Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа
Целью данной работы является проведение всестороннего исследования комплекса вопросов:
- влияет ли величина дивидендов на инвестиционную привлекательность компании?
- какая должна быть оптимальная величина дивидендов?
- насколько стабильными и надёжными должны быть дивиденды?
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и роль дивидендной политики………………………… 4
1.1. Понятие и сущность дивидендов……………………………………... .5
1.2. Дивидендная политика как метод повышения инвестиционной привлекательности предприятия………………………………………………………7
1.3. Модели дивидендной политики……………………………………… 12
Глава 2. Принципы дивидендной политики (на примере деятельности ЗАО «Керамика»)……………………………………………………………………………17
2.1. Принципы выплаты дивидендов………………………………………….17
2.2. Методы повышения привлекательности предприятия используя инструмент дивидендных выплат……………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Приложение
Расчётная часть (вариант 4)……………………………………………………25
Список используемой литературы…………………………………………….42
В конце 70-х - начале 80-х годов были опубликованы результаты исследований Н. Литценбергера и К. Рамасвами, получавшие, а дальнейшем название теории налоговой дифференциации, согласно которой с позиции акционеров приоритетное значение имеет не дивидендная, а капитализированная доходность. Объяснение этому достаточно очевидно - доход от капитализации облагался налогом по меньшей ставке, чем полученные дивиденды. Ставки налогообложения периодически менялись, однако в любом случае различие между ними сохранялось. Так, по налоговому законодательству США 1992 года доход по дивидендам облагался по ставке до 31 %, а доход от прироста капитала — 28%. Кроме того, уплата налога на доход от капитализации осуществляется лишь при его реализации.
В соответствии с этой теорией если две компании различаются лишь в способах распределения прибыли, то акционеры фирмы, имеющей относительно высокий уровень дивидендов, должны требовать повышенный доход на акцию, чтобы компенсировать потери в связи с повышенным налогообложением. Таким образом, компании невыгодно платить высокие дивиденды, а ее рыночная стоимость максимизируется при относительно низкой доле дивидендов в прибыли.
Теоретические дискуссии по поводу того, какая из рассмотренных теорий верна, продолжаются до сих пор. Тем не менее, не оспорим тот факт, что большинство крупных компаний на Западе всё же предпочитает регулярно выплачивать дивиденды.
Глава 2. Принципы
дивидендной политики
(на примере деятельности ЗАО «Керамика»)
2.1. Принципы выплаты дивидендов
В последнее время в финансовом анализе положения или стратегии хозяйствующих субъектов, в частности АО, широко используются инструментарии, оценочные показатели и методы их расчета, обусловленные переходом на новый план счетов бухгалтерского учёта.
Рассмотрим особенности
1. Прибыль на одну акцию является важным оценочным показателем.
В настоящее время показатель прибыли на акцию приобрёл особую актуальность. Этим объясняются систематические публикации соответствующей информации в деловых изданиях.
Аналитическая ценность показателя прибыли на акцию состоит в том, что он является обобщающим, концентрирует эффект влияния множества факторов и условий, сопровождающих принятие инвестиционных решений и оценку кредитоспособности компании. Более того, информация о прибыли на акцию отражает не только отношения по поводу распределения прибыли АО, фактически сложившиеся в прошлом, например в отчётном периоде, но и служат основанием для прогноза будущих доходов акционеров.
В конечном счёте, информация о прибыли на акцию способствует решению важных задач: прогнозу будущих финансовых результатов и денежных потоков компании (в частности размера и возможности выплаты дивидендов), а также оценка тенденций изменения курсовой стоимости её акций. При этом следует обеспечить сопоставимость показателей. Поэтому требованием, предъявляемым к акционерам и потенциальным инвесторам к показателю прибыли на акцию, является сравнимость результатов деятельности различных АО между собой (в том числе из разных стран) и одной компании за ряд лет. В немалой степени это требование определяется потребностью инвесторов в информации о результатах деятельности компаний, акции которых обращаются на организованном рынке.
Вопросы расчёта и раскрытия информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, регламентируются международным стандартом финансовой отчётности МСФО 33 «Прибыль на акцию», принятым Комитетом по разработке международных стандартов финансовой отчётности в 1997 году. В России АО следует руководствоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (Приказ Минфина РФ от 21 марта 2000года № 29н). [15]
Компания раскрывает информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию с помощью показателя базовой прибыли (убытка) на одну акцию.
Базовая прибыль на одну акцию показывает сумму чистой прибыли, убытка АО, приходящуюся на одну обыкновенную акцию компании, находящуюся в обращении в течение отчётного периода:
где Еб - базовая прибыль на акцию;
Qч - чистая прибыль (убыток) компании;
Dприв - сумма дивидендов по привилегированным акциям;
N - число обыкновенных акций компании, находящихся в обращении.
Показатель Еб - базовая прибыль на акцию приведен в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» стр. 201. [Приложение]
2. Доля выплаченных дивидендов показывает, какая доля чистой прибыли АО была израсходована на выплату дивидендов:
где di – дивиденд в i-том году;
Еб – базовая прибыль на одну обыкновенную акцию в этом же году.
Показатель di – дивиденд в i-том году приведен в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» стр. 202. [Приложение]
Коэффициент не должен превышать единицу ( ). Условие >1 означает, что компания заимствует деньги для выплаты дивидендов из других источников, либо свидетельствует о нерациональной дивидендной политике компании. В рассматриваемом примере <1, следовательно, компания в отчётном году получила достаточно прибыли, чтобы выплатить дивиденды.
Принятие решения о размере дивидендов (дивидендная политика) связано с другими финансовыми и инвестиционными решениями. Если выплачиваются небольшие дивиденды, это может означать, что руководство делает ставку на дальнейшее развитие компании и пытается сохранить собственные средства для финансирования планируемой деятельности. Другие компании могут использовать кредиты в качестве источников финансирования, высвобождая средства для выплаты дивидендов.
Таким образом, дивидендная политика обычно является компромиссом между капитализацией прибыли, с одной стороны, и выплатой высоких дивидендов в сочетании, например, с эмиссией новых акций – с другой. При такой инвестиционной политике компании размер выплаченных дивидендов представляет собой поиск компромиссного решения. Чаще всего руководство стремится к сохранению фиксированных и медленно возрастающих дивидендов. Тогда динамический ряд изменения дивидендов характеризуется меньшим разбросом значений, чем динамический ряд значений прибыли на акцию.
В таблице 1.1 [Приложение 1] представлены сведения об изменении прибылей и дивидендов в 1999-2004 гг. Рассмотрим рисунок 1 [Приложение 2] (ЗАО «Керамика»: прибыли и дивиденды в 1999-2004 гг.), изображённый на основании данных таблицы.
Рисунок иллюстрирует дивидендную политику ЗАО «Керамика» за 6 лет. За период с 1999 по 2004 гг. коэффициент выплаты дивидендов компании возрос с 10% до 25%. Рост этого коэффициента во многом определяется ростом прибылей этих лет. Мы видим, что в 2003 и 2004 гг. дивидендные выплаты были резко повышены вслед за увеличением прибыли этих лет. А в 2001 и 2002 гг., когда прибыль повышалась не значительно дивиденды стабилизировались (доля чистой прибыли, направляемая на дивидендные выплаты составила 20%). В 2000 г. коэффициент дивидендных выплат был минимальным – 10%, так как прибыль этого года существенно понизилась и составила 125 тыс. руб.
На мой взгляд, сохранение дивидендов – это был способ дать сигнал акционерам ЗАО «Керамика» о том, что руководство компании уверено в том, что снижение прибыли носит лишь временный характер и что вскоре тенденция к росту прибыли восстановится. Именно так и произошло. Прибыль в 2001г. возросла, а вслед за ней резко увеличился коэффициент дивидендных выплат (с 10% до 20%)
С 2003 по 2004 г. доля чистой прибыли, направляемая на дивидендные выплаты осталась неизменной – 25%, хотя прибыль этих лет существенно возросла (с 209 тыс. руб. в 2003 г., до 280 тыс. руб. в 2004г.). Это явление объясняется тем, что предприятие преступило к расширению производства. Возросла потребность в финансировании развития. Ведь чем большая часть прибыли выплачивается дивидендами, тем меньше остаётся нераспределенной прибыли на самофинансирование развития. Увеличение нормы распределения влечёт за собой снижение внутренних темпов роста, что в свою очередь накладывает ограничение на темпы наращивания выручки.
Итак, перед инвестором
стоит вопрос: Что он предпочитает
– дивиденды или прирост
Пунктирными линиями за пределами 2004г. на рисунке 1 показаны прогнозы динамики прибылей и дивидендов компании. На мой взгляд, прибыли ЗАО «Керамика » будут и в дальнейшем расти, и что в долгосрочной перспективе по мере роста прибыли, компания будет увеличивать дивиденды.
2.2. Методы повышения
привлекательности предприятия
используя инструмент
Понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Выработка дивидендной политики обуславливает следующие: с одной стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной тенденцией; с другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства. При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям» применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли. Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла предприятия.
Решение относительно стабильных дивидендов фирмы должно быть важным вопросом. Само по себе это позволяет предположить, что организации должны периодически изменять величину своих дивидендов, увеличивая их, когда потоки денежных средств велики, а потребность в финансировании невысока, и уменьшая, когда доходы невелики по отношению к инвестиционным возможностям. Однако многие акционеры полагаются на дивиденды, планируя свои расходы, и они будут серьёзно встревожены, если поступления дивидендов окажутся нестабильными. Кроме того, снижение дивидендов с целью инвестирования может оказать негативный информационный эффект и привести к снижению цены акций. Таким образом, максимизация цены акций требует, что фирма согласовала свои внутренние потребности в средствах с потребностями и желаниями своих собственников, то есть акционеров.
Проанализировав динамику прибылей и дивидендных выплат ЗАО «Керамика» в расчёте на одну акцию (за 6 лет), можно сказать, что предприятие ведёт относительно стабильную дивидендную политику. Стабильность проявляется в предсказуемости темпов роста дивидендов (доля чистой прибыли, направляемая на дивидендные выплаты повышается с 10% до 25%). Это говорит о том, что общая доходность такой фирмы (как сумма дивидендной и капитализированной доходности) должна быть относительно стабильной в долгосрочной перспективе, и её акции будут надёжной защитой от инфляции.
Совет директоров ЗАО «Керамика» придерживается этой политики. По их мнению, инвесторы предпочитают акции, по которым уплачиваются более предсказуемые дивиденды, акциям компании, имеющей ту же ожидаемую стоимость дивидендов, но выплачивающих их более беспорядочно. Это означает, что цена акционерного капитала организации минимизируется, а цена акций максимизируется. Члены совета директоров считают, что если компания стабильно возвращает деньги акционерам, это повышает её инвестиционную привлекательность. Деньги сегодня стоят дороже, чем те же самые деньги завтра.
Вообще, доля чистой прибыли, направляемая организацией на дивидендные выплаты довольно высока. По моему мнению, компании необходимо вкладывать средства в расширение производства. Из-за усиливающейся конкуренции на рынке, прибыль молодой компании может существенно снизиться. В этом случае дивидендные выплаты резко сократятся, что повлечёт за собой падение курса акций. Причём, такой случай имел место в 2000 г., когда доля чистой прибыли, направляемая на дивидендные выплаты составила 10%, что на 5% меньше, чем в 1999 г. Конечно прогнозные значения (представленные на рисунке) говорят нам об обратно, однако экономические условия могут привести к отклонению фактических результатов от прогнозируемых.
На мой взгляд, размер дивидендов и факт их выплаты – не главный фактор инвестиционной привлекательности. Есть компании щедрые, но абсолютно закрытые и непривлекательные. А есть те, кто реинвестирует прибыль, но при этом обладает хорошим инвестиционным капиталом. А дивиденды достаточно платить раз в год, но это должна быть предсказуемая процедура, чтобы размер и дата выплаты не становились неожиданностью для инвесторов. Главное не дивиденды, а предсказуемость.
Заключение
В этой работе был рассмотрен вопрос о том, какая часть прибыли компании должна выплачиваться акционерам в форме дивидендов. Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.
Информация о работе Обоснование и выбор дивидендной политики компании