Финансовый учет деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях финансовое планирование и контроль за деятельностью предприятия стали невозможными без формирования бюджета. Бюджет является основным инструментом гибкого управления предприятием. Он обеспечивает высшее руководство предприятия точной, полной и своевременной информацией.
Целью курсовой работы является анализ теоретической базы финансового планирования: его сущности, методов, задач, объектов и видов, а также более детальное рассмотрение процесса бюджетирования на предприятии.

Файлы: 1 файл

ФМ - копия новая.docx

— 83.42 Кб (Скачать)

Представление о риске как факторе формирования прибыли встречается уже у основателей экономической науки, например у А. Смита. Однако чаще концепцию риска и неопределенности как источника прибыли связывают с именем американского экономиста Ф. Найта, который в работе "Риск, неопределенность и прибыль" провел классический анализ этой проблемы. Он охарактеризовал прибыль как компенсацию предпринимателя за несение им "бремени риска" за успех или неуспех своего дела.

При этом И.А. Шумпетер различает изобретения (открытие новых технологий или методов) и собственно инновации (внедрение изобретений в хозяйственную практику). Он выделял несколько основных типов инноваций:

1) создание  нового продукта;

2) использование  новой технологии производства;

3) использование  новой организации производства;

4) открытие  новых рынков сбыта и источников  сырья.

Й.А. Шумпетер отличал прибыль предпринимателя от платы за управление предприятием и премии за риск ведения бизнеса, которые он прямо относил к затратам производства. Он утверждал, что собственно предприниматель никогда не несет риска от внедрения своих инноваций. Если его дело терпит крах, то убытки несет кредитор, владелец капитала, предоставивший ему заем на организацию бизнеса. Даже если предприниматель приобретал факторы производства на собственные средства, то он тоже терпит убытки как кредитор, но не как предприниматель. Погоня предпринимателей за прибылью влечет за собой постоянные нововведения в производстве и является "двигателем" экономического и технического прогресса.

Шумпетер Й.А. выделил три условия, при которых предприятие в результате внедрения нововведений получает положительную прибыль:

1)  цена  при увеличении предложения товара  после внедрения нововведения не должна быть ниже цены до внедрения или, по крайней мере, предельный продукт труда должен быть не ниже первоначального;

2)  затраты  на "эксплуатацию" нововведения  не должны превышать затраты на производство того же количества товара до внедрения;

3)  цены  факторов производства в результате  внедрения инновации не должны  превышать цены этих факторов  до внедрения.

Однако  когда один предприниматель вследствие своих инноваций в определенной области начинает получать прибыль, он через некоторое время сталкивается с возрастающей конкуренцией со стороны  других предпринимателей, решивших воспользоваться плодами его нововведения, устаревшие предприятия вытесняются с рынка, норма прибыли понижается, и в итоге устанавливается новое равновесие цен, а Новатор вынужден искать новые пути извлечения прибыли. Фактически Й.А. Шумпетер рассматривал прибыль как доход особого фактора производства - предпринимательства, т.е. прибыль, по его словам, - "стоимостное выражение того, что создает предприниматель, подобно тому, как заработная плата - стоимостное выражение того, что создает рабочий". Однако между прибылью и другими видами доходов есть существенная разница: не существует "предельной производительности предпринимателя". Из-за этого предпринимательская прибыль - временное и уникальное по размеру в каждом конкретном случае явление, не зависящее от прибылей других предпринимателей, к тому же предпринимательский талант ни в коей мере не выступает ни бесконечно делимым, ни однородным товаром. Некоторые исследователи обусловливают получение прибыли организации изменением рыночной конъюнктуры в результате каких-либо внешних причин. Другие ученые считают, что прибыль получается организацией вследствие нарушения конкурентного равновесия из-за доминирования на рынке организаций-монополистов.

В настоящее  время существуют различные подходы  к определению прибыли. Некоторые  из них полностью отрицают, другие дополняют исследования экономистов в истории экономической науки. Но можно сказать, что наблюдается преемственность в развитии понятия "прибыль", ее составляющих и факторов, влияющих на ее формирование.

Таким образом, при рассмотрении мнений экономистов, указанных выше, мы пришли к выводу, что наиболее эффективные и применимые к нашему предприятию является мнение следующих экономистов, а так же их методы наиболее эффективного формирования прибыли на предприятии:

А. Смит пишет: "Заработная плата, прибыль  и рента являются тремя первоначальными  источниками всякого дохода". Он, подчеркивает, что интересы предпринимателей никогда не совпадают с интересами общества. Так же он разграничивал понятия "капитал" и "доход", выступая против привлечения капитала в качестве налогового источника.

Шумпетер Й.А. выделил три условия, при которых предприятие в результате внедрения нововведений получает положительную прибыль:

    1. цена при увеличении предложения товара после внедрения нововведения не должна быть ниже цены до внедрения или, по крайней мере, предельный продукт труда должен быть не ниже первоначального;

Бухгалтерская прибыль - разница между общей выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и явными (внешними) издержками, т. е. платой за производственные ресурсы поставщиков.

Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разность между валовым доходом (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками.

Бухгалтерские издержки - это издержки, принимающие  форму прямых платежей. Иначе их называют явными издержками. Бухгалтерская  прибыль превышает чистую (экономическую) прибыль на величину внутренних издержек.

Бухгалтерская прибыль (убыток) формируется по правилам, предусмотренным ПБУ 9/99 «Доходы  организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» и др. Показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения», отражаемый по строке 140 формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках», соответствует «бухгалтерской»  прибыли (убытку)12. При этом учитываются все доходы и расходы отчетного периода, отраженные на счетах 90, 91 и 99.

2.  затраты  на "эксплуатацию" нововведения  не должны превышать затраты на производство того же количества товара до внедрения;

3.  цены  факторов производства в результате  внедрения инновации не должны  превышать цены этих факторов  до внедрения.

Следовательно, для данного предприятия, необходимо снизить себестоимость и увеличить тем самым выручку от реализованной продукции и получить максимального финансового результата. Так же для эффективной деятельности предприятия внедрить инновационные технологии для расширения производственной деятельности.

Управление  формированием прибыли начинается с планирования прибыли от основной производственно-хозяйственной деятельности предприятия, то есть прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Получение желаемого результата зависит от трех составляющих:

1.  затрат  на производство и реализацию  продукции;

2.  планируемой  цены единицы продукции;

3.  объема  реализации продукции.

В основу операционного анализа положено разделение затрат на переменные (пропорциональные) и условно-постоянные (непропорциональные). Переменные затраты изменяются пропорционально объему производства. К ним относятся:

1.  затраты  на сырье;

2.  материалы;

3.  электроэнергию;

4.  топливо;

5.  технологические;

6.  сдельная  заработная плата рабочих;

7. другие  прямые затраты.

Условно-постоянные затраты не изменяются или незначительно  изменяются при изменении объема производства продукции. К ним относятся:

1.  амортизационные  отчисления;

2.  проценты  за кредит;

3.  арендная  плата;

4.  управленческие  расходы;

5.  повременная  заработная плата;

6.  расходы  на рекламу;

7.  представительские  расходы и др.

Некоторые элементы затрат состоят из постоянной и переменной частей (почтовые и телеграфные расходы, плата за электроэнергию, расходы на оплату труда, на текущий ремонт оборудования и др.) и их называют смешанными.

Операционный  анализ называют также анализом безубыточности, поскольку он предполагает расчет суммы выручки от реализации или объема реализации (в количественном измерении), при которых обеспечивается покрытие всех затрат и переменных, и условно-постоянных, то есть безубыточность, но прибыль еще равна нулю. В операционном анализе используют расчет промежуточного финансового результата деятельности предприятия, то есть результат от реализации после возмещения переменных затрат. Этот показатель называют валовой маржой (или маржинальным доходом). Рассчитывают его как разность между выручкой и переменными затратами. Валовая маржа - это источник получения прибыли и покрытия постоянных затрат. Задача финансового менеджера - увеличить валовую маржу. Наилучший вариант - сочетание низких условно-постоянных затрат с высокой валовой маржой.

Темпы изменения  прибыли при изменении выручки  тем выше, чем больше у предприятия  доля условно-постоянных затрат, то есть предприятие с большей долей  условно-постоянных затрат при увеличении выручки получает больший прирост  прибыли. Однако при снижении выручки  наблюдается резкое уменьшение прибыли, многократно превышающее темпы  снижения выручки. Следовательно, такое  предприятие может быстро стать  убыточным. Финансовые менеджеры должны постоянно контролировать запас  финансовой прочности предприятия, находить пути уменьшения затрат, проводить гибкую ценовую политику, способствующую увеличению объема реализации продукции.

Предпринимателю в процессе деятельности постоянно  приходится принимать решения о  цене, по которой продукция будет  реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании  ресурсов. Для этого необходимо точно  и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.

Все предпринимаемые  в условиях рынка управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи  затрат, объема производства и прибыли. Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой  изделия, объемом производства, переменными  и постоянными затратами. Он позволяет  сравнить различные варианты цен  на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и  объемом производства продукции. Достичь  этого можно разными способами:

•   снизить   цену   продаж   и   соответственно   увеличить   объем реализации;

•   увеличить постоянные затраты и  увеличить объем;

•   пропорционально изменять переменные,

•   постоянные затраты и объем выпуска  продукции.

Иногда  анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (СVР-анализ) трактуют более узко, как анализ критической точки.

Под критической  понимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручкой реализации всей продукции т.е. где  нет ни прибыли ни убытков. Эту  точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности.

Для ее вычисления можно использовать три метода уравнения:

•   маржинальной прибыли;

•   графического изображения. Метод уравнения

В качестве исходного уравнения для анализа  принимают следующее соотношение  выручки, издержек и прибыли:

Выручка - переменные затраты - постоянные затраты = прибыль.

Если  выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия  и количества проданных единиц, а  затраты пересчитать на единицу  изделия, то в точке критического объема производства будем иметь:

Qкр * P * Qкр * VC – FC = Q.

где Qкр - объем производства продукции в критической точке (количество единиц);

Р - цена единицы продукции;

VC - удельные  переменные затраты на единицу  продукции;

FC - постоянные  расходы.

Рассмотрим  этот метод на условном примере. Предприятие  планирует продать свою продукцию  по цене 500 ден. ед., постоянные расходы составляют 70 000 ден. ед., удельные переменные расходы на единицу продукции - 300 ден. ед. В точке безубыточности прибыль равна 0, тогда

500 * Х – 300 * Х - 70 000 = 0

200 * X = 70 000

Х=350

Таким образом, при продаже 350 ед. изделий предприятие  достигнет точки, в которой прибыль  и убытки равны.

Критическую точку можно рассчитать и в  стоимостном выражении, если умножить полученный объем на цену единицы  продукции:

350 * 500 = 175 000 ден. ед.

СVP-анализ может быть использован для определения объема реализации, необходимого для получения желаемой величины прибыли. Предположим в нашем условном примере, что предприятие хочет достигнуть прибыли в размере 40 000 ден. ед. Каким должен быть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений.

В точке  безубыточности, как известно, выручка  равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому, чтобы рассчитать заданную величину прибыли, необходимо прибавить  ее к сумме затрат:

Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль.

Таким образом, заданная величина прибыли может  быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., что составляет в денежном выражении

550 * 500 = 275 000 ден. ед.

Метод маржинальной прибыли представляет собой модификацию  метода уравнений.

Маржинальная  прибыль - это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. Маржинальную прибыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.

Объем продукции и относительного маржинального дохода:

где d– относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/P);

(1-d) – относительная маржинальная прибыль на единицу объема реализации.

В нашем  примере маржинальная прибыль на единицу составляет 500 - 300 = 200 ден. ед., а точка безубыточности равна 70 000 : 200 =350 ед.

Информация о работе Финансовый учет деятельности предприятия