая в роли модератора, он, с одной стороны, занимает отстраненную позицию, давая возможность выступающим высказать свою точку зрения, а, с другой стороны, - использует многочисленные и разнообразные приемы, чтобы привлечь внимание зрительской аудитории.
Во-вторых, очевидна богатая вариативность имиджа ведущего, что отмечают и респонденты в ходе социологических опросов, указывая с одной стороны, на такие качества, как интеллигентность, обаяние, великолепные ораторские способности, а, с другой стороны – некоторый снобизм, высокомерие, эгоцентризм.
В-третьих, своеобразие стилистики передачи «Времена» выражается в том, что она сочетает в себе элементы информационно-аналитической программы и ток-шоу, что, безусловно, сказывается на стиле ведущего, сочетающего элементы формально-ролевого и делового общения.
В-четвертых, программе «Времена» присуща достаточно ярко выраженная интрига, которая проявляется в том, что при всей очевидности сформированной позиции ее ведущего зрители долгое время остаются в неведении относительно нее, тем самым как бы приглашаясь к совместному размышлению над поставленным вопросом.
Таким образом, можно сделать выводы.
Информационное давление – это давление, которое направлено на то, чтобы вынудить противника/оппонента на те или иные действия
Манипуляция во многом сводится к тому, что людям предлагают такую трактовку проблемы (противоречия), которая уводит от сути. Люди шумят, волнуются, может быть, даже пришибут какого-нибудь стрелочника, но вреда заказчику манипуляции не принесут.
Результатом творческой деятельности В.Познера в журналистике является то или иное влияние на аудиторию, воздействие на массовое сознание и поведение. В результате потребления предлагаемой журналистикой информации в сознании аудитории формируется определенный образ мира, система установок, направленность воли. Так, творческая деятельность в журналистике является не только познавательно – креативной, но и проявляется в произведении как самовыражение автора по поводу познанных явлений жизни, тем самым оказываясь фактором формирования социальной позиции аудитории, ее убеждений.
Одним из главных принципов защиты от манипуляции - отказ от языка, на котором потенциальный манипулятор излагает проблему. Не принимать его язык, его терминологию, его понятия! Пересказать то же самое, но другими словами, избегая всяких идеологических категорий.
Владимир Владимирович Познер является ярким представителем журналиста, который обладает исключительным талантом и умением расположить собеседника и тем самым раскрыть тему в таком свете, чтобы она заинтересовала широкую публику. А если уж журналист обращается к большой аудитории, влияет на нее, то он обязан думать, что говорит.
1. Багиров Э.Г. Телевидение как процесс. Телевизионный коммуникатор.1. М., 1978
2. Большой энциклопедический словарь. М., 2003 г.
3. Будаев Э.В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокультурология. №.1. Екатеринбург, 2007 г.
4. Горелова Е.В. Информационное общество: концепции и историческая практика // Вопросы культурологии № 4.-2007
5. Егоров, В.С. Человек информационный / В.С. Егоров //Человек, наука, управление. - М., 2000.
6. Зуев К.А. Компьютер и общество. – М., Политиздат, 1990.
7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
8. Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. СПб, 1995.
9. Лисичкина H.A. Российский информационный канал в свете изменения привычек российского медиапотребления // Журналистика № З, 2007.
10. Лысикова О. В. Имиджеология и паблик рилейшнз в социокультурной сфере: учеб. пособие / О.В. Лысикова, Н.П. Лысикова. – М., Флинта: МПСИ, 2006 г.
11. Мелюхин, И.С. - Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Милюхин. - М., 1999.
12. Мерзосов Г. Ступени к «золотому гонгу» России // Четвертая власть. № 1-2 /32-33/ 2002.
13. Методика фокусированного интервью. М.: Изд-во МГУ, 1993 г.
14. Миргородская Л. А. Особенности и типология стилей речевого общения на отечественном телевидении. - М., АспектПресс, 2002 г.
15. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. - М., УРСС, 1999.
16. Познер В., Ургант И., КанБ. Одноэтажная Америка. М., 2008 г.
17. Потапчук Е.Ю.Роль метафоры в формировании
политического имиджа // Материалы международной
конференции «Современная Россия и мир:
альтернативы развития (Роль российских
регионов в формировании имиджа страны)
//http://www.community.
18. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: «Реф-бук»; К.: «Ваклер», 2001.
19. Романова Т. В. Когнитивный аспект метафор речи В.В. Познера (телепередачи «Времена», «Познер» книга «Одноэтажная Америка») // Телевидение №1. 2011
20. Смирнов С.Времена лжи с Владимиром Познером. М., 2005 г.
21. Тулупова В.В. Проблемы массовой коммуникации: новые подходы. Факультет журналистики ВГУ, 2012 г.
22. Чудинов А.П.Современная политическая метафора. Екатеринбург, 2001.
23. Неофициальный сайт Владимира Познера // http://www.debaty.ru/
24. Официальный сайт Владимира Поз
25. Официальный сайт телеканала ОРТ // http://www.1tv.ru/
1 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000 г. С 11.
2 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000 г. С 11.
3 Горелова Е.В. Информационное общество: концепции и историческая практика // Вопросы культурологии № 4.-2007
4 Миргородская Л. А. Особенности и типология стилей речевого общения на отечественном телевидении. - М., АспектПресс, 2002 г.
5 Романова Т. В. Когнитивный аспект метафор речи В.В. Познера (телепередачи «Времена», «Познер» книга «Одноэтажная Америка») // Телевидение №1. 2011
6 Тулупова В.В. Проблемы массовой коммуникации: новые подходы. Факультет журналистики ВГУ, 2012 г.
7Горелова Е.В. Информационное общество: концепции и историческая практика // Вопросы культурологи № 4.-2007
.8 Там же
9 Большой энциклопедический словарь. М., 2003 г.
10 Тулупова В.В. Проблемы массовой коммуникации: новые подходы. Факультет журналистики ВГУ, 2012 г.
11 Тулупова В.В. Проблемы массовой коммуникации: новые подходы. Факультет журналистики ВГУ, 2012 г.
12 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000 г. С 11.
13 Зуев К.А. Компьютер и общество. – М., Политиздат, 1990. С. 218
14 Мерзосов Г. Ступени к «золотому гонгу» России // Четвертая власть. № 1-2 /32-33/ 2002. С. 26-28.
15 Неофициальный сайт Владимира Познера // http://www.debaty.ru/
16 Смирнов С. Времена лжи с Владимиром Познером. М., 2005. С. 9.
17 Романова Т.В. Когнитивный аспект метафор речи В.В. Познера (телепередачи «Времена», «Познер» книга «Одноэтажная Америка») // Телевидение. №1. 2011г.
18 Смирнов С. Времена лжи с Владимиром Познером. М., 2005. С. 9.
19 Официальный сайт телеканала ОРТ // http://www.1tv.ru/
20 Познер В., Ургант И., КанБ. Одноэтажная Америка. М., 2008. С. 85
21 Будаев Э.В.Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокультурология. Вып.1. Екатеринбург, 2007. С. 7–16.
22 Романова Т. В. Когнитивный аспект метафор речи В.В. Познера (телепередачи «Времена», «Познер» книга «Одноэтажная Америка») // Телевидение №1. 2011
23 Методика фокусированного интервью. М., МГУ, 1993. С. 53
24Миргородская Л. А. Особенности и типология стилей речевого общения на отечественном телевидении. - М., АспектПресс, 2002 г. С.55.
25 Лысикова О. В. Имиджеология и паблик рилейшнз в социокультурной сфере. – М., Флинта: МПСИ, 2006. С. 46
26 Цит. по: Мельник Г.С. Указ. соч. – С. 171.