Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:20, курсовая работа
В настоящее время представления о неосязаемых факторах производства новой стоимости воплощаются в понятии «интеллектуальный капитал». Менеджеры, управляющие стоимостью компаний, практически едины в своем мнении относительно названия этого явления, его содержания, а также в том, что современная бухгалтерия не в состоянии учитывать эти новые активы (компетентность сотрудников, отношение клиентов, компьютерные и административные системы, базы данных и др.). Некоторые исследователи даже утверждают, что для учета интеллектуального капитала требуется новая финансовая и управленческая концепция.
Введение……….……………………………………………………………….
Глава 1. СУЩНОСТЬ ЗНАЧЕНИЯ И ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА.………………………………..…..
1.1 Подходы к определению интеллектуального капитала ………………..
1.2 Анализ влияния интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности на функционирование экономических систем …………….
1.3 Интеллектуальный капитал как подсистема экономической системы воспроизводства капитала…………………………………………………….
Глава 2. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА.......................................................................................................
2.1 Позиция интеллектуальной собственности в структуре интеллектуального капитала …………………………………………………
2.2 Объекты интеллектуальной собственности……………………………..
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ СВЯЗАННЫЕ С ПОНЯТИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………………...
3.1 Основные трудности эффективной реализации интеллектуального капитала, как основного ресурса современной России.…………………….
3.2 Интеллектуальная собственность и кадровый капитал как взаимодействующие формы интеллектуального капитала. Переход интеллектуального капитала в денежную форму…………………………...
3.3 Оценка интеллектуального капитала и как следствие Условия роста интеллектуального потенциала………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………….
Нереализованный интеллектуальный
потенциал характеризуется
Следующее понятие - «инфраструктурные активы» подразумевает те технологии, методы, методики и процессы, которые делают работу предприятий вообще возможной. Например, корпоративная культура, методы оценки риска, методы управления торговым персоналом, финансовая структура базы данных по рынку в целом и отдельным покупателям, коммуникационные системы. Значимость инфраструктурных активов заключается в том, что они позволяют экономике функционировать более упорядоченно, надежно, исправно и качественно, формируя среду, в которой предприятия работают и общаются друг с другом.
И, наконец, рыночные активы - это тот потенциал,
который обеспечивается нематериальными
активами, связанными с рыночными операциями,
это элементы маркетинг-систем (различные
марочные названия товара, портфель заказов,
каналы распределения, различные контракты
и соглашения, такие как лицензирование,
франшиза). Они обеспечивают конкурентное
преимущество во внешней среде, гарантируя
осведомленность об отличительных особенностях
предприятия. Рыночные активы нацелены
на обеспечение компании конкурентного
преимущества во внешней среде.
Глава 2.
интеллектуальная
собственность в структуре
2.1. Позиция
интеллектуальной
Интеллектуальная собственность
Создаваемая в стране интеллектуальная собственность, становится товаром на рынке интеллектуальной продукции и может приобретаться в собственность другой страны, однако с другой стороны, это интеллектуальный инструментарий, который непосредственно участвует в создании, производстве и реализации инновационной продукции, овеществляется в этой продукции, во многом определяя ее потребительскую ценность, а, следовательно, и стоимость.
Первое упоминание об интеллектуальной собственности восходит к временам Великой французской революции XVIII в., когда большое распространение получила теория естественного права. Суть этой теории состоит в том, что все произведенное человеком, будь то материальные объекты или результаты творческого труда, признается его собственностью. Таким образом, создатель результатов творческого труда имеет исключительное право распоряжаться ими. В экономическом обороте результаты интеллектуальной деятельности стали участвовать только с конца XVIII в. Понятие «интеллектуальная собственность» было впервые введено в международные правовые документы в 1967 г. Стокгольмской конвенцией, учредившей ВОИС - Всемирную организацию интеллектуальной собственности (однако уже в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. в аналогичном значении употреблялся термин "результаты интеллектуального творчества"). В соответствии со ст. 2 этой Конвенции понятие интеллектуальной собственности включает в себя все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
2.2. Объекты интеллектуальной собственности
Следует акцентировать внимание на трех объектах интеллектуальной собственности: объекты промышленной собственности; объекты авторского права; ноу-хау. Объекты промышленной собственности подразделяют на две подгруппы: ОПС-1 и ОПС-2. При этом к объектам промышленной собственности первой подгруппы относятся: изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения. Объектами промышленной собственности второй подгруппы являются: фирменные наименования; товарные знаки; знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров. Объектами авторского права являются: произведения науки, литературы, искусства; программы ЭВМ; базы данных; топологии интегральных схем; объекты защиты смежных прав (теле- и радиопостановки, исполнение художественных произведений и т.п.).
Наименее защищенными являются объекты интеллектуальной собственности, попадающие под термин «ноу-хау». Это практические знания по организации процессов, по проведению инновационных мероприятий, обеспечивающих эффективную реализацию новых технологий и создание новых товаров и услуг, а также служебная и коммерческая информация различного вида.
В настоящее время понятие интеллектуальной собственности получило конституционное закрепление. Так, ст. 44 Конституции РФ хотя и не раскрывает его содержания, но гласит, что «интеллектуальная собственность охраняется законом». В ст. 71 Конституции сказано, что правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации.
Фиксация права интеллектуальной собственности в Конституции РФ означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства защиты этого права. С точки зрения гарантий свободы творчества существенное значение имеет то обстоятельство, что творческой деятельностью можно заниматься как на профессиональной, так и на любительской основе. Любые виды творчества охраняются и поддерживаются государством. Гарантированная Конституцией свобода творчества предполагает также создание эффективной правовой системы охраны прав на результаты творческой деятельности.
В массиве действующего
законодательства РФ, посвященного интеллектуальной
собственности, следует упомянуть,
прежде всего, ГК. Статья 128 ГК среди
объектов гражданских прав называет результаты интеллектуальной деятельности,
в том числе исключительные права на них.
Наиболее полно понятие интеллектуальной
собственности раскрывается в ст. 138 ГК.
В соответствии с указанной статьей под
интеллектуальной собственностью понимаются
исключительные права гражданина или
юридического лица на результаты интеллектуальной
деятельности, а также приравненные к
ним средства индивидуализации юридического
лица, индивидуализации продукции, выполняемых
работ или услуг (фирменное наименование,
товарный знак, знак обслуживания и т.п.).
Использование результатов интеллектуальной
деятельности и средств индивидуализации,
которые являются объектом исключительных
прав, может осуществляться третьими лицами
только с согласия правообладателя.
Глава 3.
Понятие и роль интеллектуальной собственности структуре интеллектуального капитала.
3.1. Основные
трудности эффективной
Рассмотрев структуру интеллектуального капитала, как основного ресурса современной России в условиях посткризисного экономического пространства, необходимо отметить основные трудности их эффективной реализации и возможные пути преодоления. Во-первых, существует долгосрочная проблема размывания того интеллектуального потенциала, который достался России в наследство от СССР. Поэтому если уже в ближайшем будущем не появится реальный спрос на этот потенциал, любые меры по его поддержанию и тем более воспроизводству не будут иметь эффекта. Прежде всего, необходимо стимулирование спроса на новые технологии и инновации со стороны национальных компаний посредством различных инструментов и механизмов, уменьшающих риски их применения. Опыт других стран показывает, что весьма эффективными здесь оказываются государственные программы, которые предоставляют венчурное финансирование (или софинансирование) под инновационные проекты, предлагаемые малым и средним бизнесом.
Во-вторых, существует определенная
тенденция последних лет - формирование
крупных интегрированных
В-третьих, косвенные меры стимулирования спроса на интеллектуальные ресурсы также могут быть связаны с расширением программ подготовки и переподготовки кадров для бизнеса. Весьма успешной в этом отношении является Президентская программа переподготовки управленческих кадров. Повышение качества менеджмента в реальном секторе в России в последние годы не в последнюю очередь является следствием реализации данной программы. Вместе с тем, эффект от программы, возможно, был бы еще выше, если бы сам бизнес более активно привлекался к выработке ее приоритетов.
В-четвертых, учитывая общую заинтересованность любой страны в повышении технического уровня производства и выпускаемой продукции, можно предположить, что ее государственные органы будут заинтересованы в управлении их деятельностью, в том числе и воздействуя на ее экономическую эффективность посредством влияния на цены используемых ресурсов. Существует достаточно много способов подобного государственного воздействия на экономическую эффективность деятельности предприятий: дотирование их работы, льготы по налогам, системы кредитования и т.п.
Интересно проанализировать с точки зрения оценки влияния государства на стоимость используемых ресурсов государственную политику в отечественной сфере НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок), как наиболее наукоемкой сфере экономики.
В частности, можно рассмотреть основные направления налоговой поддержки научной деятельности, которые сформулированы в статье советника аппарата Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науки А. П. Бердашкевича14: «…основные объемы льгот по налогообложению в области науки составляют: освобождение от налогообложения на имущество, переданное научным организациям и образовательным учреждениям для реализации предусмотренной их уставами научной деятельности; налог на землю, которую используют упомянутые организации; налог на добавленную стоимость. Меньший объем составляют: льготы на налогообложение прибыли научных организаций, гранты и премии научных; льготы на информационное обслуживание научной деятельности и на целевое финансирование науки в бюджетах субъектов Российской Федерации».
Если проанализировать приведенные данные с позиции оценки государственного управления экономической эффективностью научной деятельности посредством воздействия на реальные цены используемых ресурсов, то можно отметить, что:
Последний вид льгот свидетельствует о влиянии государства на стоимость используемых научными организациями информационных ресурсов. Приведенный пример достаточно красноречиво свидетельствует о том, что в современной действительности экономическая эффективность функционирования хозяйствующих субъектов, в первую очередь, сферы НИОКР, является предметом государственного управления и, соответственно, во многом является условной. Таким образом, при широкомасштабном государственном воздействии на стратегические для страны процессы экономическая эффективность наукоемких производств, в некотором роде, теряет свою первостепенную важность.
Также, можно предложить еще ряд подобных мер, способствующих формированию спроса на отечественные интеллектуальные ресурсы, научно-технические разработки и образовательные услуги. Однако, следует сознавать, что все они смогут дать эффект только в среднесрочной перспективе. При этом, правда, еще остаются возможности для экспорта. Однако для их реализации нужны все те же «рыночные знания», которых на сегодняшний день в российской науке и образовании гораздо меньше, чем в весьма инертной российской промышленности. Именно поэтому надо одновременно идти другим путем. При этом учетом ограниченности внутреннего спроса имеет смысл попытаться организовать продажу российских знаний на мировом рынке – или, иными словами, надо попытаться начать интеграцию в глобальную «новую экономику» не через продажу некой еще не произведенной высокотехнологичной продукции, а непосредственно с секторов самой российской «экономики знаний».
Информация о работе Интеллектуальный капитал и интеллектуальная собственность