Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:39, курсовая работа
Эффективность работы предприятия во многом зависит от информации о формировании себестоимости: затраты на производство продукции являются базой для установления продажной цены; информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством. Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том, что практика хозяйствования строится на повседневной работе с затратами, направленной на их снижение, что обеспечивает стабильность позиций на рынке.
Введение…………………………………………………………………… 3
Понятие, состав и виды издержек предприятия…………………. 6
Сущность и значение затрат на предприятии……………………. 6
Классификация затрат…………………………………………….. 11
Анализ текущих издержек ООО «СМУ-33»…………………….. 15
Краткая характеристика предприятия…………………………..... 15
Анализ состава, структуры и динамики текущих затрат ООО «СМУ-33»………………………………………………………….. 19
Использование элементов операционного анализа при управлении текущими издержками………………………………………….. … 23
Методы оптимизации текущих издержек ООО «СМУ-33»……. .. 28
Заключение………………………………………………………………... 33
Список литературы………………………………………………………… 36
Из данных таблицы 2.4 следует, что себестоимость продукции, работ, услуг ООО «СМУ-33» в 2008 г. составила 40267 тыс. руб., в 2009 г. – 56404 тыс. руб., в 2010 г. – 109945 тыс. руб. Наблюдается увеличение затрат на производство в 2009 г. по сравнению с 2010 г. на 16137 тыс. руб. или 40,1 %, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. – на 53541 тыс. руб. или 94,9 %. Увеличение себестоимости продукции, работ, услуг за анализируемый период обусловлено ростом составляющих затрат.
В
составе себестоимости
Затраты на оплату труда в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличились с 13920 тыс. руб. до 18105 тыс. руб., т.е. на 4815 тыс. руб. или 30,1 %. В 2008 г. по сравнению с 2009 г. затраты на оплату труда увеличиваются до 23914 тыс. руб. или на 32,1 %, что обусловлено ростом средней зарплаты работников.
Аналогичная тенденция прослеживается по отчислениям на социальные нужды. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сумма отчислений на социальные нужды увеличивается с 4955 тыс. руб. до 64154 тыс. руб., в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло увеличение показателя до 7566 тыс. руб. Амортизационные отчисления составили в 2006 г. 4999 тыс. руб., в 2007 г. снизились на 255 тыс. руб. или 5,1 % и достигли уровня 4744 тыс. руб., в 2010 г. наблюдается увеличение амортизационных отчислений до 5065 тыс. руб. За анализируемый период 2008 – 2010 гг. наблюдается также рост прочих затрат в составе себестоимости: с 1183 тыс. руб. в 2008 г. до 6383 тыс. руб. в 2009г. и до 24029 тыс. руб. в 2010 г..
Затраты
на один рубль товарной продукции -
наиболее известный на практике обобщающий
показатель, который отражает себестоимость
единицы продукции в
На основании ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»» рассчитаем показатель затрат на рубль выручки от продаж и оценим его динамику (таблица 2.5).
Таблица 2.5
Динамика затрат на рубль выручки от продаж ООО «СМУ-33» за 2008 – 2010 гг.
Показатели | Год | Изменение (+,-) | Темп изменения, % | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2009г.
к 2008 г. |
2010г.
к 2009 г. |
2009
к 2008 |
2010
к 2009 | |
Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. | 52173 | 73448 | 132419 | 21275 | 58971 | 140,8 | 180,3 |
Полная
себестоимость продукции,
тыс. руб. |
46093 | 66083 | 123632 | 109945 | 57549 | 143,4 | 187,1 |
Затраты на рубль выручки от продаж, руб. | 0,88 | 0,90 | 0,93 | 0,2 | 0,3 | 102,3 | 103,3 |
Из
данных таблицы 2.5 следует, что затраты
на 1 рубль выручки от продаж в
ООО «СМУ-33» за анализируемый
период в целом обнаруживают тенденцию
к увеличению с 0,88 руб. в 2008 г. до 0,93
руб. в 2010 г. Однако по годам наблюдается
неоднозначная тенденция: в 2009 г. по сравнению
с 2008 г. они повысились на 0,2 руб. или 2,3
%, а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились
на 0,03руб. или 3,3 %. Таким образом, в 2010 г.
на рубль выручки от продаж приходилось
93 коп. затрат и 7 коп. прибыли. Графически
динамика затрат на 1 рубль выручки от
продаж ООО «СМУ-33» за 2008 – 2010 гг. представлена
на рис. 2.1.
Влияние
изменения доходов и расходов
в абсолютном выражении на показатель
чистой прибыли ООО «СМУ-33»
Таблица 2.6
Влияние изменения доходов и расходов на показатель чистой прибыли ООО «СМУ-33» за 2009-2010 гг., тыс. руб.
Показатели | Изменение за 2008
год
(+,-) |
Изменение за 2009
год
(+,-) |
Совокупное изменение за весь период |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Доходы от обычных видов деятельности | 21275 | 58971 | 80246 |
2. Расходы по обычным видам деятельности | -19988 | -57551 | -77539 |
3. Превышение
доходов по обычной |
1288 | 1420 | 2707 |
4. Проценты к уплате | 0 | -812 | -812 |
5. Прочие доходы | -36 | 93 | 57 |
6. Прочие расходы | -35 | 154 | 119 |
8. Превышение прочих доходов над расходами | -71 | 247 | 176 |
9. Прибыль до налогообложения | 1216 | 854 | 2070 |
10. Текущий налог на прибыль | -226 | -206 | -432 |
11. Чистая прибыль | 990 | 648 | 1638 |
Необходимо отметить, что увеличение доходов положительно влияет на формирование чистой прибыли организации, увеличение расходов, напротив, приводит к уменьшению показателя чистой прибыли.
Превышение
доходов по обычным видам деятельности
над аналогичными расходами увеличилось
на 2707 тыс. руб.. В структуре расходов
по обычным видам деятельности произошли
некоторые изменения, это связано
с увеличением доли себестоимости
проданных товаров, продукции, работ,
услуг до уровня 88, 9% и снижением
коммерческих расходов до уровня 11,1%. Положительное
влияние имеет превышение прочих
доходов над расходами, которое
увеличилось в 2010 году по сравнению с 2009
годом на 247 тыс. руб. Таким образом, на
рост чистой прибыли в большей степени
повлияло увеличение доходов от обычной
деятельности (выручка от продажи товаров,
продукции, работ, услуг) на 80246 тыс. руб.
Рост коммерческих расходов на 7861 тыс.
руб. и прочих расходов на 693 тыс. руб. не
имел доминирующего влияния. В результате
прибыль до налогообложения за анализируемый
период 2008 – 2010 гг. возросла на 2070 тыс.
руб. и чистая прибыль, соответственно,
на 1638 тыс. руб.
2.3 Использование
элементов операционного
Современные системы управления базируются на анализе зависимости между изменениями объема производства, выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (от сокращения его английского наименования – CVP). Операционный анализ – основной инструмент оперативного финансового планирования на предприятии, который позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности от затрат, объема производства и цены.
Ключевыми элементами операционного анализа являются:
CVP-анализ
позволяет определить выручку,
при которой предприятие не
имеет ни убытков, ни прибыли.
Такой объем выручки называют
критической точкой. Для ее нахождения
можно использовать три метода:
графический, расчетный и
На рисунке точка, в которой линия выручки от реализации пересекает линию совокупных затрат, является критической (К), в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам (точка равновесия). Точка равновесия не имеет большого практического значения, так как основное внимание обращено на зону получения прибыли. Область ниже критической точки – это область убытков. Область выше точки К – область прибыли. Таким образом, критическая точка – это точка, с которой предприятие начинает зарабатывать прибыль. Критическую точку называют также точкой безубыточности или порогом рентабельности.
Зависимость
затрат, объема производства и прибыли:
1 – постоянные расходы; 2 – полная себестоимость;
3 – выручка от реализации продукции
Математически точка равновесия определяется как равенство формул
Исходя
из этого уравнения точку
Другой способ определения критической точки основан на концепции маржинальной прибыли.
Маржинальная прибыль – это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами.
Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные затраты, то получим величину операционной прибыли.
Критическая точка может быть определена как точка, в которой разница между маржинальной прибылью и постоянными затратами равна нулю, т.е. маржинальная прибыль равна постоянным затратам.
Точка равновесия в единицах продукции при маржинальном подходе может быть определена как отношение постоянных затрат к маржинальной прибыли на единицу продукции.
Анализ критической точки с поправкой на фактор прибыли может быть использован как основа для оценки прибыльности предприятия. В этом случае выручка от реализации равна сумме переменных и постоянных затрат вместе с прибылью.
Таким образом, целевой объем продаж, который обеспечивал бы получение целевой величины прибыли, можно рассчитать как отношение суммы постоянных затрат и прибыли к разнице между ценой и переменными затратами на единицу продукции. Эта разница между ценой и переменными затратами, отнесенная к единице продукции, и составляет маржинальную прибыль на единицу продукции.
Рассмотрим пример использования критической точки при планировании прибыли.
Предприятие планирует получить прибыль в следующем году в сумме 200 тыс. руб. Переменные затраты составляют 1000 руб. на единицу продукции, постоянные затраты – 400 тыс. руб. в год, цена продажи – 1800 руб. за единицу. Каков должен быть объем реализации продукции, чтобы получить заданный объем прибыли? Используя формулу получим:
тоимоь оптимальныйычаг оперционн
Следовательно, чтобы получить прибыль в размере 200 тыс. руб., объем реализации должен быть равен 750 единицам.
Для проведения анализа зависимости затрат, объема и прибыли делают определенные допущения:
Действие
операционного рычага состоит в
том, что любое изменение выручки
от реализации продукции всегда порождает
более сильное изменение
При
благоприятной конъюнктуре
Информация о работе Методы оптимизации текущих издержек ООО «СМУ-33»