Обоснование и выбор дивидендной политики компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение всестороннего исследования комплекса вопросов:
- влияет ли величина дивидендов на инвестиционную привлекательность компании?
- какая должна быть оптимальная величина дивидендов?
- насколько стабильными и надёжными должны быть дивиденды?

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и роль дивидендной политики………………………… 4
1.1. Понятие и сущность дивидендов……………………………………... .5
1.2. Дивидендная политика как метод повышения инвестиционной привлекательности предприятия………………………………………………………7
1.3. Модели дивидендной политики……………………………………… 12
Глава 2. Принципы дивидендной политики (на примере деятельности ЗАО «Керамика»)……………………………………………………………………………17
2.1. Принципы выплаты дивидендов………………………………………….17
2.2. Методы повышения привлекательности предприятия используя инструмент дивидендных выплат……………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..23
Приложение
Расчётная часть (вариант 4)……………………………………………………25
Список используемой литературы…………………………………………….42

Файлы: 1 файл

курсовая дивидендная политика.doc

— 466.00 Кб (Скачать)


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

НА ТЕМУ «Обоснование и выбор дивидендной политики компании»

 

 

Выполнила:

студентка IV курса

специализация: «Бухгалтерский учет, анализ и  аудит»

№ зачётной книжки:

Руководитель:  Хайруллин Айрат Халилович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2007 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность и роль дивидендной политики…………………………     4

    1. Понятие и сущность дивидендов……………………………………...  .5
    2. Дивидендная политика как метод повышения инвестиционной привлекательности предприятия………………………………………………………7
    3. Модели дивидендной политики………………………………………  12

Глава 2. Принципы дивидендной  политики (на примере деятельности ЗАО «Керамика»)……………………………………………………………………………17

2.1. Принципы выплаты  дивидендов………………………………………….17

2.2. Методы повышения  привлекательности предприятия  используя инструмент дивидендных выплат……………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………..23

Приложение

Расчётная часть (вариант 4)……………………………………………………25

Список используемой литературы…………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического осмысления сущности дивидендов, моделей  дивидендной политики и методов  повышения инвестиционной привлекательности с помощью политики дивидендных выплат. В работе будут рассмотрены принципы выплаты дивидендов на примере ЗАО «Керамика».

Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют  им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно.

Главный вопрос дивидендной  политики: Как примирить интерес  акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития?

Действительно, чем большая  часть чистой прибыли выплачивается дивидендами, тем меньше остаётся нераспределённой прибыли на самофинансирование развития. Увеличение нормы распределения влечёт за собой снижение внутренних темпов роста, что в свою очередь накладывает ограничение на темпы наращивания выручки. Но ожидания инвесторов тоже надо оправдать. Не получая достаточной прибыли от вложения инвесторы начинают скидывать свои бумаги, курс акций падает, рыночная цена предприятия снижается и может быть утерян контроль над акционерным капиталом.

Целью данной работы является проведение всестороннего исследования комплекса вопросов:

- влияет ли величина  дивидендов на инвестиционную  привлекательность компании?

- какая должна быть  оптимальная величина дивидендов?

- насколько стабильными  и надёжными должны быть дивиденды?

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и роль дивидендной политики

 1. Понятие и сущность дивидендов

В прежние времена  существовала практика выплат вознаграждения работникам предприятия по окончании  отчётного года. Даже прижилось новое  название «тринадцатая зарплата». Однако это ещё не те дивиденды, с которыми приходится иметь дело сейчас.

Известно, что выплаты  распределялись только среди работников предприятия. В результате получался  некий аналог владельцев привилегированных  акций. С появлением акционеров, которые  могут и не быть работниками данного предприятия, размер дивидендов естественно становится меньше тех выплат, которые были ранее.

Дивиденды – это в  конечном счёте цель, к которой  стремятся акционеры, учреждая общество. Когда говорится, что какой-либо инвестор не имеет заинтересованности в получении дивидендов в отличие от мелких акционеров, а более заинтересован в управлении обществом, то следует иметь в виду следующие варианты:

- инвестор предпочитает  недополучить доход на данном  этапе, полагая, что в дальнейшем он будет значительно больше;

- доходы от участия  в управлении (получение зарплаты), превышающей дивидендные выплаты;

- участие в управлении данным  обществом позволяет без особого  труда решать задачи, связанные  с функционированием другого  экономического субъекта, и тем самым увеличивать доход инвестора;

- контроль за деятельностью  данного АО позволяет решать  вопросы конкуренции на рынке.

Могут быть и другие причины, так  или иначе связанные с экономической  заинтересованностью.

Следует иметь в виду, что цели создания АО оговариваются в его уставе, где обычно указывается на необходимость не только удовлетворения общественных потребностей в определенном виде продукции, услуг, но и на необходимость получения прибыли, распределяемой между акционерами. Огромное влияние на дивиденды общества оказывает налоговая политика государства. Так, при высоком налогообложении доходов по ценным бумагам выгоднее получать большую заработную плату. Иногда для этого используются не совсем стандартные методы.

Можно сказать, что негативную роль в осознании сущности дивидендов сыграли определения, даваемые в некоторых нормативных документах. Обычно дивиденд в них трактуется как часть прибыли, предназначенная для распределения среди акционеров. Такая трактовка, приведённая в официальных документах, становится доминирующей.

Дивиденды непосредственно связаны  с управлением обществом. В том  случае, если общество направляет на выплаты  большое количество прибыли, позволяющее  акционерам ощутить реальную выгоду от владения акциями, часто их интерес к управлению угасает. Создаётся картина благополучия в обществе. Существенное и неожиданное изменение размера дивидендов создаёт множество проблем, в том числе и с участием акционеров в общих собраниях.

Кроме того, пассивность в вопросах управления возникает тогда, когда дивиденды в обществе отсутствуют или чрезвычайно малы и перспективы их появления или увеличения достаточно прозрачны.

Мелкие акционеры имеют психологию, существенно отличную от психологии крупного инвестора. Они всегда сравнивают свои доходы по ценным бумагам с доходами от возможных продаж принадлежащих им акций. Вместе с тем учитывается фактор времени. Обычно для того, чтобы сохранить первоначальную структуру распределения акций, необходимо выплачивать солидные дивиденды.

Существующие аналитические агентства периодически публикуют информационные материалы о том, какие общества осуществляют реальные выплаты. При этом производится анализ величины реальных доходностей ценных бумаг. Полученные цифры на достаточно длительное время становятся некоторыми индикаторами экономического положения предприятия. Кроме того, составление различного рода рейтингов основывается, как правило, на базе каких-либо внешних критериев, которых не так уж и много. Ставка дивидендов - один из них.

Как правило, объявление дивидендов производится или в виде абсолютной величины, или в виде процента к номиналу. Проценты в большинстве случаев не дают реальной картины полученных доходов, так как в некоторых обществах номинал ценных бумаг очень низкий.

Существуют различные подходы к определению дивидендов. С одной стороны, их можно воспринимать как вид дохода владельца ценных бумаг, с другой стороны – это серьёзный технический показатель, с помощью которого рассчитываются другие величины, в том числе и цена акций для рядовых их владельцев.

Дивиденды как технический показатель развития общества позволяют сформировать следующие данные, которые представляют интерес для инвестора:

- размер дивидендов на одну  акцию;

- отношение дивидендов на акцию  к её рыночной цене;

- норма распределения прибыли и внутренние темпы роста;

- стоимость обыкновенного и  привилегированного капитала и  прочее.

Очевидно, что дивиденды  как существенная статья доходов  могут мыть интересы лишь для крупных  инвесторов, обладающих большими пакетами ценных бумаг.

Такая ситуация влечёт за собой и определённые последствия  в области распределения акционерного капитала. Так, мелкие акционеры рано или поздно избавятся от своих  небольших пакетов, что приведёт к концентрации управления и доходов  в руках нескольких крупных владельцев. Кроме того определённая часть бумаг будет ходить на рынке с цель. Получения спекулятивного дохода. Таким образом, дивиденды – не просто индикатор, технический параметр и инструмент, с помощью которого можно достичь определённых практических результатов.

Дивиденд связывает  все остальные части капитала акционерного общества в единую структуру, придаёт ей смысл, позволяет производить  оптимизацию этой структуры.

В настоящее время  АО довольно редко используют форму  выплат дивидендов в виде ценных бумаг. Однако в этом случае ценные бумаги дают акционеру возможность изменить свою долю в распределении голосующих акций. Кроме того, он может ох продать, получив определённый денежный эффект. Здесь дивиденд превращается в долю акционерного капитала, которая, в свою очередь, позволяет получать новые дивиденды, приобретать новый капитал.

Дивиденд прошёл достаточно сложный путь в отечественной  практике. Сначала он представлялся  лишь как вид дохода, а затем  приобрёл и другие черты, которые  повысили его значимость.

1.2. Дивидендная  политика как метод повышения  инвестиционной привлекательности предприятия

Инвестиционная политика предприятия требует определения  и проведения предприятием дивидендной  политики. Повышенное внимание отечественных  и зарубежных авторов к различным аспектам дивидендной политики определяется рядом обстоятельств:

- во-первых, дивидендная  политика оказывает влияние на  отношения с инвесторами. Акционеры  негативно относятся к компаниям,  которые сокращают дивиденды,  потому что связывают такое сокращение с финансовыми трудностями компании и могут продать свои акции, влияя на снижение их рыночной цены;

- во-вторых, дивидендная  политика влияет на финансовую  программу и бюджет капиталовложений  предприятия; 

- в-третьих, дивидендная  политика воздействует на движение денежных средств предприятия ("компания с плохой ликвидностью может быть вынуждена ограничить выплаты дивидендов");

- в-четвертых, дивидендная  политика сокращает собственный  капитал, так как дивиденды  выплачиваются из нераспределенной  прибыли. В результате это приводит к увеличению коэффициента соотношения долговых обязательств и акционерного капитала.               

Дивидендная политика включает в себя принятие решения о выплате  акционерам прибыли в форме дивидендов или удержании ее для инвестирования на предприятии. Решение о выплате дивидендов фактически является решением о финансировании, поскольку увеличение коэффициента дивидендных выплат (доля прибыли, выплачиваемой акционерам в форме дивидендов) уменьшает объем реинвестируемой прибыли. Если инвестиционные проекты обещают уровень рентабельности, превышающий требуемый, инвесторы могут предпочесть вариант накопления. Если ожидаемая прибыль от инвестиций равна требуемой, то, с точки зрения инвестора, ни один из вариантов не имеет преимуществ. В противном случае инвесторы предпочтут выплату дивидендов.        

Второй ключевой вопрос при выборе дивидендной политики - это вопрос выбора оптимальной  дивидендной политики, т.е. политики, обеспечивающей как максимизацию совокупного  богатства акционеров, так и достаточное финансирование деятельности предприятия. Нахождение оптимальной дивидендной политики - исключительно трудная задача: необходимо найти баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который максимизировал бы цену акций предприятия. Сложность заключается еще в том, что оптимальная дивидендная политика - это субъективная политика каждого отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную политику. В числе таких факторов в научной литературе называются: темп роста компании, ее рентабельность, стабильность доходов, удержание контроля над деятельностью компании, степень финансирования за счет заемного капитала, возможность финансирования из внешних источников, стадия жизненного цикла и масштабы компании, налоговые ставки на дивиденды и доходы с прироста капитала, предпочтения акционеров, ограничения правового характера и др.        

Из-за большого числа  факторов, а также ввиду изменения относительной значимости этих факторов во времени и на отдельных предприятиях невозможны разработка и применение общей модели для формирования дивидендной политики. Поэтому осуществляется выбор из трех возможных типов политики определения коэффициента дивидендных выплат, исходя из оценки финансовых потребностей предприятия и поддержания его ликвидности. Оценивая финансовые потребности, следует принимать во внимание прогнозы денежных потоков предприятия, долгосрочных инвестиций и другие факторы, влияющие на состояние денежных остатков предприятия. Основное в этой оценке - определение возможных потоков средств и возможного их состояния с учетом изменения дивидендных ставок и риска. Иначе говоря, анализируется способность фирмы поддерживать стабильный уровень дивидендов в связи с вероятным распределением будущих потоков денежных средств. С позиций второго критерия - ликвидности - необходимо учитывать риск уменьшения запаса ликвидности при определении размера дивидендных выплат, особенно при его возрастании. Корпорации стремятся использовать один из трех типов политики выплаты дивидендов:

Информация о работе Обоснование и выбор дивидендной политики компании