Оценка эффективности использования оборотного капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Данные таблицы показывают, что поступление денежных средств на предприятии как на начало года, так и конец года не покрывало предстоящие платежи. Так на начало года недостаток платежных средств составил 466244 тыс.руб., на конец года недостаток вырос и составил 575399 тыс.руб.

Файлы: 1 файл

АХД.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

    Рациональная  организация производственных запасов  — непременное условие повышения  эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использованию, ликвидации сверхнормативных запасов материалов, совершенствованию нормирования, улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.

    Сокращение  времени пребывания оборотных средств  в незавершенном производстве достигается  путем совершенствования организации производства, улучшения применяемых техники и технологии, совершенствования использования основных фондов, прежде всего их активной части, экономии по всем статьям оборотных средств.

    Пребывание  оборотных средств в сфере  обращения не Способствует созданию нового продукта. Излишнее отвлечение их в сферу обращения — отрицательное явление. Основными предпосылками сокращения вложений оборотных средств в эту сферу являются рациональная организация сбыта готовой продукции, применение прогрессивных форм расчетов, своевременное оформление документации и ускорение ее движения, соблюдение договорной и платежной дисциплины.

    Ускорение оборота оборотных средств позволяет  высвободить значительные суммы и таким образом увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2.  оценкА  эффективности использования  оборотного  капитала  ОАО «НефАЗ» 

    2.1. Краткая характеристика  предприятия ОАО «НефАЗ» 

    Открытое  акционерное общество "Нефтекамский автозавод" входит в группу предприятий  ОАО "КАМАЗ" и является крупнейшим в России заводом по производству спецнадстроек на шасси КамАЗ.

    В числе крупнейших акционеров ОАО "НефАЗ": ОАО "КАМАЗ" (50,02% доля в уставном капитале), Республика Башкортостан (28,50%).

    Завод производит:

    - автосамосвалы,

    - вахтовые автобусы,

    - автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны,

    - прицепы и полуприцепы общетранспортного  назначения, пассажирские автобусы,

    - сеноуборочный комплекс,

    - товары народного потребления.

    Открытое  акционерное общество "Нефтекамский автозавод" отсчитывает свой возраст  с осени 1977 года - с момента пуска  главного конвейера. Однако история  рождения предприятия начинается гораздо  раньше.

    17 декабря 1970 года Совет Министров СССР издал Постановление "О строительстве и реконструкции заводов Министерства автомобильной промышленности для обеспечения Камского автомобильного завода запасными частями и комплектующими деталями". Как известно, в те годы КамАЗ - автогигант в городе Набережные Челны - был объявлен Всесоюзной ударной стройкой. Было решено строить и заводы-спутники, которые бы поставляли туда необходимую комплектацию.

    25 декабря 1970 года Государственный  Комитет Совета Министров по  делам строительства издал приказ №65 "О создании завода по производству автосамосвалов и лебёдок" в городе Нефтекамске Башкирской АССР. Подобный же приказ №4 от 8 января 1971 года издал Министр автомобильной промышленности СССР.

    Распоряжением Совета Министров БАССР от 19 января 1971 года была создана комиссия для выбора площадки под строительство завода. Комиссия обследовала три земельных площади. Выбор был сделан на участке вдоль автомобильной дороги Нефтекамск-Янаул. Совет Министров БАССР вынес решение о резервации 100 га земли для строительства завода.

    13 июля 1972 года началось строительство  завода.

    15 апреля 1977 был собран первый десятитонный  автосамосвал "КамАЗ-5511".

    11 октября 1977 года состоялся пуск  главного конвейера. С этого  дня начался серийный выпуск автосамосвалов "КамАЗ-5511".

    31 октября 1977 года был утвержден  акт Государственной комиссии  о приемке в эксплуатацию первой  очереди Нефтекамского завода  по производству автосамосвалов.

    17 ноября 1977 года вышел приказ №343 "О вводе в эксплуатацию  завода по производству автосамосвалов, г. Нефтекамск Башкирской АССР", подписанный министром автомобильной промышленности В.Н.Поляковым: "Считать введенной в эксплуатацию первую очередь завода по производству автосамосвалов, г. Нефтекамск Башкирской АССР производственной мощностью 10000 автосамосвалов в год", - говорится в этом приказе.

    26 июля 1978 года приказом №206 завод  был переименован в Нефтекамский  завод автосамосвалов. 27 ноября 1978 года  был утвержден Устав Нефтекамского  завода автосамосвалов.

    25 января 1978 года был собран тысячный автосамосвал "КамАЗ-5511".

    18 декабря 1978 года был собран 10-тысячный  автосамосвал "КамАЗ-5511".

    20 декабря 1979 года с конвейера  сошел 30-тысячный автосамосвал "КамАЗ-5511".

    В конце 1980 года были собраны первые экземпляры сельскохозяйственного автосамосвала "КамАЗ-55102" грузоподъемностью 7 тонн и с трехсторонней разгрузкой.

    В 1981 году была сдана в эксплуатацию первая очередь корпуса вахтовых автобусов площадью 3500 кв. метров для  размещения мощностей по выпуску 3000 вахтовых автомобилей в год.

    1 мая 1982 года на демонстрации  нефтекамцы и гости города  увидели первенец машины для  вахтовиков. Таким образом, Нефтекамский  завод автосамосвалов начал производство  техники нового для себя направления.

    В июле 1982 года для испытаний нефтяникам Башкирии были отправлены первые 10 вахтовых автобусов. Испытания прошли удачно, и вахтовые автобусы были запущены в серию.

    В 1993 году завод стал открытым акционерным  обществом "Нефтекамский автозавод".

    Одновременное производство по четырем направлениям -  
автосамосвалов, вахтовых автобусов, автоцистерн, прицепов и полуприцепов-цистерн, прицепов и полуприцепов общестранспортного назначения,  маневренность выпуска техники в зависимости от спроса на рынке дает определенные коммерческие и финансовые преимущества перед конкурентами.

    В 2000 году руководством завода была принята  новая серьезная программа - "Программа  освоения пассажирских автобусов на шасси "КамАЗ". Она требовала  огромных финансовых, материальных, производственных, интеллектуальных затрат. Однако вхождение Нефтекамского автозавода в число основных стратегических партнеров крупнейшей в России компании - ОАО "КАМАЗ", скоординированная работа конструкторских и технологических подразделений КАМАЗа и НефАЗа стали решающим фактором в решении этого сложного проекта.

    В августе 2000 года была начата разработка конструкторской документации городского автобуса первого класса (по международной  классификации) большой вместимости. К ним относятся автобусы длиной 10-12 метров, полной массой до 17 тонн. Нефтекамскому автобусу был присвоен номер модели - 5299.

    6 декабря 2000 года вписано красной  строкой в новейшую историю  Нефтекамского автозавода. В этот  день был представлен первый  автобус городского типа "НефАЗ-5299".

    В октябре 2002 года сдана в эксплуатацию вторая очередь автобусного производства с уникальным лакокрасочным комплексом производства Германии. Введение в строй этого комплекса, аналогов которому в России нет, позволило выйти на проектную мощность производства - 1000 автобусов в год. Кроме того, обеспечено очень высокое качество покраски и антикоррозионной обработки.

    Экономические показатели завода в последние годы неуклонно улучшаются. Если в 1998 году объем выпускаемой продукции  составлял 200 миллионов рублей в  год, то в 2005 году объем отгруженной продукции и оказанных услуг составил 4,5 миллиарда рублей. Сегодня на Нефтекамском автозаводе работает более 9 с половиной тысяч человек.

    К 2005 году завод серийно выпускает  семь моделей автобуса - городской, пригородный, междугородный, междугородный в северном исполнении, автобус малого класса, автобус с двигателем, работающим на газе метане и полутораэтажный автобус повышенной комфортабельности "Турист".

    Основной  целью деятельности Общества является получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах, производимых обществом.

    Основными видами деятельности ОАО «НефАЗ»  являются:

    • производство автомобилей на шасси КамАЗ;
    • производство вахтовых автобусов на шасси КамАЗ;
    • производство полуприцепов-цистерн, прицепов-цистерн, автоцистерн ёмкостью от 7 до 35 м3;
    • производство пассажирских автобусов;
    • производство автомобильных прицепов и полуприцепов грузоподъёмностью от 7 до 20 тонн и выше;
    • производство сельскохозяйственной техники;
    • производство различных товаров народного потребления.

    Кроме этого ОАО «НефАЗ»: оказывает  услуги и выполняет работы в области  бытового обслуживания, общественного питания и торговли; содействует развитию народных промыслов; проводит ярмарки, аукционы, конкурсы, выставки; осуществляет закупочную деятельность: оптовой, розничной, комиссионной и коммерческой торговли. Осуществляет ремонт сосудов работающих под высоким давлением, монтаж и пуско-наладку лифтов, ремонт, техническое обслуживание и техническое освидетельствование грузовых и пассажирских лифтов, монтаж пуско-наладку и техническое освидетельствование кранов, ремонт металлоконструкций грузоподъёмных кранов, монтаж и пуско-наладку технологического оборудования машиностроительных предприятий, изготовление запасных частей и деталей к оборудованию машиностроительных заводов и сельхозпредприятий. Производит капитальный ремонт, продажу и покупку чёрного и цветного литья, чёрного и цветного металлолома, ремонт гидро-пневмо-смазочной аппаратуры к оборудованию, серийное и несерийное повторяющееся изготовление съёмных грузозахватных приспособлений и тары, ремонт, градуировка и обслуживание контрольно-кассовых аппаратов. Так же предприятие осуществляет медицинское, аптечное и сервисное обслуживание, оказывает маркетинговые товарообменные и посреднические услуги, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляет деятельность на рынке ценных бумаг, экспортно-импортные операции по закреплённой номенклатуре товаров и услуг. Занимается производством изделий станкостроения, проектированием, строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, капитальным ремонтом объектов промышленного и гражданского назначения, проводит работы по неразрушающему методу контроля объектов, подведомственных Госгортехнадзору РФ.       

    Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет единоличный исполнитель (Генеральный директор) и коллегиальный исполнительный орган (Правление). 

      2.2.  Анализ динамики  и структуры оборотного  капитала 

    Чтобы эффективно использовать оборотный  капитал необходимо уметь управлять  им, в частности, определять разумное соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, чтобы иметь в хозяйствующем субъекте минимальный, но достаточный запас производственных запасов, которые необходимы для ритмичной работы предприятия.  Более того, научно обосновать нормы текущих страховых, гарантийных и технологических запасов. В новых условиях хозяйствования важным аспектом является не наличие денежных средств, а их эффективное размещение, либо на текущую, либо  инвестиционную и финансовую деятельность.

    Применение  системы скидок способствует ускорению  оборачиваемости. И вот здесь  огромная роль отводится финансовому  менеджеру, который должен сравнить доход от денежных средств, полученных в результате ускорения  платежей суммой скидки.

    И сегодня актуальным является выпускать ту продукцию, которая пользуется спросом, и положительным моментом следует считать востребованность автобусов. 

    Мероприятия по повышению эффективности использования  оборотного капитала трудовых ресурсов, средств труда, эффективным управлением, позволит заводу быть передовым предприятием в своей отрасли.

    Следует учесть, что для ускорения оборачиваемости  оборотного капитала необходимо изучать  платежеспособный спрос потребителей (населения или производственного  сектора), чтобы не допускать наличие дебиторской задолженности. Ибо в условиях инфляции по истечению времени поступления дебиторской задолженности недостаточны даже для простого воспроизводства, т.к. они возвращаются обесцененными.

    Особую  роль в условиях самостоятельности  предприятия играет реализация продукции, чем быстрее этот процесс осуществляется, тем эффективнее производство. Ибо снизятся затраты на содержание складских помещений, на содержание материально-ответственных лиц на обеспечение сохранности и т.д.

    Особую  значимость в настоящее время играет сумма чистых оборотных активов, которые определяются как разница между оборотными активами и кредиторской задолженностью. Их величина должна увеличится и позволит иметь высоко ликвидные активы, и далее осуществлять кругооборот оборотных средств с максимальной скоростью оборота при минимальной  его продолжительности.

Информация о работе Оценка эффективности использования оборотного капитала