Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:58, курсовая работа
Целью исследования является разработка предложений по развитию международного межфирменного сотрудничества для белорусских предприятий.
В работе решаются следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов международного межфирменного сотрудничества;
2. Проведение анализа организации международного сотрудничества отечественных предприятий со странами СНГ и дальнего зарубежья на примере ОДО «Альтеза»;
3. Разработка предложений по развитию международного межфирменного сотрудничества для белорусских предприятий на примере ОДО «Альтеза».
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что внешняя торговля не ограничивается лишь формами операций, связанными с движением товаров, работ и услуг, хотя они и занимают главное место. Особые формы внешнеторговых операций представляет международное экономическое сотрудничество, как промышленное, так и научно - техническое.
Такое сотрудничество между государствами и предприятиями различных государств является объективной необходимостью, результатом международного разделения труда и научного прогресса, в процессе которого создаются все новые и новые формы, выходящие за рамки обычной торговли. Основой международного промышленного и научно - технического сотрудничества являются прямые связи предприятий и - в ряде случаев - межправительственные соглашения, конкретизация видов отношений сторон в которых производится в сделках, совершаемых непосредственными участниками путем заключения различных договоров, соглашений и контрактов.
Объектом исследования является международное межфирменное сотрудничество.
Предметом исследования является влияние международного межфирменного сотрудничества на деятельность белорусских предприятий.
Целью исследования является разработка предложений по развитию международного межфирменного сотрудничества для белорусских предприятий.
В работе решаются следующие задачи:
1. Изучение теоретических
аспектов международного
2. Проведение анализа организации международного сотрудничества отечественных предприятий со странами СНГ и дальнего зарубежья на примере ОДО «Альтеза»;
3. Разработка предложений
по развитию международного
При выполнении работы использованы такие методы, как системный подход и общенаучные методы познания: сравнение, обобщение, экономический анализ, синтез.
1 Международное межфирменное сотрудничество
1.1 Развитие форм международного сотрудничества
Международное разделение труда — объективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономической развитости и характера общественного строя. Суть международного разделения труда заключается в снижении издержек производства и максимальном удовлетворении потребностей потребителей. Именно международное разделение труда является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты. Международное разделение труда — цементирующая основа мирового хозяйства, позволяющая ему прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки для более полного проявления общих (универсальных) экономических законов, которое дает основание говорить о существовании мирового хозяйства [1, c. 90].
В многосторонней системе
международного разделения труда является
неизбежным участие любого и каждого
государства в
Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях. Международное разделение труда играет возрастающую роль в осуществлении процессов расширенного производства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. Международное разделение труда, как и разделение труда вообще, не существует без обмена, который занимает особое место в интернационализации общественного производства.
Основным побудительным мотивом международного разделения труда для всех стран мира, независимо от их социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод от участия в международном разделении труда. Поскольку в любых социально-экономических условиях стоимость образуется из затрат средств производства, оплаты необходимого труда и прибавочной стоимости, то все товары, поступающие на рынок, независимо от их происхождения участвуют в формировании интернациональной стоимости, мировых цен. Товары обмениваются в пропорциях, подчиняющихся законам мирового рынка, в том числе и закону стоимости. Реализация преимуществ международного разделения труда в ходе международного обмена товарами и услугами обеспечивает любой стране при благоприятных условиях получение разности между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и услуг за счет более дешевого импорта. К числу общечеловеческих побудительных мотивов к участию в международном разделении труда, использованию его возможностей относится необходимость решения глобальных проблем человечества совместными усилиями всех стран мира. Диапазон таких проблем очень велик: от охраны окружающей среды и решения продовольственной проблемы в планетарном масштабе до освоения космоса.
Под влиянием международного
разделения труда торговые связи
между странами усложняются и
обогащаются, все более перерастая
в комплексную систему
Международное научно-техническое
сотрудничество - одно из наиболее
динамично развивающихся
Особо можно выделить
научно-техническое
Наиболее рациональными и эффективными формами этого сотрудничества являются [8, с. 25]:
- создание общих научно-
- совместные эксперименты
в области совершенствования
действующей техники и
- совместные изыскания
и изучение зарубежного опыта
в области организации
- текущая координация и консультации по вопросам научно-технической политики;
- организация подготовки
квалифицированного
Особо важным для научно-технического сотрудничества является анализ его эффективности. Эффективность полученных научных результатов рассматривается в нескольких аспектах.
Теоретическая ценность состоит в методах решения проблемы, областях применимости результатов, влиянии на смежные отрасли науки.
Техническая ценность характеризуется
уровнем технических
Прикладная ценность выражается в возможности и сферах применения результата в народном хозяйстве или на фирме, масштабах внедрения, наличии побочных результатов. Перспективность мероприятия оценивается временем, в течение которого можно эффективно использовать результат.
Предполагаемая стоимость разработок включает затраты на научные исследования, подготовку специалистов, создание и установку необходимого оборудования, на информационное обеспечение. Время разработки складывайся из времени на подготовку материально-технической базы исследований и их проведение, на получение и проверку результатов, на внедрение [1, c. 105].
Вероятность реализации планов и результатов разработки связана с соответствием научной и материальной базы разрабатываемой проблеме, с правильностью выбранной формы сотрудничества. Экономическая эффективность внедрения результатов, определяется чистым эффектом (прибылью), сроками окупаемости, конкурентоспособностью по экономическим показателям национального и мирового уровня.
1.2 Стратегическое партнёрство и стратегические альянсы
В научной литературе
под стратегическими альянсами
понимаются различные формы долговременной
Межфирменные партнерства в мировой экономике известны давно. Но только в 1990-х – начале 2000-х годов специфические формы партнерств, которые отвечают стратегическим интересам их участников, оказались в центре внимания руководителей международного бизнеса. В современных теоретических работах отмечается, что альянсы «размывают» традиционные границы фирмы и подчас трудно определить, где они начинаются и где заканчиваются. Десятки тысяч стратегических альянсов превратились ныне в важнейших участников мирохозяйственных отношений. По оценкам американских исследователей, с середины 80-х годов количество стратегических альянсов в мире ежегодно возрастало более чем на 25%. В США, например, в 1986 – 1995 гг. число совместных предприятий – одной из наиболее распространенных форм – выросло более чем вчетверо. ТНК стремятся гибко сочетать слияния и поглощения с образованием и развитием стратегических альянсов со своим участием: две трети из 337 президентов крупнейших компаний мира (с общим оборотом свыше 2,2 трлн. долл.) отметили, что альянсы – «важнейший инструмент глобального корпоративного роста».
Стратегические альянсы
нацелены на достижение долгосрочных
преимуществ, входят в глобальный стратегический
план компании. По структуре стратегические
альянсы совмещают, как правило,
несколько организационных
Главным критерием отнесения альянсов к стратегическим является их роль в создании конкурентных преимуществ фирмы. Если отношения с внешним партнером существенно влияют на развитие фирмы, позволяют привлекать потребителей и защищать от негативного воздействия отраслевой конкуренции, то они могут считаться стратегическими. Это отличает их от тактических партнерств, обычных долговременных контрактов.
В современных альянсах усложняются формы и механизмы межфирменного взаимодействия, а также связи с университетами, государственными лабораториями. В корпоративной практике наблюдается тенденция переноса акцента с образования двусторонних партнерств на создание сетей стратегических альянсов с участием нескольких компаний.
Стратегические альянсы в международном маркетинге реализуют стратегию, получившую название «аикидо» по аналогии с одним из видов восточной борьбы. Эта стратегия в определенной степени отвергает принцип ведения конкурентной борьбы как войны, целью которой должно быть обязательное поражение соперника [10, c. 82].