Политика управления кредиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа преследует цель рассмотреть понятие кредиторской задолженности, политику управления на конкретном примере, оценить ее эффективность и предложить пути оптимизации управления кредиторской задолженностью.

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
Теоретические аспекты управления кредиторской задолженностью компании...........................................................................................................5

Понятие, сущность и виды кредиторской задолженности............5
Показатели кредиторской задолженности......................................8
Подходы к управлению кредиторской задолженностью................12

Оценка управления кредиторской задолженностью на примере ООО «Камаз-Энерго»..............................................................................................17
Общая характеристика деятельности предприятия ООО «Камаз-Энерго».................................................................................................17
Направления политики управления кредиторской задолженностью и анализ ее эффективности...............................................................18
Пути оптимизации управления кредиторской задолженностью..23


Заключение.........................................................................................................28

Список литературы............................................................................................26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по фин. политике окончательная.docx

— 73.28 Кб (Скачать)
 

     Основной  целью управления внутренней кредиторской задолженностью предприятия является обеспечение своевременного начисления и выплаты средств, входящих в  ее состав.

     Основные  задачи анализа кредиторской задолженности:

     - оценка и анализ динамики и  структуры кредиторской задолженности  по сумме и кредиторам;

     - проверка соблюдения правил расчетной  и финансовой дисциплины;

     - выделение сумм просроченной  кредиторской задолженности, в  том числе срочной; оценка факторов, повлиявших на ее образование;

     - определение сумм штрафных санкций,  возникших в результате образования  просроченной кредиторской задолженности;

     - выявление отклонений фактических  показателей кредиторской задолженности  от запланированных величин, а  также факторов, повлиявших на  эти отклонения;

     - поиск резервов роста финансовой  устойчивости;

     - разработка рекомендаций по упорядочению  расчетов, увеличению эффективности  кредиторской задолженности.

     Анализ  показателей кредиторской задолженности  проводится в три этапа:

     анализ  динамики и структуры кредиторской задолженности;

     анализ  оборачиваемости кредиторской задолженности;

     анализ  показателей платежеспособности и  финансовой устойчивости.

     Этап 1 - Исследование динамики общей суммы кредиторской задолженности компании в предшествующем периоде, определение изменения ее удельного веса в общем объеме привлекаемого заемного капитала.

       Этап 2 - Для оценки оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается следующая группа показателей:

  1. Средняя кредиторская задолженность - среднегодовое значение кредиторской задолженности (обычно определяется как сумма на начало и на конец года, деленная пополам, хотя возможно и более детальное изучение ее изменений в течение года)

     Чем выше данный показатель, тем быстрее  компания рассчитывается со своими поставщиками. Снижение оборачиваемости может  означать как проблемы с оплатой  счетов, так и более эффективную  организацию взаимоотношений с  поставщиками, обеспечивающую более  выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задолженность  как источник получения дешевых  финансовых ресурсов.

     Формула расчета:

     

     где: КЗ – кредиторская задолженность.

     2. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности - финансовый показатель, отражающий сколько раз за период (за год) оборачивается кредиторская задолженность и рассчитываемый как отношение себестоимости проданных товаров к среднегодовой величине кредиторской задолженности.

     Формула расчета:

     

     где: Окз – оборачиваемость кредиторской задолженности;

     Вр – Выручка от реализации продукции;

     Скз – Средняя кредиторская задолженность.

    3. Период погашения кредиторской задолженности:

     

     где: ППКЗ – период погашения кредиторской задолженности.

     Период  погашения кредиторской задолженности  показывает сколько оборотов в течение  анализируемого периода требуется  предприятию для оплаты выставленных ей счетов или сколько дней для  этого необходимо.

     От  скорости оборачиваемости кредиторской задолженности зависит уровень  платежеспособности и финансовой устойчивости организации, так как она характеризует  эффективность функционирования организации.

     Этап 3 - Анализ показателей платежеспособности и финансовой устойчивости

     Коэффициент автономии (финансовой независимости) показывает долю активов должника, которые обеспечиваются собственными средствами, и определяется как отношение собственных средств к совокупным активам.

     Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах) определяет степень обеспеченности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости, и рассчитывается как отношение разницы собственных средств и скорректированных внеоборотных активов к величине оборотных активов.

     Коэффициент зависимости предприятия  от кредиторской задолженности рассчитывается как отношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия. Этот коэффициент дает представление о том, насколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.

     Коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом позволяет определить, из каких источников предприятие финансирует внеоборотные активы. Рассчитывается по формуле: СК/ВнА

     Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами. Показатель рассчитывается как отношение суммы собственного капитала к внеоборотным активам. Если данный коэффициент окажется меньше единицы, это означает, что долгосрочные активы финансируются за счет краткосрочных источников и, следовательно, существует угроза потери финансовой устойчивости компании, ее способности рассчитаться по долгам в долгосрочной перспективе. Компании с таким коэффициентом покрытия лишаются притока денежных средств в виде амортизации, так как вынуждены за счет этих средств погашать задолженность и проценты по ней. Очевидно, что у такого предприятия наиболее вероятны проблемы с платежеспособностью. Компании, у которых значение данного показателя несколько выше 1, находятся в выигрышной ситуации, поскольку даже случайные колебания на рынке (в том числе и уменьшение долгосрочного заемного финансирования) не могут повлиять на их финансовую устойчивость.

     Коэффициент обеспеченности запасов  собственными средствами показывает долю запасов, сформированных за счет собственного капитала. Формула: Собственные оборотные средства/Запасы 

     
    1. Подходы к управлению кредиторской задолженностью
 

     Процесс разработки политики управления кредиторской задолженностью компании может быть представлен следующим алгоритмом:

     • анализ кредиторской задолженности  компании в предшествующем периоде;

     • определение состава и оптимальной  структуры кредиторской задолженности  компании в предстоящем периоде;

     • приведение структуры кредиторской задолженности в соответствие с  плановыми (оптимальными) параметрами;

     • прогнозирование средней суммы  начисляемых платежей по отдельным  видам кредиторской задолженности;

     • установление периодичности выплат по отдельным видам кредиторской задолженности;

     • оценка эффекта прироста кредиторской задолженности предприятия в  предстоящем периоде;

     • обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств  в разрезе отдельных видов  кредиторской задолженности.

     Анализ  кредиторской задолженности  компании в предшествующем периоде заключается в выявлении потенциала формирования заемных финансовых средств компании за счет этого источника. Анализ включает четыре этапа.

     I этап. Исследование динамики общей  суммы кредиторской задолженности  компании в предшествующем периоде,  определение изменения ее удельного  веса в общем объеме привлекаемого  заемного капитала.

     II этап. Оценка оборачиваемости кредиторской  задолженности компании, выявление  ее роли в формировании финансового  цикла.

     Под финансовым циклом компании понимается разрыв между сроками платежа  по своим обязательствам перед поставщиками и получением денежных средств от покупателей. Увеличение периода оборота кредиторской задолженности может являться одним из путей сокращения финансового цикла компании.

     III этап. Изучение состава кредиторской  задолженности по отдельным ее  видам, выявление динамики удельного  веса отдельных ее видов в  общей сумме кредиторской задолженности,  проверка своевременности начисления  и выплат средств по отдельным  видам кредиторской задолженности.

     IV этап. Изучение зависимости изменения  отдельных видов кредиторской  задолженности от изменения объема  реализации продукции. По каждому виду этой задолженности рассчитывается коэффициент ее эластичности от объема реализации продукции. Результаты анализа используются в процессе прогнозирования суммы кредиторской задолженности компании в предстоящем периоде.

     Определение  состава и оптимальной структуры кредиторской задолженности компании в предстоящем периоде. При определении состава кредиторской задолженности устанавливается перечень конкретных видов кредиторской задолженности компании с учетом новых видов хозяйственных операций, новых видов деятельности, новых внутренних (дочерних) структур предприятия, новых видов обязательных платежей и т.п.

     Определение оптимальной структуры кредиторской задолженности для конкретной компании и в конкретной ситуации достигается  путем составления бюджета кредиторской задолженности.

     Бюджет  кредиторской задолженности — структурирование различных видов кредиторской задолженности по формализованным критериям с целью ее оптимизации.

     Основной  источник формирования бюджета кредиторской задолженности — отсрочка оплаты поставщикам (товарный кредит). Основным его преимуществом является наиболее простой способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в  отличие от финансового) привлечения  залога и не связан со значительными  расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных условиях товарный кредит между компаниями чаще всего  представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи  с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный вид кредита предоставляется  бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости  начисления и уплаты процентного (или  какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики прекрасно понимают (иногда только на эмпирическом уровне) принципы изменения стоимости денег  во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры «упущенной выгоды» от торможения оборачиваемости активов, замороженных в дебиторской задолженности компании. Поэтому компенсация таких потерь закладывается в цену товаров, которая может колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки.

     Помимо  товарного кредита одной из возможностей формирования оптимального бюджета  кредиторской задолженности является использование собственного экономического превосходства. Суть собственного экономического превосходства заключается в  возможности диктовать и навязывать поставщику собственные правила  игры на рынке и характер договорных отношений (или нарушать эти самые  договорные отношения без особых последствий для собственного бизнеса).

     Экономическое превосходство заемщика перед кредитором может возникать в силу следующих  обстоятельств:

     • монопольное положение покупателя на рынке;

     • различия в экономических потенциалах, когда совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика;

     • маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию  в сеть крупных супермаркетов  или элитных магазинов не в  состоянии диктовать свои условия  или требовать выполнения всех обязательств, так как может оказаться без  нужного заказчика);

     • покупатель выявил организационные  недостатки в управлении дебиторской  задолженностью у кредитора (пробелы  в учете и контроле, юридическая  несостоятельность и т.д.).

Информация о работе Политика управления кредиторской задолженностью