Фондовые биржи в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Термин «фондовая биржа» изменялся и трансформировался, по мере развития самих фондовых бирж. На современном этапе, в определение данного понятия все больше прослеживаются основные тенденции развития самих бирж и биржевых технологий. Именно это стало причиной многогранности термина «фондовая биржа».
Термин «фондовая биржа» может трактоваться в зависимости от предназначения биржи в мировой экономике, понимания биржи, как института фондового рынка. В свете развития компьютерных технологий и интернет-трейдинга своеобразием отличаются определения, затрагивающие функциональный аспект деятельности фондовой биржи.

Файлы: 1 файл

фондбиржи.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

           Ликвидность и капитализация основного капитала значительно возросли, что сделало рынок более отвечающим международным требованиям. С 2006 года обороты фондового рынка возросли в пять раз.   

            Проблемой российского фондового рынка часто становится недоработанность законодательной базы, из-за которой часто работа инвесторов и участников затормаживается и следовательно динамика российского фондового рынка развивается не так интенсивно. Другой проблемой является низкий уровень инвестиций и культуры инвестирования. Эти проблемы не могли не сказаться на динамике российского фондового рынка.

            Но, несмотря на все проблемы, сегодня 90% от ВВП страны приходится на фондовый рынок. Это достаточно высокий показатель. Это также сказалось на том, что спекуляция на фондовом рынке России сократилась на 50%, а участников посредников на фондовой бирже стало больше. 
             Динамика российского фондового рынка во многом определяет и статус страны на международной экономической арене. По оборотам капитала российская фондовая биржа равнозначна оборотам европейских фондовых бирж                 

             Что касается восточных бирж, то Россия тут является лидером.

Динамика российского  фондового рынка также ярко проявляется в возможности вести сделки в открытую, так называемые транспарентные сделки. По данным за 2008 год данный показатель составил 50%, тогда как в 2006 году он не достигал даже 36%. Конечно, по сравнению с показателями нью-йоркской фондовой биржи  он не сравним, то прогресс и динамика на лицо. Сегодня российский фондовый рынок относится к развивающимся, однако динамика развития двигается большими шагами только вперед.

  
 
 
 

Глава 3. Проблемы развития фондовых бирж России и направления их совершенствования.

3.1.  Совершенствование нормативно – правовой базы. 

                    Россия на данный момент находится в положении страны с невысоким инвестиционным уровнем.  Поэтому главной задачей страны является достижение роста экономики, а это позволит увеличить объемы вложений в ценные бумаги. Необходимо расширить инфраструктуру фондового рынка: возродить фондовые биржи и создать внебиржевые организационные системы.  
         Успех деятельности на фондовой бирже во многом зависит от оперативности получения финансовой информации. А в настоящее время на биржах России информация об эмитентах и их ценных бумагах раскрывается недостаточно полно. Особенности национального фондового рынка в решающей мере зависит от его мощности как своеобразного генератора информации. «Согласно классического определения Юджина Фамы «эффективный фондовый рынок» - это рынок перспективный в переработке информации.      

            Информационная эффективность российского фондового рынка на три порядка ниже американского, и даже на порядок ниже украинского рынка». Низкая информированность  
В будущем необходимо повысить уровень организации фондовых бирж, создать прекрасно действующую систему защиты инвесторов от мошенничества, усовершенствовать государственное регулирование фондовой биржи, расширить связи с фондовыми биржами развитых стран.  
          Только при решении этих проблем российский фондовый рынок может стать тем, чем он является во всем цивилизованном мире, - инструментом для перелива капитала из финансовой сферы в промышленную. 

           Одной из основных проблем  функционирования фондовых бирж  в России является несовершенная  нормативно – правовая база, регулирующая  деятельность фондового рынка в целом, и бирж в частности. На сегодняшний день, деятельность бирж регулируется  Федеральный закон от 30.12.2006 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», где прописаны общие положения касающиеся деятельности российских фондовых бирж. Однако, данный закон не предусматривает деятельность бирж в отношении иностранного капитала, что  в свою очередь не дает возможности вхождения иностранных инвестиций в экономику нашей страны.

          Упрощение процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг, является одним из важнейших условий динамичного роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке.

           Следует упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, в случаях, когда размещенные ценные бумаги конвертируются в ценные бумаги с тем же объемом прав и с сохранением доли акционеров в уставном капитале (увеличение номинальной стоимости акций или дробление акций). В этом случае предлагается отказаться от процедуры государственной регистрации выпуска, предусмотрев возможность внесения изменений в ранее утвержденное решение о выпуске, а также отказаться от государственной регистрации отчета об итогах выпусков акций. 

            В упрощении нуждается процедура эмиссии ценных бумаг акционерных обществ, чьи акции уже включены в котировальный список. В частности, для государственной регистрации дополнительного выпуска акций или выпуска облигаций таких эмитентов, в случае публичного размещения ценных бумаг, необходимо ввести уведомительный порядок регистрации выпуска и проспекта ценных бумаг. Кроме этого, назрела необходимость сократить объем информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, с учетом того, что такие эмитенты раскрывают информацию ежеквартально. При этом предполагается, что контроль за размещением ценных бумаг будет осуществляться профессиональными участниками, оказывающими услуги по размещению, или биржами.

              Необходимо решить существующие проблемы правовой регламентации процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг в ходе реорганизации акционерных обществ. В настоящее время государственная регистрация выпусков ценных бумаг, размещенных при реорганизации, осуществляется после уже состоявшейся реорганизации и размещения ценных бумаг, в результате чего регистрирующий орган лишен возможности предотвратить нарушения, которые были допущены в ходе эмиссии, главным образом, нарушения прав инвесторов. В этой связи целесообразно ввести процедуру, в соответствии с которой документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг акционерного общества, размещаемых при реорганизации, будут представляться в регистрирующий орган до государственной регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации. При этом государственная регистрация соответствующих выпусков ценных бумаг вступит в силу с даты государственной регистрации акционерного общества.

        Также действующее законодательство не содержит реального механизма позволяющего в процессе реорганизации перевести обязательства по выпущенным облигациям на юридическое лицо – правопреемника без нарушения прав всех владельцев облигаций и с учетом экономических интересов реорганизуемых эмитентов. В связи с чем, на законодательном уровне следует предусмотреть специальный порядок перехода обязательств по облигациям реорганизуемой организации к ее правопреемнику. 
Необходимо сформировать эффективное правовое регулирование, обеспечивающее обращение на российском рынке широкого спектра финансовых инструментов. В настоящее время наиболее отлаженным является регулирование ценных бумаг. Вместе с тем, в отношении иных финансовых инструментов такая детальная регламентация отсутствует. Появление на российском рынке новых финансовых инструментов требует решения следующих вопросов:  

  1. учет прав на финансовые инструменты, не являющиеся ценными бумагами и их обращение по правилам учета и обращения ценных бумаг; 
  2. распределение рисков, связанных с деятельностью посредников на рынке финансовых инструментов; 
  3. защита прав владельцев финансовых инструментов.

      Кроме этого, необходимо предусмотреть процедуру квалификации таких финансовых инструментов с точки зрения их возможности приобретения и обращения среди неквалифицированных инвесторов, а также порядок раскрытия информации о таких финансовых инструментах.

        Необходимо разработать и ввести в действие нормативные требования, обязывающие акционерные общества, включая кредитные организации, являющиеся дочерними предприятиями зарубежных компаний, осуществлять публичное размещение акций на российском финансовом рынке по истечении трехлетнего периода с момента организации. Возникновение такой обязанности должно быть, например, обусловлено положительным заключением независимых инвестиционных экспертов о возможности эмиссии ценных бумаг такими обществами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2.     Совершенствование системы налогообложения участников фондовых бирж. 

        Задача создания в России мирового фондового центра предполагает совершенствование налогообложения на фондовом рынке, без чего невозможно повысить привлекательность долгосрочных инвестиций; расширить спектр инструментов, обращающихся на российском фондовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг; создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов.

          В ряде случаев действующее в России налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов операций на фондовых биржах. Его нормы в отношении фондового рынка не всегда имеют однозначного толкования, а в ряде случаев режим налогообложения на российском финансовом рынке оказывается более жестким, чем в других мировых финансовых центрах. В настоящее время необходимо принять меры, для того чтобы сделать налогообложение на российском фондовом рынке более привлекательным, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры.

          Прежде всего, в ходе совершенствования налогообложения на фондовом рынке необходимо устранить неясности, разночтения в толковании норм налогового законодательства, а также правовой вакуум в налогообложении отдельных операций и участников рынка. Также следует принять меры, способствующие эффективной реализации норм действующего законодательства.

            Необходимо устранить правовую неопределенность в отношении порядка налогообложения операций иностранных организаций с ценными бумагами в зависимости от структуры активов эмитента ценных бумаг. В соответствии с требованиями налогового законодательства доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от акций (долей), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.        

               При этом доходы от реализации ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов на иностранных биржах не признаются доходами от источников в Российской Федерации, что стимулирует обращение российских ценных бумаг за рубежом. 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

          Фондовая биржа представляет собой рынок ссудных капиталов, на котором происходит торговля ценными бумагами - акциями, облигациями, паями и т.п.

          Основная роль фондовой биржи заключается в обслуживании движения денежных капиталов, которое опосредует распределение и перераспределение национального дохода как в целом в народном хозяйстве, так и между социальными группами, отраслями и сферами экономики. 
         История существования и развития фондовых бирж доказала, что фондовая биржа является неотъемлемой частью фондового рынка, имеет важное макроэкономическое значение. А значит, какие бы изменения не происходили, в любом случае, будет необходим регулярно функционирующий организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, и этим рынком будет фондовая биржа.

              Проанализировав мировой опыт можно сделать вывод, что в России факторы, влияющие на развитие фондовых бирж действуют не менее остро, чем на фондовых рынках мира.

           На основании мирового опыта в России произошло изменение концепции организатора торговли ценными бумагами, но пока только на законодательном уровне. Теперь российские фондовые биржи могут создаваться в форме акционерного общества. Однако, несмотря на преимущества коммерциализации, доказанные на мировом опыте, по ряду причин российские биржи не спешат коммерциализироваться.

            Стремясь конкурировать на рынке финансовых услуг, российские фондовые биржи активно включились в процесс универсализации. Происходит совмещение организации торговли инструментами фондового, валютного, срочного рынков. Таким образом, российские биржи превращаются в универсальные институты фондового рынка.

                Глобализация биржевой деятельности оказала существенное влияние на российский фондовый рынок. Для того, чтобы российский рынок не стал провинциальным и не испытывал постоянный дефицит финансовых ресурсов, необходимо повысить конкурентоспособность российского рынка в глазах иностранных инвесторов, предотвратить перемещение торговой активности за рубеж, сформировать площадку привлекательную для эмитентов ближнего зарубежья, создать удобные условия работы для финансовых посредников -нерезидентов. Для этого в России необходимо создать хотя бы одну биржу, способную конкурировать с зарубежными биржами. Поэтому, одним из направлений развития российских фондовых бирж должно стать укрупнение организаторов торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Фондовые биржи в России и за рубежом