Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:24, лекция
Необходимость, цели и задачи финансового анализа. Основные приемы и способы финансового анализа. Внутренний и внешний финансовый анализ.
Экспресс-анализ и детализированный (углубленный) финансовый анализ.
Роль финансового анализа в принятии управленческих решений.
Взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
Методы и приемы финансового анализа.
название методов | содержание методов |
неформализованные методы | логическое, субъективное исследование |
экспертный | оценка ситуации высококлассными специалистами |
морфологический | систематизация
наборов альтернативных решений
по возможным сочетаниям вариантов
и выбор сначала приемлемых, а
затем наиболее
эффективных вариантов |
рейтинговый | систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей |
фактографический | анализ зафиксированных фактов в сми, научных работах и т.д. |
мониторинг | детальный, систематический анализ изменений |
логическое моделирование | построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц |
фундаментальный | изучение основных
тенденций и определение |
технический | отражение желаемых сглаженных ожиданий |
Оценка финансового состояния предприятия может быть выполнена, укрупнено (экспресс анализ) и детально (углубленный анализ финансового состояния).
Информационная база финансового анализа. Информационная база должна соответствовать основным требованиям:
– быть достаточной для принятия управленческих решений в инвестиционной политике;
– быть достаточной для оценки динамики и перспектив увеличения прибыли;
– быть достаточной для оценки имеющихся у предприятия ресурсов и эффективности их использования.
К основным функциям финансового анализа относятся:
–– объективная оценка финансового состояния предприятия;
–– выявление факторов достигнутого состояния;
–– обоснование управленческих решений в сфере финансов;
––
выявление и мобилизация
Выполнение этих функций основано на определенной информационной базе, которая включает:
–– информацию о технической подготовке производства;
–– нормативную информацию (нормы и нормативы);
–– плановую (бизнес-план);
–– хозяйственно-учетную (оперативную, бухгалтерскую, статистическую);
–– отчетность (публичную, финансовую, бухгалтерскую, годовую и непубличную (квартальную));
–– прочую (пресса, опросы руководителей, экспертизы и т. п.).
Пользователи информации делятся на основных (непосредственно заинтересованных в ее получении) и не основных пользователей.
Круг основных пользователей информации, их вклад в предприятие, вид получаемой компенсации и цель финансового анализа, проводимого на основе получаемой информации:
1) собственник вкладывает собственный капитал в развитие предприятия и получает за это компенсацию в виде дохода или дивидендов. Целью проведения финансового анализа, с его точки зрения, является определение финансового результата и финансовой устойчивости предприятия для определения доходности и возвратности вложенных средств;
2) кредиторы вкладывают в предприятие заемный капитал, компенсацию получают в виде процентов на капитал. Поэтому основной целью финансового анализа для кредиторов –– это определение ликвидности и платежеспособности, т. е. сможет ли предприятие вернуть средства кредитора в срок;
3) административно-управленческий персонал вкладывает в деятельность предприятия свои знания и умения и получает компенсацию в виде заработной платы и доли прибыли. Цель анализа –– получить информацию для принятия грамотных управленческих решений;
4) поставщики вкладывают в предприятие свои ресурсы и получают компенсацию в виде договорной цены за эти ресурсы. Цель финансового анализа, с их точки зрения –– получить данные о финансовом состоянии предприятия, т. е. его способности оплатить полученные от поставщиков ресурсы;
5) государственные и налоговые органы оказывают предприятию услуги в соответствии со своим назначением. Их компенсация представлена в виде выплаты предприятием налогов разного уровня и значения. Основная цель анализа с точки зрения государственных органов –– определить финансовый результат предприятия, т. е. будет ли у него достаточно средств для выплаты этих налогов.
Поэтому основным источником информации для целей анализа служит бухгалтерская отчетность предприятия.
Автоматизация финансового анализа. Компании, применяющие финансовый анализ в качестве инструмента оперативного управления, обычно используют для этого возможности автоматизированных систем управленческого учета или же наборы файлов Excel. Это объясняется тем, что анализ в компании проводится на основе информации управленческого учета, которая не нуждается в корректировке и изначально более подробна, чем документы бухгалтерской отчетности. Но существуют и специализированные программы для финансового анализа. К числу наиболее распространенных из них относятся Audit Expert (Expert Systems), «ИНЭК-Аналитик» и «ИНЭК АФСП» («ИНЭК»), «Альт-финансы» («Альт»). Кроме того, на рынке присутствует еще несколько десятков систем локальных производителей, а также приложения для финансового анализа серийных программ (например, «1С:Финансовый анализ»). Специализированные программы используют компании, которым необходимо анализировать финансовое состояние предприятий, опираясь на данные официальной отчетности, то есть на отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс и на которые другие документы, например статистическую форму 5-3 «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)». Обычно это банки, холдинги, инвестиционные компании и представители инвесторов, аудиторы. Реже ими пользуются сами предприятия, желающие понять, как выглядит их отчетность со стороны, или рассматривающие предложения о покупке других видов бизнеса. Стоимость таких систем составляет в среднем 500-1000 долл. США за одно рабочее место.
Информация о работе Общие понятия, содержание и роль финансового анализа