Оценка бизнеса в системе финансового менеджмента предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Задачей финансового менеджмента является выработка и практическое применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев - центров прибыли. Подобными целями могут быть: максимизация прибыли, достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде, увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы, повышение курсовой стоимости акций фирмы и др. В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Основы оценки бизнеса в системе финансового менеджмента
предприятия……………………………………………………
1.1. Сущность и понятие оценки бизнеса в системе
финансового менеджмента предприятия…………………..
1.2. Функции оценки бизнеса в системе финансового
менеджмента предприятия………………………………......
Глава 2. Оценка бизнеса в системе финансового менеджмента
предприятия.……………………………………………………
2.1. Принципы оценки бизнеса в системе финансового
менеджмента предприятия………………….......................
2.2. Методы оценки бизнеса в системе финансового
менеджмента предприятия……………………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовик фин менж.docx

— 67.62 Кб (Скачать)

Ожидание понимается как  ожидание будущей прибыли или  других выгод, которые могут быть получены в будущем от пользования  оцениваемым предприятием.

Принципы, связанные с  оценкой земли, зданий, сооружений и  другого имущества, составляющего  единый имущественный комплекс предприятия:

- принцип остаточной продуктивности земельного участка. Любой вид предпринимательской деятельности, как правило, требует наличия четырех факторов производства: труда, капитала, управления и земли. Остаточная продуктивность земли определяется как чистый доход после оплаты расходов на труд, капитал и управление; она характеризуется месторасположением земельного участка, которое в той или иной степени позволяет пользователю извлекать максимальную прибыль, минимизировать затраты и удовлетворять особые потребности. Например, пользователь предприятия по переработке сырья сможет максимизировать свою прибыль, если земельный участок, на котором расположено предприятие, будет находиться рядом с месторождением сырья, что сократит издержек на его транспортировку и увеличит прибыль, а следовательно и цену предприятия;

- принцип вклада. Вклад - это сумма, на которую увеличивается или уменьшается стоимость предприятия вследствие наличия или отсутствия какого-либо улучшения или дополнения к действующим факторам производства - труду, капиталу, управлению, земле.Предположим, владелец предприятия решил его продать Оценщик оценил предприятие в 50 млн руб Владелец предприятия сдедал косметический ремонт зданий и сооружений, затратив на это 1 млн руб., после чего предприятие стало оцениваться в 51 млн руб ,

- принцип возрастающей или уменьшающейся отданы: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая прибыль имеет тенденцию увеличиваться растущими темпами до определенного момента, после которого общая отдача хотя и растет, но уже замедленными темпами;

- принцип сбалансированности предприятия: любому виду производства соответствуют оптимальные сочетания факторов производства, при которых достигается максимальная прибыль;

- принцип оптимального размера предприятия в целом и отдельных факторов производства подразумевает получение максимальной прибыли от функционирования предприятия;

- принцип экономического разделения и соединения имущественных прав собственности. Система имущественных прав в Российской Федерации, предусмотренная Гражданским кодексом, позволяет разделять и продавать по отдельности имущественные права на собственность, в том числе и напредприятия. Согласно рассматриваемому принципу имущественные права следует разделять и соединять таким образом, чтобы увеличить общую стоимость предприятия.

Принципы, связанные с  внешней рыночной средой:

- принцип зависимости: стоимость предприятия зависит от множества факторов - не только от характера экономической среды на примыкающей к предприятию территории, региона, где находится предприятие, но и от особенностей страны, международных связей. Например, часто крупные промышленные предприятия располагаются в пригородных районах, и работникам приходится затрачивать много времени и энергии, чтобы добраться из города до места работы, что снижает производительность груда. Принцип зависимости выражается и в том, что само оцениваемое предприятие влияет на стоимость окружающих объектов недвижимости и других предприятий, находящихся в данном регионе;

- принцип соответствия рыночным и градостроительным стандартам, действующим в данном регионе. Соответствие - это то, в какой степени само предприятие, его архитектура и влияние на окружающую среду соответствуют этой окружающей природной среде и потребностям рынка;

- принцип спроса и предложения: если спрос на предприятия превышает предложение, то цены растут, а если предложение превышает спрос, цены на предприятие падают; цены стабильны, если спрос соответствует предложению;

- принцип конкуренции. Капитал движется туда, где имеется большая прибыль, где извлекаются избыточные или монопольные прибыли. В тех сферах экономики, где намечается рост прибыли, конкуренция обостряется, что обусловливает рост предложения и снижение прибыли;

- принцип изменения. Ситуация на рынке постоянно меняется: одни предприятия появляются, другие изменяют профиль, выпускают другую продукцию либо закрываются.

Появление новой, более прогрессивной  технологии производства может резко  повысить стоимость предприятия.

Напомним, жизненный цикл предприятия предусматривает стадии рождения, роста, стабилизации и упадка. Стоимость предприятия на стадии роста будет выше, на стадии упадка - ниже.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования предприятия  предполагает разумное использование  предприятия, которое обеспечит  ему наивысшую текущую стоимость  на дату оценки, использование, выбранное  из разумных возможных альтернативных вариантов и приводящее к наивысшей  возможной стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методы оценки бизнеса в системе финансового менеджмента предприятия

 

Для определения рыночной или другого вида оценки бизнеса применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Методы оценки бизнеса применяются для разработки инструментов, позволяющих не только измерять стоимость компании, но и управлять ее изменением. Исследования зарубежных специалистов показали, что страны, в которых максимизация стоимости акционерного капитала является основной стратегией предприятий, лидируют по производительности труда и конкурентоспособности своих товаров и услуг на мировых рынках. Однако использование зарубежного опыта в российских условиях невозможно без тщательного анализа возможности применения отдельных элементов стоимостной оценки в системе финансового менеджмента.

Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий  алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость  бизнеса на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

Как мы уже выяснили, «оценочная стоимость» — понятие многократное, ее величина зависит от множества  различных факторов. Все факторы  невозможно одновременно учесть в рамках одного расчетного алгоритма. Методы оценки различаются также временными аспектами  исследования. Одни методы ориентированы в основном на ретроспективную информацию, другие — на перспективную, третьи — на текущую информацию фондового рынка.

Международными стандартами  оценки бизнеса рекомендуется применять  три подхода оценки — затратный, сравнительный (рыночный) и доходный. Российские стандарты закрепляют эти подходы как обязательные.

Каждый подход позволяет  «уловить» определенные факторы  стоимости. Так, при оценке с позиции  доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его  рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения  возможного дохода, степень и вид  рисков, сопровождающих данный процесс. Оценщик, внимательно изучающий  соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости.

Оценка предприятия (бизнеса) может быть реализована следующими основными подходами и соответствующими им методами:  1) доходный; 2) рыночный; 3) затратный.

Доходный подход. Сущность этого подхода заключается в  определении стоимости предприятия  на основе тех потоков доходов (включая  доходы от продажи нефункционирующего имущества), которые оно способно принести своему владельцу в будущем. В этой связи, уместно вспомнить, что используемая нами трактовка  финансовых ресурсов предполагает не только текущие, но и потенциально возможные  финансовые средства., т.е. в данном случае речь идет о возможности мобилизовать все знаки стоимости, а не только те, которыми на данный момент располагает хозяйствующий субъект. Доходный подход выступает основным при расчете рыночной стоимости действующего предприятия, которое после продажи также будет приносить его владельцу доходы. В таком случае, все предприятие может быть представлено как бизнес-линия (однопрофильное предприятие), либо как их совокупность (многопрофильная ориентация).

Будущими доходами принимаются  доходы «очищенные» от затрат (т.е. сальдо поступлений и платежей по данному бизнесу) и исчисленные с учетом фактора времени их поступления (дисконтированные по определенной ставке). Возможные же доходы от продажи избыточных активов исчисляются с учетом фактора их срочной продажи на рынке. Оценивая поступления доходов по предприятию приходится принимать во внимание и инфляционное обесценение этих поступающих ресурсов.

Прогнозируемые доходы могут  учитываться как бухгалтерские  прибыли (убытки), либо как соответствующие  денежные потоки. Однако, денежные потоки являются более предпочтительной формой подсчета стоимости, поскольку бухгалтерские расчеты могут предполагать некоторые вариации (в виду применяемых методов учета стоимости ресурсов, исчисления амортизации, расчета реализованной продукции).

Трактовка предприятия как  бизнес-линии(й) предполагает возможное ее представление в виде инвестиционного проекта предполагающего в процессе своей реализации расходы на приобретение (или создание собственными силами) соответствующих активов (в т.ч. нематериальных) необходимых для начала процесса производства. Здесь, оценка предприятия сводится к оценке бизнес-линии(й) приносящей определенные потоки чистых доходов в течении расчетного остаточного срока полезной жизни данного бизнеса.

Предприятие отождествляется с бизнес-линией, то следует учитывать, что она имеет свой жизненный цикл обусловленный продолжительностью стадий ее эксплуатации. Цикл предполагает наличие стадий создания продукта, его освоения, активного использования и, наконец, свертывания выпуска. Рациональное финансовое управление должно в полной мере учитывать эти особенности реализуемой производственной функции предприятия с целью соответствия  им системы финансовых ресурсов. Знание и планирование жизненного цикла бизнеса, его финансового обеспечения позволяет предприятию минимизировать зависимость финансового результата от конъюнктурных подвижек. Так например, если прогнозируется замедление продаж и падение прибыльности выпуска освоенной продукции, то на эту стадию должно приходится увеличение финансовой отдачи от вновь вводимого товара. Таким образом, накопленный финансовый потенциал предприятия акцентируется на другой (более перспективной) бизнес-линии или даже переводится из одной системы (предприятия) в другую (например, во вновь созданное предприятие).

Именно такой учет производственной деятельности позволяет предприятию не только иметь относительное стабильное поступление финансовых ресурсов, но и наращивать темпы финансового роста. Эта политика есть не что иное, как управление циклами предприятия - производственным и, соответствующим ему, финансовым.

Под остаточным сроком полезной жизни бизнеса подразумевается  время оставшееся до завершения жизненного цикла выпускаемого оцениваемым предприятием продукта. Исчисление оставшихся доходов должно происходить с учетом фактора временной ценности получаемых ресурсов. При этом рассчитанная величина доходов должна быть сопоставлена с доходностью альтернативного варианта использования этой же суммы средств при тождественном уровне риска. В качестве альтернативного направления использования ресурсов используется ставка по банковским вкладам, государственным ценным бумагам или другим, как правило, малорискованным направлениям инвестиций. Вместе с тем, следует помнить и о цене финансовых ресурсов (их себестоимости) для данного предприятия, а также о ставке диктуемой (она может быть рассмотрена как нормативная) макросистемой.

При расчете стоимости  предприятия принимается во внимание то, применительно к какому этапу  остаточного срока полезной жизни  бизнеса проводятся вычисления. Выделяют два варианта:

1) на настоящий момент  времени (в этом случае предприятие  уже реализовало часть жизненного  цикла бизнеса или проекта);

2) на будущий момент  времени (при этом предполагается  расчет стоимости с учетом  периода, который будет пройден  предприятием до реального момента  оценки стоимости).

Второй случай интересен  тем, что позволяет спрогнозировать  величину стоимости предприятия (бизнеса) в условиях, когда предполагается, что определенная часть этапов, работ  по данному проекту в течении интересующего срока уже будет реализована, следовательно эти действия будут учтены в прогнозом варианте оценки. Таким образом, расчет стоимости во втором случае предполагает оценку доходов не на текущей момент, а на конец прогнозного периода, т.е. будущий текущий момент времени.

В случае, если реализуется вариант оценки вновь начинаемого бизнеса (инвестиционного проекта) рассчитывается показатель чистой текущей стоимости данного бизнеса - это частный случай остаточной текущей стоимости бизнеса. Здесь остаточный период бизнеса совпадает с длительностью всего жизненного цикла предполагаемого к реализации проекта. Использование показателя чистой текущей стоимости позволяет оценить на сколько больше за интересующей период предприятие может заработать на данном бизнесе в сравнении с альтернативным вложением (отвлечением средств из оборота) ресурсов.

При расчете дисконтированного  денежного потока возможно применение методов:

1)  определения денежного  потока для собственного капитала. В этом случае определяется, сколько  и на каких условиях привлекаются  для финансирования проекта (бизнеса)  заемные ресурсы. В расчетах  учитываются ожидаемый прирост  задолженности предприятия (по  привлеченным кредитным ресурсам), уменьшение его обязательств (по  расчетам за ранее взятые кредитные  ресурсы). Поскольку стоимость заемных  средств уже учтена в денежном  потоке, то применяемая ставка  дисконтирования должна соответствовать  только интересам инвестора (т.е.  применяться только относительно  собственных средств). Этот метод  позволяет оценить рыночную стоимость  предприятия на основе оценки  его собственного капитала используемого  для обеспечения жизненного цикла  бизнеса.;

Информация о работе Оценка бизнеса в системе финансового менеджмента предприятия