Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:02, курсовая работа
Массовая коммуникация – совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Коммуникацию также можно понимать как определенного рода совместную деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи.
Введение 3
Глава 1. Современные проблемы массовой коммуникации 6
1.1 Роль массовой коммуникации в жизни общества 6
1.2 Информационное давление на социум 11
Глава 2. Методы информационного давления в программах Владимира Владимировича Познера 15
Заключение 25
Список используемых источников 26
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
Курсовая работа
на тему
«Проблема информационного давления и суверенности личности в условиях массовой коммуникации»
Выполнила:
студентка 2 курса группы: 1
Козлова А.А.
Проверила:
Нестреляева Н.П.
г. Ростов-на-Дону
2013 г.
Содержание
Массовая коммуникация – совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Коммуникацию также можно понимать как определенного рода совместную деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи.
Цель коммуникации — передача сообщения. Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п.
На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации — соответствующие потребности индивида или группы индивидов. И тогда — цели коммуникации обслуживают различные потребности индивидов.
Массовая коммуникация характеризуется: рассредоточенностью аудитории; наличием широкомасштабных коммуникативных процессов, осуществляющихся с помощью технических средств; передачей информации одновременно по различным каналам массового информирования (книгопечатание, издание газет и журналов, радио- и телетрансляции, глобальные компьютерные сети); принципиальной доступностью информации всем желающим.
Массовая коммуникация активно используется для манипулирования сознанием людей (аудитории).
Большинство исследователей массовой коммуникации полагает, что ее характер и цели как орудия идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества.
Чтобы управлять общественным мнением, необходимо сделать первый шаг - оказать давление на тех, кто руководит создание фиктивной реальности прямо связано с манипуляцией сознанием.
«Настоящие журналисты должны противиться давлению манипуляторов, диктаторов, «изобретателей», стремящихся размыть границу между действительностью и фантазией» (Л. Гилионе)1.
Актуальность темы обусловлена тем, что за последнее время общество России было подвергнуто сильнейшему давлению прямой и сознательной лжи, причем нагнетаемой телевидением с использованием авторитета официальных должностей и научных титулов.
Цель курсовой работы – изучить проблемы информационного давления и суверенности личности в условиях массовой коммуникации на примере программ В. Познера.
Для решения цели в данной работе перед нами поставлены следующие задачи:
Структура исследования обусловлена поставленными целью и задачами курсовой работы, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Анализ степени изученности темы позволяет сделать вывод о том, что комплексных исследований, посвященных информационному давлению и суверенности личности в условиях массовой коммуникации достаточно.
В работе Кара-Мурзы С.Г. подробно рассмотрены главные блоки манипуляции и причины уязвимости русского характера2.
В статье Е. В. Гореловой представлена краткая история преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации3.
Особенности и типологию стилей речевого общения на телевидении раскрывает Л. Миргородская4.
Материалы Т.В. Романовой были использованы для изучения методов информационного давления в программах В.В. Познера5.
Масс-медиа – это не только «магическое окно», через которое мы смотрим на мир, но и «дверь», через которую идеи проникают в наше сознание.
Согласно социологическим опросам, утром предпочтительным средством массовой коммуникации является радио, так как в условиях дефицита времени оно создает фон, дает информацию и не отвлекает от дел. Вечером предпочтительнее телевидение, так как оно является самым легким с точки зрения восприятия информации6.
Появление персональных компьютеров существенно улучшило связь между людьми, сократило временные затраты на передачу информации. Если ранее для передачи информации требовалось значительно-большее время, то сейчас это можно сделать за считанные секунды.
Из всех главных достижений в развитии средств массовой коммуникации является Интернет. «Происходящий сегодня лавинообразный процесс глобальной информатизации общества коренным образом изменяет привычный уклад жизни и профессиональной деятельности миллионов людей во всех странах мира.
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.
Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии - информационная технология»7.
При помощи Интернет предоставляется доступ к многочисленным объемам информации, которые хранятся в различных уголках нашей планеты, то есть «Интернет выполняет роль технологического базиса для организационной разновидности информационной эры - Сети»8.
Горелова Е.В. развитие Интернет подразделяет на три стадии:
- когда человек обращался к
Интернет лишь, для того, что бы
найти какую-нибудь
- стадия коммерции и
- стадия среды общения.
Возможности Интернет очень велики. С помощью Интернет можно управлять персональными финансами, купить интересующий товар, найти новых друзей, заказать билеты на самолет, узнать последние новости.
Благодаря эволюции средств связи, доступ в Интернет осуществляется сейчас, не только с персонального компьютера, но также с мобильного телефона, коммуникатора, карманного компьютера.
Имея при себе мобильные телефоны, подключенные к Интернет, мы обеспечиваем себя не только каналом связи, но и более оперативным доступом к получению всевозможной информации в кротчайший срок с любого уголка нашего города, страны, мира, что говорит об увеличении пользователей сети Интернет.
Человечество всегда стремится постоянно, поддерживать между собой связь, что приводит к созданию все новых средств коммуникаций. Коммуникации в современном обществе рассматриваются как синоним понятия общение (лат. сommunication) - делаю общим, связываю, общаюсь9, основной задачей средств коммуникаций является передача информации от человека к человеку, как некая форма взаимодействия.
Несомненно, СМИ играют огромную роль в жизни людей - это и источник информации, и средство общения. Но, к сожалению, в последнее время значительно возрастает их отрицательное воздействие на общество.
В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последнее время, заметно уменьшились воспитательные функции семьи и школы. Общение с детьми уходит у родителей на второй план. Отсюда – возросшее влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирования мировоззрения подрастающего поколения. СМИ, нередко заменяя родителей, дают результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть или исправить.
Например, специалисты подсчитали10, - что дошкольники смотрят телевизор в среднем по четыре часа в день. За все школьные годы молодые люди проводят у экрана 15 тысяч часов. За это время они видят примерно 13 тысяч случаев насильственной смерти. Установлено, что за годы учебы дети проводят на уроках около 11 тысяч часов, то есть значительно меньше времени, чем перед экранами телевизоров.
СМИ сводят на нет противостояние родителей натиску развращающих детские души передач, исходящих с голубых экранов. Информация, распространяемая СМИ, чаще всего заключается в рассказах о банкирах, рэкетирах, киллерах, топ моделях… Самые популярные передачи – передачи развлекательно-игрового характера. Они не приучают размышлять, тонко чувствовать, пробуждают низменное, разрушительное, животное начало в человеке, а не высокое, нравственное, духовное.
Анализ современного информационного пространства показал, что большинство коммерческих каналов показывают исключительно боевики и эротику вперемежку с рекламой. На этом и воспитываются сейчас дети.
И если раньше героями телеэфира были люди труда, патриоты отечества, герои-современники, то сейчас им на смену пришли бандиты. Налицо кризис системы ценностей.
Кроме того, одним из самых главных недостатков является то, что, сами технологии массовой коммуникации таковы, что их результатом зачастую является изоляция людей друг от друга. Живое человеческое общение заменяется виртуальным. Научно-техническая революция создает оптимальные условия для технического развития СМИ, порождая в то же время определенные иллюзии об их всемогуществе и слабости живых, естественных средств массовой коммуникации.
Очевидно, что современные средства массовой коммуникации способствуют ослаблению активности межличностного общения, чувств социальной и моральной солидарности между людьми. Это подтверждает опрос, проведенный фондом «Общественное мнение»11.
По его результатам, 28% опрошенных, чаще всего проводят свое время перед телевизором и только на втором месте идет чтение и общение с родными (14%). Небольшая доля респондентов проводят время на свежем воздухе, другие отдаются дачной страсти, третьи предпочитают активный отдых. Внизу рейтинга оказались занятия спортом, походы на концерты и в музеи (6%).
В современной культуре феномен массовой коммуникации является особым психологическим феноменом. С одной стороны, у современного человека есть выбор – пользоваться СМИ или нет, с другой стороны – выбора нет, так как в условиях современного мира массовая коммуникация является основным источником получения информации, соответственно, бывшие когда-то основными «естественные контакты» сейчас превращаются в «технические».
Массовость информационных потоков, увеличение количества информационных источников требуют от самой информации «доступности», легкости в освоении и усвоении. Это требование проявляется в унификации информации, входит в норму массовая безграмотность (орфографические и стилистические ошибки), упрощения, сленг, употребление нецензурных выражений. Страдает общая культура, особенно среди подростков и молодежи.
Результатом является сокращение словарного запаса, невозможность точной формулировки мысли, отсутствие собственного мнения, отсутствие гражданской позиции.
Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание. Информация не только передается, но и искажается, может самопроизвольно возрастать или угасать.
Формируются ценности, неявно присутствующие в масс-коммуникативных процессах, которые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание.
Коренные изменения, произошедшие в обществе в последние десятилетия, привели к возрастанию роли массовой коммуникации в обществе. Наряду с многочисленными плюсами этот процесс породил такие негативные последствия, как кризис системы ценностей, ослабление живых, естественные средства массовой коммуникации и возрастание влияния СМИ на общественное мнение.
Информационное давление – это давление, которое направлено на то, чтобы вынудить противника/оппонента на те или иные действия12.
Основными социальными проблемами, связанными с личностью, в условиях информатизации является проблема языковой коммуникации, составляющей ядро информатизации.
Учитывая это, электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды, должны быть разработаны средства информатики и компьютерной лингвистики массового применения;
Информационная безопасность личности – это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.