Методы оптимизации текущих издержек ООО «СМУ-33»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность работы предприятия во многом зависит от информации о формировании себестоимости: затраты на производство продукции являются базой для установления продажной цены; информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством. Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том, что практика хозяйствования строится на повседневной работе с затратами, направленной на их снижение, что обеспечивает стабильность позиций на рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Понятие, состав и виды издержек предприятия…………………. 6
Сущность и значение затрат на предприятии……………………. 6
Классификация затрат…………………………………………….. 11
Анализ текущих издержек ООО «СМУ-33»…………………….. 15
Краткая характеристика предприятия…………………………..... 15
Анализ состава, структуры и динамики текущих затрат ООО «СМУ-33»………………………………………………………….. 19
Использование элементов операционного анализа при управлении текущими издержками………………………………………….. … 23
Методы оптимизации текущих издержек ООО «СМУ-33»……. .. 28
Заключение………………………………………………………………... 33
Список литературы………………………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 91.32 Кб (Скачать)
 

     Из  данных таблицы 2.4 следует, что себестоимость  продукции, работ, услуг ООО «СМУ-33»  в 2008 г. составила 40267 тыс. руб., в 2009 г. – 56404 тыс. руб., в 2010 г. – 109945 тыс. руб. Наблюдается увеличение затрат на производство в 2009 г. по сравнению с 2010 г. на 16137 тыс. руб. или 40,1 %, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. – на 53541 тыс. руб. или 94,9 %. Увеличение себестоимости продукции, работ, услуг за анализируемый период обусловлено ростом составляющих затрат.

     В составе себестоимости значительны  материальные затраты. Их величина в 2008 г. составила 17210 тыс. руб., в 2009 г. данная группа затрат увеличилась на 3547 тыс. руб. или 20,6 % и составила 20757 тыс. руб. В 2010 г. наблюдается дальнейшее увеличение материальных затрат до 49371 тыс. руб. В 2010 г. они увеличились на 28614 тыс. руб. или в 2,4 раза по сравнению с 2009 г..

     Затраты на оплату труда в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличились с 13920 тыс. руб. до 18105 тыс. руб., т.е. на 4815 тыс. руб. или 30,1 %. В 2008 г. по сравнению с 2009 г. затраты на оплату труда увеличиваются до 23914 тыс. руб. или на 32,1 %, что обусловлено ростом средней зарплаты работников.

     Аналогичная тенденция прослеживается по отчислениям  на социальные нужды. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сумма отчислений на социальные нужды увеличивается с 4955 тыс. руб. до 64154 тыс. руб., в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло увеличение показателя до 7566 тыс. руб. Амортизационные отчисления составили в 2006 г. 4999 тыс. руб., в 2007 г. снизились на 255 тыс. руб. или 5,1 % и достигли уровня 4744 тыс. руб., в 2010 г. наблюдается увеличение амортизационных отчислений до 5065 тыс. руб. За анализируемый период 2008 – 2010 гг. наблюдается также рост прочих затрат в составе себестоимости: с 1183 тыс. руб. в 2008 г. до 6383 тыс. руб. в 2009г. и до 24029 тыс. руб. в 2010 г..

     Затраты на один рубль товарной продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость  единицы продукции в стоимостном  выражении обезличенно, без разграничения  ее по конкретным видам. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции  к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах.

     На  основании ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»» рассчитаем показатель затрат на рубль выручки от продаж и оценим его динамику (таблица 2.5).

     Таблица 2.5

Динамика  затрат на рубль выручки  от продаж ООО «СМУ-33»  за 2008 – 2010 гг.

     
Показатели Год Изменение (+,-) Темп  изменения, %
2008 2009 2010 2009г.

к

2008 г.

2010г.

к

2009 г.

2009

к

2008

2010

к

2009

Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. 52173 73448 132419 21275 58971 140,8 180,3
Полная  себестоимость продукции,

тыс. руб.

46093 66083 123632 109945 57549 143,4 187,1
Затраты на рубль выручки от продаж, руб. 0,88 0,90 0,93 0,2 0,3 102,3 103,3
 

     Из  данных таблицы 2.5 следует, что затраты  на 1 рубль выручки от продаж в  ООО «СМУ-33» за анализируемый  период в целом обнаруживают тенденцию  к увеличению с 0,88 руб. в 2008 г. до 0,93 руб. в 2010 г. Однако по годам наблюдается неоднозначная тенденция: в 2009 г. по сравнению с 2008 г. они повысились на 0,2 руб. или 2,3 %, а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 0,03руб. или 3,3 %. Таким образом, в 2010 г. на рубль выручки от продаж приходилось 93 коп. затрат и 7 коп. прибыли. Графически динамика затрат на 1 рубль выручки от продаж ООО «СМУ-33» за 2008 – 2010 гг. представлена на рис. 2.1. 

Рис. 2.1 – Динамика затрат на 1 рубль  выручки от продаж ООО «СМУ-33»

     Влияние изменения доходов и расходов в абсолютном выражении на показатель чистой прибыли ООО «СМУ-33» приведено  в табл. 2.6. 

     Таблица 2.6

Влияние изменения доходов  и расходов на показатель чистой прибыли ООО  «СМУ-33» за 2009-2010 гг., тыс. руб.

     
Показатели Изменение за 2008 год

(+,-)

Изменение за 2009 год

(+,-)

Совокупное  изменение за весь период
1 2 3 4
1. Доходы  от обычных видов деятельности  21275 58971 80246
2. Расходы  по обычным видам деятельности -19988 -57551 -77539
3. Превышение  доходов по обычной деятельности  над расходами по обычной деятельности  1288 1420 2707
4. Проценты  к уплате 0 -812 -812
5. Прочие  доходы  -36 93 57
6. Прочие  расходы -35 154 119
8. Превышение  прочих доходов над расходами  -71 247 176
9. Прибыль  до налогообложения 1216 854 2070
10. Текущий  налог на прибыль -226 -206 -432
11. Чистая  прибыль 990 648 1638
 

     Необходимо  отметить, что увеличение доходов  положительно влияет на формирование чистой прибыли организации, увеличение расходов, напротив, приводит к уменьшению показателя чистой прибыли.

     Превышение  доходов по обычным видам деятельности над аналогичными расходами увеличилось  на 2707 тыс. руб.. В структуре расходов по обычным видам деятельности произошли  некоторые изменения, это связано  с увеличением доли себестоимости  проданных товаров, продукции, работ, услуг до уровня 88, 9% и снижением  коммерческих расходов до уровня 11,1%. Положительное  влияние имеет превышение прочих доходов над расходами, которое  увеличилось в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 247 тыс. руб. Таким образом, на рост чистой прибыли в большей степени повлияло увеличение доходов от обычной деятельности (выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг) на 80246 тыс. руб. Рост коммерческих расходов на 7861 тыс. руб. и прочих расходов на 693 тыс. руб. не имел доминирующего влияния. В результате прибыль до налогообложения за анализируемый период 2008 – 2010 гг. возросла на 2070 тыс. руб. и чистая прибыль, соответственно, на 1638 тыс. руб. 

2.3 Использование  элементов операционного анализа  при управлении текущими издержками

     Современные системы управления базируются на анализе  зависимости между изменениями  объема производства, выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (от сокращения его английского наименования – CVP). Операционный анализ – основной инструмент оперативного финансового планирования на предприятии, который позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности от затрат, объема производства и цены.

     Ключевыми элементами операционного анализа  являются:

  • порог рентабельности;
  • операционный рычаг;
  • запас финансовой прочности.

     CVP-анализ  позволяет определить выручку,  при которой предприятие не  имеет ни убытков, ни прибыли.  Такой объем выручки называют  критической точкой. Для ее нахождения  можно использовать три метода: графический, расчетный и маржинальной  прибыли.

     На  рисунке точка, в которой линия выручки от реализации пересекает линию совокупных затрат, является критической (К), в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам (точка равновесия). Точка равновесия не имеет большого практического значения, так как основное внимание обращено на зону получения прибыли. Область ниже критической точки – это область убытков. Область выше точки К – область прибыли. Таким образом, критическая точка – это точка, с которой предприятие начинает зарабатывать прибыль. Критическую точку называют также точкой безубыточности или порогом рентабельности.

       

     Зависимость затрат, объема производства и прибыли: 1 – постоянные расходы; 2 – полная себестоимость; 3 – выручка от реализации продукции 

     Математически точка равновесия определяется как  равенство формул

     

     Исходя  из этого уравнения точку равновесия можно найти путем деления  суммы постоянных затрат на разность между ценой и переменными  затратами на единицу продукции.

     Другой  способ определения критической  точки основан на концепции маржинальной прибыли.

     Маржинальная  прибыль – это превышение выручки  от реализации над всеми переменными  затратами.

     Если  из маржинальной прибыли вычесть  постоянные затраты, то получим величину операционной прибыли.

     Критическая точка может быть определена как  точка, в которой разница между  маржинальной прибылью и постоянными  затратами равна нулю, т.е. маржинальная прибыль равна постоянным затратам.

     Точка равновесия в единицах продукции  при маржинальном подходе может  быть определена как отношение постоянных затрат к маржинальной прибыли на единицу продукции.

     Анализ  критической точки с поправкой  на фактор прибыли может быть использован  как основа для оценки прибыльности предприятия. В этом случае выручка  от реализации равна сумме переменных и постоянных затрат вместе с прибылью.

     Таким образом, целевой объем продаж, который  обеспечивал бы получение целевой  величины прибыли, можно рассчитать как отношение суммы постоянных затрат и прибыли к разнице  между ценой и переменными  затратами на единицу продукции. Эта разница между ценой и  переменными затратами, отнесенная к единице продукции, и составляет маржинальную прибыль на единицу  продукции.

     Рассмотрим  пример использования критической  точки при планировании прибыли.

     Предприятие планирует получить прибыль в  следующем году в сумме 200 тыс. руб. Переменные затраты составляют 1000 руб. на единицу продукции, постоянные затраты  – 400 тыс. руб. в год, цена продажи  – 1800 руб. за единицу. Каков должен быть объем реализации продукции, чтобы  получить заданный объем прибыли? Используя  формулу получим:

      тоимоь  оптимальныйычаг оперционн

     Следовательно, чтобы получить прибыль в размере 200 тыс. руб., объем реализации должен быть равен 750 единицам.

     Для проведения анализа зависимости  затрат, объема и прибыли делают определенные допущения:

  • поведение переменных и постоянных затрат может быть точно определено;
  • затраты и доходы имеют прямую тесную связь;
  • в пределах релевантного уровня рентабельность и производительность производства не меняются;
  • затраты, цены и структура продукции в течение планируемого периода не меняются;
  • объем производства приблизительно равен объему реализации.

     Действие  операционного рычага состоит в  том, что любое изменение выручки  от реализации продукции всегда порождает  более сильное изменение прибыли. Степень чувствительности прибыли  к изменению выручки от реализации – сила операционного рычага зависит  от соотношения постоянных и переменных затрат в общих затратах предприятия. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общем объеме затрат на производство и реализацию продукции, тем больше сила операционного рычага. Это означает, что большей силой операционного рычага обладают предприятия, использующие дорогостоящее оборудование и имеющие высокую долю внеоборотных активов в балансе. И наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается у тех Предприятий, где высок удельный вес переменных затрат. На предприятиях с большой силой операционного рычага прибыль очень чувствительна к изменениям выручки от реализации. Даже незначительное снижение выручки может привести к значительному снижению прибыли. Действие операционного рычага порождает особые типы риска: производственный риск, риск излишних постоянных затрат в условиях ухудшения конъюнктуры, так как постоянные затраты будут мешать переориентации производства, не давая возможности быстро диверсифицировать активы или сменить рыночную нишу. Таким образом, производственный риск является функцией структуры издержек производства.

     При благоприятной конъюнктуре предприятие  с большой силой операционного  рычага (высокой фондоемкостью) будет  иметь дополнительный финансовый выигрыш. Очевидно, что наращивать фондоемкость производства следует с большой  осторожностью, когда есть уверенность, что объемы реализации продукции  будут расти.

Информация о работе Методы оптимизации текущих издержек ООО «СМУ-33»