Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:24, лекция
Необходимость, цели и задачи финансового анализа. Основные приемы и способы финансового анализа. Внутренний и внешний финансовый анализ.
Экспресс-анализ и детализированный (углубленный) финансовый анализ.
Роль финансового анализа в принятии управленческих решений.
Взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
Методы и приемы финансового анализа.
3.
Снижение финансовой
Метод, категории, научный инструмент и принципы финансового анализа. Метод финансового анализа – это система теоретико-познавательных категорий, научного инструмента и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности предприятия, т.е. триада: М = (К, I, Р), где К – система категорий; I – научный инструментарий; Р – система регулятивных принципов.
Категории финансового анализа – это наиболее общие, ключевые понятия данной науки (фактор, модель, ставка, процент, дисконт, денежный поток, леверидж и др.).
Научный инструмент (аппарат) финансового анализа – это совокупность общенаучных и конкретно-научных способов исследования финансовой деятельности предприятия.
Принципы финансового анализа регулируют процедурную сторону его методологии и методики (системность, комплексность, регулярность, преемственность, объективность и др.)
Классификация видов анализа финансовой деятельности предприятия
Классификационный признак | Вид анализа |
Объект | Структурный
Функциональный |
Периодичность
проведения |
Систематический
Эпизодический (точечный) |
Цель | Внутренний
Сравнительный |
Характер | Динамический
Статистический |
Масштаб | Комплексный (системный)
Локальный (объектный) |
Содержание | Предметный
Операционно-процедурный |
Форма
оценки
результатов |
Количественный
Качественный |
Субъект | Анализ хозяйствующего
субъекта (самоанализ)
Анализ внешних структур (внешний анализ) |
Метод | Статистический
Факторный Экспертный |
Классификация методов финансового анализа предприятия:
Основные типы моделей, используемые в финансовом анализе. Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, которые позволяют выявить связи между основными показателями с целью:
В финансовом анализе используется три основных типа моделей:
1. дескриптивные;
2. нормативные;
3. предикатные.
Дескриптивная
модель анализа является моделью
описательного характера для
оценки финансового состояния
В такую систему включено около пяти групп показателей. Рассмотрим их более подробно.
1.
Показатели ликвидности
2.
Показатели текущей
3.
Показатели финансовой
4.
Показатели рентабельности
5. Показатели оценки положения предприятия на рынке капитала –– дивидендный доход, доход на акцию и др. Ценные бумаги могут быть использованы предприятием для временного размещения свободных денежных ресурсов.
Нормативная модель используется для сравнения фактических результатов деятельности предприятия с ожидаемыми результатами, которые будут рассчитаны по бюджету. Эта модель используется в основном для внутреннего анализа и опирается на информацию не только бухгалтерской отчетности. С помощью нормативной модели выявляют отклонения фактических расходов по каждой статье от установленной их нормативной величины.
Предикативная модель носит характер прогностической и используется для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния в условиях динамично изменяющихся условий рынка. Расчет точки критического объема продаж; прогноз финансового отчета; модели динамического анализа (факторная и регрессивная) и ситуационного анализа являются примерами предикативных моделей.
Методы управленческого анализа. Основными методами проведения анализа эффективности бизнеса являются:
Горизонтальный анализ предполагает сравнение отчетных показателей во времени и позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав управленческой отчетности. Например, у анализируемой фирмы за отчетный период объем продаж вырос на 20 процентов, а себестоимость на 50 процентов. Это может означать снижение эффективности бизнеса.
В основе вертикального анализа лежит представление данных отчетности в виде относительных величин, характеризующих структуру итоговых показателей. С помощью этого метода аналитик отслеживает и прогнозирует структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия. Например, себестоимость фирмы А в базисном периоде составляет 85 процентов от продаж, а в отчетном ее доля увеличилась до 89 процентов.
Трендовый анализ позволяет определить тенденции в изменении показателей во времени с исключением случайных отклонений. После этого анализа специалист может сделать соответствующий прогноз. Например, стабильный рост объема продаж на 5 процентов ежегодно позволяет предположить и в дальнейшем продолжение такой тенденции.
Структурный анализ обычно представлен двумя методами – сравнительным анализом (сравнение показателей анализируемого предприятия с аналогичными у других предприятий) и факторным анализом (оценка влияния отдельных факторов на изменения итоговых показателей). Система аналитических коэффициентов состоит из производственных и финансовых показателей. Производственные предприятия в рамках первой группы показателей рассчитывают показатели производительности труда и использования основных фондов. Предприятия всех видов деятельности проводят анализ продаж.
При проведении анализа эффективности ведения бизнеса в первую очередь оценивают финансовое состояние фирмы, и ведущим элементом этого анализа являются финансовые коэффициенты. Известны десятки таких показателей, поэтому для удобства они подразделяются на несколько групп. Чаще всего выделяют следующие – показатели рентабельности, ликвидности, оборачиваемости, финансовой зависимости и инвестиционные коэффициенты.
Формализованные методы финансового анализа предприятия
название методов | содержание методов |
формализованные методы | строгие формализованные аналитические зависимости |
факторный | выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов |
конъюнктурный | установоление текущего состояния с позиций соотношения спроса и предложения |
математический | цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных процентов |
статистический | корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполяционный анализ; методы главных компонент, средних и относительных величин, группировки; графический и индексный методы обработки рядов динамики |
методы исследования операций и принятия решений | использование теорий графов, игр, массового обслуживания; построение деревьев целей и ресурсов, байесовский анализ, сетевое планирование |
эконометрические | матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой баланс |
экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование | дескриптивные (описательные), предикативные (предстаказательные, прогностические) и нормативные модели; системный анализ, машинная иммитация; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование |
Неформализованные методы финансового анализа предприятия
Информация о работе Общие понятия, содержание и роль финансового анализа