- Оценка стоимости и финансовые последствия привлечения собственного капитала.
Особенности и методический
инструментарий оценки стоимости капитала
привлечения собственного капитала.
- Стоимость функционирующего собственного капитала имеет наиболее надежный базис расчета в виде отчетных данных предприятия. В процессе такой оценки учитываются:
- Средняя сумма используемого собственного капитала в отчетном периоде по балансовой стоимости. Этот показатель служит исходной базой корректировки суммы собственного капитала с учетом текущей рыночной его оценки. Расчет этого показателя осуществляется по методу средней хронологической за ряд внутренних отчетных периодов;
- Средняя сумма используемого собственного капитала в текущей рыночной оценке;
- Сумма выплат собственникам капитала (в форме процентов, дивидендов и т.д.) за счет чистой прибыли предприятия. Эта сумма и представляет собой ту цену, которую предприятие платит за используемый капитал собственников.
- Стоимость дополнительно привлекаемого акционерного (паевого) капитала рассчитывается в процессе оценки дифференцированного по привилегированным акциям и по простым акциям (или дополнительно привлекаемым паям).
- Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии привилегированных акций определяется с учетом фиксированного размера дивидендов, который по ним заранее предопределен. Это значительно упрощает процесс определения стоимости данного элемента капитала, так как обслуживание обязательств по привилегированным акциям во многом совпадает с обслуживанием обязательств по заемному капиталу. Однако существенным различием в характере этого обслуживания с позиций оценки стоимости является то, что выплаты по обслуживанию заемного капитала относятся на издержки (себестоимость) и поэтому исключены из состава налогооблагаемой прибыли, а дивидендные выплаты по привилегированным акциям осуществляются за счет чистой прибыли предприятия, т.е. не имеют «налогового щита». Кроме выплаты дивидендов, к расходам предприятия относятся также эмиссионные затраты по выпуску акций (так называемые «издержки размещения»), которые составляют ощутимую величину.
- Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии простых акций (или дополнительно привлекаемых паев) требует учета таких показателей:
- Суммы дополнительной эмиссии простых акций
- Суммы дивидендов, выплаченных в отчетном периоде на одну акцию
- Планируемого темпа роста выплат прибыли собственникам капитала в форме дивидендов
- Планируемых затрат по эмиссии акций.
- Политика привлечения заемных средств в оборот.
Политика привлечения
заемных средств представляет собой
часть общей финансовой стратегии, заключающейся
в обеспечении наиболее эффективных форм
и условий привлечения заемного капитала
из различных источников в соответствии
с потребностями развития предприятия.
Известны два вида источников
пополнения средств предприятия: внешние
– за счет заимствований и эмиссии акций
и внутренние – за счет нераспределенной
прибыли.
Существует четыре основных
способа внешнего финансирования:
- Закрытая подписка на акции (если она проводится между прежними акционерами, то, как правило, по заниженной в сравнении с рыночным курсом цене; при этом у предприятия возникает упущенная выгода – тот же расход).
- Привлечение заемных средств в форме кредита, займов, эмиссии облигаций.
- Открытая подписка на акции.
- Комбинация первых трех способов. Если первый способ оказывается неприемлемым из-за недостатка средств у сегодняшних акционеров или их уклонения от дальнейшего финансирования, то критерием выбора между вторым и третьим вариантами является сведение к минимуму риска утраты контроля над предприятием.
Внешние и внутренние виды
финансирования тесно взаимозависимы.
Это не означает, тем не менее, взаимозаменяемости.
Так, внешнее долговое финансирование
ни в коем случае не должно подменять
привлечение и использование
собственных средств. Только достаточный
объем собственных средств может
обеспечивать развитие предприятия
и укреплять его независимость,
а также свидетельствовать о
намерении акционеров разделять
связанные с предприятием риски
и «подпитывать» тем самым
доверие партнеров, поставщиков, клиентов
и кредиторов.
Процесс формирования
политики привлечения предприятием
заемных средств включает следующие
основные этапы.
1. Анализ
привлечения и использования
заемных средств в предшествующем
периоде.
Целью такого анализа является
выявление объема, состава и форм
привлечения заемных средств
предприятием, а также оценка эффективности
их использования.
На первом этапе анализа
изучается динамика общего объема привлечения
заемных средств в рассматриваемом
периоде; темпы этой динамики сопоставляются
с темпами прироста суммы собственных
финансовых ресурсов, объемов операционной
и инвестиционной деятельности, общей
суммы активов предприятия.
На втором этапе анализа
определяются основные формы привлечения
заемных средств, анализируются
в динамике удельный вес сформированных
финансового кредита, товарного
кредита и внутренней кредиторской
задолженности в общей сумме
заемных средств, используемых предприятием.
На третьем этапе анализа
определяется соотношение объемов
используемых предприятием заемных
средств по периоду их привлечения.
В этих целях проводится соответствующая
группировка используемого заемного
капитала по этому признаку, изучается
динамика соотношения кратко- и долгосрочных
заемных средств предприятия
и их соответствие объему используемых
оборотных и внеоборотных активов.
На четвертой стадии анализа
изучается состав конкретных кредиторов
предприятия и условия предоставления
ими различных форм финансового
и товарного (коммерческого) кредитов.
Эти условия анализируются с
позиций их соответствия конъюнктуре
финансового и товарного рынков.
На пятой стадии анализа
изучается эффективность использования
заемных средств в целом и
отдельных их форм на предприятии. В
этих целях используются показатели
оборачиваемости и рентабельности
заемного капитала. Первая группа этих
показателей составляется в процессе
анализа со средним периодом оборота
собственного капитала.
Результаты проведенного
анализа служат основой оценки целесообразности
использования заемных средств
на предприятии в божившихся объемах
и формах.
2. Определение
целей привлечения заемных средств
в настоящем периоде. Основными целями привлечения
заемных средств предприятиями являются:
- пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
- обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
- формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация) обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.
- обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;
- другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.
3. Определение
предельного объема привлечения
заемных средств. Максимальный объем этого привлечения
диктуется двумя основными условиями:
- предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
- обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
- С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
4. Оценка
стоимости привлечения заемного
капитала из различных источников. Такая оценка проводится в
разрезе различных форм заемного капитала,
привлекаемого предприятием из внешних
и внутренних источников. Результаты такой
оценки служат основой разработки управленческих
решений относительно выбора альтернативных
источников привлечения заемных средств,
обеспечивающих удовлетворение потребностей
предприятия в заемном капитале.
Аргументы за и против различных
способов внешнего финансирования содержатся
в таблице 1.
Таблица 1. – Преимущества и
недостатки основных источников финансирования
Источники финансирования |
За |
Против |
1 |
2 |
3 |
Закрытая подписка на акции |
Контроль за предприятием
не утрачивается. Финансовый риск возрастает
незначительно. |
Объем финансирования ограничен.
Высокая стоимость привлечения
средств. |
Долговое финансирование |
Контроль за предприятием
не утрачивается. Относительно низкая
стоимость привлеченных средств. |
Финансовый риск возрастает.
Срок возмещения строго определен. |
Открытая подписка на акции |
Финансовый риск не возрастает.
Возможна мобилизация крупных средств
на неопределенный срок. |
Может быть утрачен контроль
над предприятием. Высокая стоимость
привлечения средств. |
Комбинированный способ |
Преобладание тех или
иных преимуществ или недостатков
в зависимости от количественных
параметров формирующейся структуры
источников средств. |
5. Определение
соотношения объема заемных средств,
привлекаемых на кратко- и долгосрочной
основе. Расчет потребности в объемах
кратко- и долгосрочных заемных средств
основывается на целях их использования
в предстоящем периоде. На долгосрочный
период (свыше 1 года) заемные средства
привлекаются, как правило, для расширения
объема собственных основных средств
и формирования недостающего объема инвестиционных
ресурсов (хотя при консервативном подходе
к финансированию активов заемные средства
на долгосрочной основе привлекаются
и для обеспечения формирования оборотного
капитала). На краткосрочный период заемные
средства привлекаются для всех остальных
целей их использования.
Расчет необходимого размера
заемных средств в рамках каждого
периода осуществляется в разрезе
отдельных целевых направлений
их предстоящего использования. Целью
этих расчетов является установление
сроков использования привлекаемых
заемных средств для оптимизации
соотношения долго- и краткосрочных
их видов. В процесс этих расчетов
определяются полный и средний срок
использования заемных средств.
Полный срок использования
заемных средств представляет собой
период времени с начала их поступления
до окончательного погашения всей суммы
долга. Он включает в себя три временных
периода:
- срок полезного использования – это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;
- льготный период – это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
- срок погашения – это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.
Расчет полного срока
использования заемных средств
осуществляется в разрезе перечисленных
элементов исходя из целей использования
и сложившейся на финансовом рынке
практике установления льготного периода
и срока погашения.
Средний срок использования
заемных средств представляет собой
средний расчетный период, в течение
которого они находятся в использовании
на предприятии.