Иностранные инвестиции в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Достигнутая в России за последние годы относительная стабилизации экономической ситуации вызывает повышенный интерес широкой общественности к вопросу о перспективах дальнейшего развития страны, ее будущности в глобализирующемся мире. Особую остроту этому вопросу придает осознание хрупкого характера нынешней стабилизации, опирающейся в основном на кратковременные преходящие факторы.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1. Структура инвестиций и их роль...................................................................5
1.1. Основные виды инвестиций.........................................................................5
1.2. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики...........................................................................................................10
2. Аспекты оценки и привлечения иностранных инвестций..............................................................................................................14
2.1. Инвестиционный климат в Росии..............................................................14
2.2. Формы привлечения иностранного капитала...........................................18
2.3 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику...............................................................................................................24
3. Тенденции иностранного капитала в экономике РФ...............................27
3.1 Иностранные инвестиции в РФ в целом по стране...................................27
3.2 Иностранные инвестиции в Санкт-Петербурге.........................................32
3.2.1 Законы Санкт-Петербурга........................................................................34
Заключение...........................................................................................................36
Список использованных источников..............................................................38
Приложение 1.........................................................................................................39
Приложение 2.........................................................................................................

Файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции в российской экономике.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Государственной Думой  были приняты в первом чтении законы “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” [прил. 1], которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций, гарантировать права инвесторов на собственность и которые предполагают:

- предоставление бюджетных  средств негосударственным структурам  на возвратной основе;

- отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на развитие федеральной собственности;

- равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов).

Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего  времени уделялось недостаточно внимания, однако уже сейчас государство  начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:

    1. С неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;

  1. С неготовностью инвесторов  вкладывать  капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий,  их  инвестиционная деятельность).

Поэтому правительство  России предполагает ввести следующие  изменения в инвестиционной политике нашей страны (из программы правительства  РФ “Структурная перестройка и экономический  рост в 1997-2000 годах”):

-создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;

-внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;

- последовательная децентрализация  инвестиционного процесса путём  развития многообразных форм  собственности, повышение роли  внутренних (собственных) источников  накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

- государственная поддержка  предприятий за счет централизованных  инвестиций;

- размещение ограниченных  централизованных капитальных вложений  и государственное финансирование  инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

- усиление государственного  контроля за целевым расходованием  средств федерального бюджета;

- совершенствование нормативной  базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

- значительное расширение практики  совместного  государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных  проектов.

Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое государственное  участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.

Важной задачей государства является закрепление положительных тенденций в инвестиционной сфере, создание механизмов перераспределения внутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в обрабатывающую промышленность для модернизации и формирования современной структуры экономики. В российской экономике в последнее время сложился ряд предпосылок для роста инвестиций.

Преодоление воспроизводственного кризиса  в России предполагает восстановление условий для внутреннего накопления. Для этого целесообразно снижение чрезвычайно завышенной эффективности вложений в финансовый сектор экономики, восстановление нормальных, экономически обоснованных соотношений между текущим потреблением и накоплением.

 

2. Аспекты оценки и привлечения  иностранных инвестиций

2. 1. Инвестиционный климат  в России

Инвестиционный климат является определяющим моментом  при принятии иностранным  инвестором решения об инвестировании в той или иной стране; он представляет собой комплексное понятие. Это  совокупность политических, экономических, правовых, административных и т. п. Условий деятельности иностранного инвестора, существующих в конкретной стране, включая меры, предпринимаемые в ней в целях привлечения иностранного капитала. Благоприятный инвестиционный климат предполагает разумные условия для предпринимательства:

    • приближение правового регулирования к международным стандартам;
    • отказ от зарегулированности;
    • развитие общегражданского законодательства при сокращении императивных норм, развитие контрактного (договорного) права;

Первостепенное значение для создания привлекательного инвестиционного климата имеет преодоление таких негативных явлений, как отсутствие четкого законодательного регулирования, коррумпированность чиновников, нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране.

А также необходимо преодоление нежелания российского правительства пускать иностранных инвесторов в отечественную экономику.

Например, 1 ноября 2005 года правительство  должно было внести в Госдуму проект закона об ограничении доступа иностранных  инвесторов в стратегические отрасли. Именно такое поручение дал кабинету президент Владимир Путин еще в мае минувшего года. Однако текст законопроекта так и не поступил в Белый дом. Российские власти вновь вступили в дискуссию о том, нужны ли иностранные инвестиции отечественной экономике. За внешне академическими спорами легко угадываются личные меркантильные интересы. Неопределенность с доступом иностранных инвесторов выгодна тем чиновникам, которые смогут выторговать себе право работать на проходной к стратегическим предприятиям [12]. 

В России федеральные законы не исполняются  на территориях, региональные законы зачастую прямо противоречат федеральным. Такая  ситуация крайне негативно отражается на инвестиционном климате России.

Для долгосрочного стратегического  инвестора особенно важен вопрос прав на землю, на которой расположено его предприятие. При рассмотрении вопроса  об инвестиционном климате России необходимо учитывать и криминальный фактор. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества. Россия не единственная страна с высокой преступностью. Но если в других странах преступники, как правило, концентрируются в таких сферах, как доставка и торговля наркотиками, проституция, игорный бизнес и д. р., то в России, помимо этого, криминальные структуры весьма влиятельны в реальной экономике, в производстве, банковской сфере и распределении кредитов. В такой ситуации даже отечественные инвесторы опасаются вкладывать средства в сферу производства собственной страны и стремятся разместить их за рубежом.

Крайне острой проблемой  стало регулирование таможенного  режима в России. В настоящее время  ряд иностранных компаний, реализующих  импортозамещающие проекты, столкнулись  с ситуацией, в которой действующие  ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. В западной прессе это явление уже получило название ''синдром IBM''. Компания IBM была вынуждена свернуть сборку компьютеров в России в связи с тем, что ставки импортных пошлин на комплектующие были выше, чем на ввозимые персональные компьютеры.

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей  инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных  инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т. д.

Россия, по мнению практически всех иностранных инвесторов, относится к странам с неблагоприятным инвестиционным климатом. Она входит в зону высокого риска, наряду с такими странами, как Индонезия, Пакистан, Ирак. Создание благоприятного инвестиционного климата – актуальнейшая задача российской законодательной и исполнительной власти.

Инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. По соотношению этих параметров судят  об инвестиционном климате. Потенциально в России огромные возможности для высокодоходных инвестиций. Не достает грамотно подготовленных инвестиционных проектов, специалистов и организаций, способных их разрабатывать с учетом современных требований. Что же касается рисков, то они чрезвычайно высоки. В настоящих условиях зарубежному инвестору, принимающему решения о вложениях в России, приходится учитывать не только высокие налоги и произвол чиновников, но и повышенные расходы на безопасность.

Для обеспечения экономического роста, без которого невозможно решение  насущных социальных проблем и сохранение научно-технического потенциала, создание благоприятного инвестиционного климата на нынешнем этапе становится главной задачей. Многие процессы, как, например, налаживание корпоративного управления, обеспечение надежной работы судебной системы, преодоление коррупции, и другие институциональные изменения носят длительный характер.

Разумная политика состоит в  том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение  ситуации. Инвесторы должны быть уверены, что сегодня ситуация лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция не зависит от политической конъюнктуры. Таким образом, требуется долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, закрепленная в государственной экономической политике. Учитывая нестабильность российской политической ситуации, желательно, чтобы экономический курс государства был подтвержден всеми основными общественно-политическими силами, которые могут претендовать на власть в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         2. 2. Формы привлечения иностранного капитала 
      Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране.

В привлечении иностранных ресурсов часто складываются перекосы. Одно время мы увлекались компенсационными сделками. Затем стали модными совместные предприятия. Некоторые видели в увеличении  их  числа залог решения всех  проблем. Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и  привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:

1.Международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием  совместной собственности.

  1. Получение зарубежных кредитов.
  2. Получение иностранного оборудования на основе лизинга.
  3. Получение кредитов на  компенсационной основе.
  4. Привлечение иностранного капитала в  предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе  путем продажи иностранным инвестором акций.
    1. Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу.
  1. Сотрудничество с  иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица.
    1. Привлечение иностранного капитала на основе  концессий или договора о разделе продукции.

    9.Создание  свободных экономических зон,  направленных на более активное  привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Все приведенные формы  привлечения иностранных  инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь России в решении  проблем структурных отраслевых и  межотраслевых изменений экономики  страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны (в целом ряде случаев такая возможность в ближайшее время практически исключена). Они могут содействовать  ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.

Информация о работе Иностранные инвестиции в российской экономике