Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:29, курсовая работа
Достигнутая в России за последние годы относительная стабилизации экономической ситуации вызывает повышенный интерес широкой общественности к вопросу о перспективах дальнейшего развития страны, ее будущности в глобализирующемся мире. Особую остроту этому вопросу придает осознание хрупкого характера нынешней стабилизации, опирающейся в основном на кратковременные преходящие факторы.
Введение..................................................................................................................3
1. Структура инвестиций и их роль...................................................................5
1.1. Основные виды инвестиций.........................................................................5
1.2. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики...........................................................................................................10
2. Аспекты оценки и привлечения иностранных инвестций..............................................................................................................14
2.1. Инвестиционный климат в Росии..............................................................14
2.2. Формы привлечения иностранного капитала...........................................18
2.3 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику...............................................................................................................24
3. Тенденции иностранного капитала в экономике РФ...............................27
3.1 Иностранные инвестиции в РФ в целом по стране...................................27
3.2 Иностранные инвестиции в Санкт-Петербурге.........................................32
3.2.1 Законы Санкт-Петербурга........................................................................34
Заключение...........................................................................................................36
Список использованных источников..............................................................38
Приложение 1.........................................................................................................39
Приложение 2.........................................................................................................
Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики, необходимо подчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции, политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.
Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет российским компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффектным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например при передаче иностранному партнерству пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и “ноу-хау” на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.
Разные формы кредита (просто получение, компенсационные сделки) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках российского владельца. В случае твердой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться для российского предпринимателя предпочтительнее.
Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9) позволяют сопрягать российские трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также, кроме 6-й формы, и российский капитал с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а оплаты лишь прибыли на капитал, которая к тому же может быть “отоварена” конкретным продуктом (предприятия, промысла и т.д.) получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.
Однако если при получении кредитов оплата завершается при погашении кредита, оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, то выплата прибыли иностранному инвестору, которую или часть из которой он может вывозить из страны, осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами.
Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо прежде всего учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.
Есть общие цели, которые
с помощью привлечения
Это совершенствование технического уровня и расширение масштабов производства, повышение конкурентоспособности с целью выхода на внешний рынок. Однако на уровне отдельного предприятия, региона или страны пути решения этих задач различны.
В пределах предприятия (объединения, концерна, ассоциации) привлечения дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи - внедрения новой зарубежной технологии в виде лицензии и “ноу-хау”, приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного опыта управления с целью повышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.
Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется. Речь может идти не только о модернизации действующих предприятий, но и:
о создании совершенно новых предприятий для структурной перестройки, для производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;
о создании новых экспортоориентированных
и импортозамещающих
о создании новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;
об ускоренном освоении новых месторождений полезных ископаемых как для внутреннего рынка, так для расширения экспортного потенциала;
об ускоренном развитии менее развитых территорий;
о создании структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга, маркетинга, подготовки кадров.
С учетом этих целей и должен расширяться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны.
В то же время, когда речь идет о необходимости привлечения иностранного капитала в крупных масштабах на уровне региона или страны в целом, только международная кооперация не поможет. Поэтому на каждом уровне хозяйствования можно сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.
Попытка создать свободные экономические зоны в масштабе целых краев и областей, начатая в 1990 - 1991 годах, оказалась неудачной. В подготовленном правительством проекте закона Российской Федерации “ О свободных экономических зонах” имеется в виду пойти по пути создания небольших по территории зон экспортного производства и свободных таможенных зон. Для такого рода зон намечено установление льготного режима (по сравнению с общим) хозяйственной, в том числе и внешнеэкономической деятельности (включая специальный таможенный режим). Конкретные виды и размеры льгот, предоставляемых в установленном порядке иностранным инвесторам, будут устанавливаться в положениях по конкретным зонам.
Таким образом,
для привлечения иностранного
капитала могут быть
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют:
Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями:
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
- достижение национального
согласия между различными
- радикализация борьбы с преступностью;
- торможение инфляции
всеми известными в мировой
практике мерами за
- пересмотр налогового
законодательства в сторону
- мобилизация свободных
средств предприятий и
- внедрение в
строительство системы
- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых
льгот банкам, отечественным и
иностранным инвесторам, идущим
на долгосрочные инвестиции
с тем, чтобы полностью
- формирование общего
рынка республик бывшего СССР
со свободным перемещением
В числе мер по активизации
инвестиционного климата
- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
- создание системы
приема иностранного капитала, включающей
широкую и конкурентную сеть
государственных институтов, коммерческих
банков и страховых компаний,
страхующих иностранный
- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
- разработка и принятие
программы укрепления курса
3.1. Иностранные инвестиции в РФ в целом по стране
Для минувшего десятилетия была характерна нестабильная динамика зарубежных вкладов и незначительный рост инвестиций (в табл. 3.1), но несмотря на это инвестиционный климат в российской экономике постепенно стал улучшаться в 2000 году. В России создана законодательная база, в целом соответствующая нормам международного инвестиционного сотрудничества. В 2000 году российская экономика характеризовалась более благоприятными условиями для привлечения иностранных инвестиций, о чем свидетельствует перемещение России с 49-го на 32-е место в мире по привлекательности для инвесторов.
Таблица 3.1
Динамика иностранных инвестиций (млн долл.)
Годы |
Объем иностранных |
В том числе прямых |
Доля прямых инвестиций |
1991-1993 |
3 168 |
2 306 |
72,8 |
1994 |
1 053 |
549 |
52,1 |
1995 |
2 983 |
2 020 |
67,7 |
1996 |
6 970 |
2 440 |
35,0 |
1997 |
12 295 |
5 333 |
43,4 |
1998 |
11 773 |
3 361 |
28,5 |
1999 |
9 560 |
4 260 |
44,6 |
2000 |
10 958 |
4 429 |
40,4 |
всего за 1991-2000 гг. |
58760 |
24698 |
42,0 |
(Источники: Данные Министерства экономики РФ; Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000, IV квартал. Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ. Российско-европейский центр экономической политики. М. 2001. С. 103.)
К середине 2001 г. общий объем иностранных инвестиций в стране составлял около 34 млрд дол., в том числе ПИИ – 17.6 млрд. Иностранные инвестиции составляют около 3 –4% общего объема всех инвестиций в стране. Министерство экономического развития и торговли России разрабатывает меры стимулирования, направленные на то, чтобы довести этот уровень до 10% валовых инвестиций в стране.
К 2004 г. в соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу (2002-2004 гг.) прямые иностранные инвестиции должны составлять не менее 6 млрд дол. в год (что мы в последствии и достигли).
Информация о работе Иностранные инвестиции в российской экономике