Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:48, реферат
Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента.
С позиций финансового менеджмента классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам.
Эта система контроля позволяет минимизировать издержки по хранению запасов на предприятии.
В процессе управления запасами должны быть заранее предусмотрены меры по ускорению вовлечения их в непосредственный операционный процесс (производство или реализацию). Это обеспечивает высвобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера потерь товарно-материальных ценностей в процессе их хранения.
3. Управление дебиторской задолженностью
Под текущей дебиторской
задолженностью понимается задолженность
юридических и физических лиц
определенных сумм денежных средств
и их эквивалентов предприятию, которое
возникает в ходе нормального
операционного цикла или
В современной хозяйственной практике текущая задолженность классифицируется по следующим видам:
Наибольший объем
текущей дебиторской
Формирование алгоритмов управления текущей дебиторской задолженностью, осуществляется по следующим основным этапам:
1. Анализ
текущей дебиторской
На первой стадии анализа с целью отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации в общей ее сумме выделяется чистая реализационная ее стоимость, которая представляет собой сумму текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги, уменьшенную на сумму резерва сомнительных долгов.
Величина резерва
сомнительных долгов определяется исходя
из уровня фактической платежеспособности
отдельных покупателей-
На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде. Оценку рекомендуется осуществлять на основе:
а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги. Он рассчитывается по следующей формуле:
где КОАдз —коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги; ДЗВ — сумма текущей дебиторской задолженности
покупателей, оформленной векселями; ЧРСд3 — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
РСД — сумма резерва
сомнительных долгов; ОА — общая
сумма оборотных активов
б) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он определяется по следующей формуле:
где КВИдЗ —коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;
ДЗВ — сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;
ЧРСдз — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности; РСД — сумма резерва сомнительных долгов.
На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. Расчет этого показателя производится по следующей формуле:
где ПИдз — средний период инкассации
текущей дебиторской
дз — средняя сумма чистой
реализационной стоимости дебиторской
задолженности в
О0 — сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой
дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями. Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:
ЭДЗ=ПДЗ — ТЗДЗ — ФПДЗ, где Эдз — сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз —дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз —текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПд3 — сумма прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями.
Наряду с абсолютной
суммой эффекта в процессе этого
этапа анализа может быть определен
и относительный показатель —
коэффициент эффективности
где КЭдз — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз — сумма эффекта,
полученного от инвестирования средств
в текущую дебиторскую
рп — средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.
2. Выбор
типа кредитной политики
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.
Различают три принципиальных
типа кредитной политики предприятия
по отношению к покупателям
Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятиянаправлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции.
Умеренный тип кредитной политики предприятия ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики — это расширение объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. В процессе выбора типа кредитной политики должны учитыватьсяследующие основные факторы:
общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;
потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
правовые условия
обеспечения взыскания
финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность;
финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
3. Определение
возможной суммы оборотного
где ОКдз — необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;
ОРК — планируемый объем реализации Продукции в кредит;
КС/Ц— коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;
— средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
— средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.
4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:
срок предоставления кредита (кредитный период);
размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:
где ПСК — годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;
ЦСН — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, в%;
СПК — срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.
5. Формирование
стандартов оценки покупателей
и дифференциация условий
6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами
рефинансирования дебиторской задолженности,
используемыми в настоящее
Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании — «фактор компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты.
Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
Учетная (дисконтная) цена векселя определяется по следующей формуле:
где УЦВ — учетная (дисконтная) цена векселя на момент его продажи (учета банком);
НС — номинальная сумма векселя, подлежащая погашению векселедателем в предусмотренный в нем срок;
Д — количество дней
от момента продажи (учета) векселя
до момента его погашения
УСВ — годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя,%.
Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка)