Финансовый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение процесса управления капиталом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы управления капиталом;
2. изучить методы формирования капитала;
3. рассмотреть особенности процесса использования капитала;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3
1. Теоретические и методологические основы управления процессом привлечения капитала в оборот предприятия………………………………………………4
1.1. Экономическая сущность……………………………………..………………………4
1.2. Источники капитала…………………………………………………….…………….5
1.3. Методика определения и область применения стоимости (цены капитала)……..7
1.4. Финансовая структура капитала и методы её оптимизации………………………9
2. Управление формированием финансового капитала……………………………..13
2.1. Политика формирования собственных финансовых ресурсов……………………13
2.2. Оценка стоимости и финансовые последствия привлечения собственного капитала……………………………………………………………………………….17
2.3. Политика привлечения заемных средств в оборот…………………………………19
2.4. Оценка стоимости и финансовые последствия привлечения заемного капитала..27
3. Управление использованием капитала предприятия……………………………..29
3.1. Управление использованием капитала в текущей деятельности (операционной)……………………………………………………………………….29
3.2. Управление использованием капитала в процессе реального инвестирования……………………………………………………………………….31
3.3. Управление использованием капитала в процессе финансового инвестирования……………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..………...40

Файлы: 1 файл

контрольная финанс менедж.docx

— 238.49 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оценка стоимости и финансовые последствия привлечения собственного капитала.

Особенности и методический инструментарий оценки стоимости капитала привлечения собственного капитала.

  1. Стоимость функционирующего собственного капитала имеет наиболее надежный базис расчета в виде  отчетных данных предприятия. В процессе такой оценки учитываются:
    1. Средняя сумма используемого собственного капитала в отчетном периоде по балансовой стоимости. Этот показатель служит исходной базой корректировки суммы собственного капитала с учетом текущей рыночной его оценки. Расчет этого показателя осуществляется по методу средней хронологической за ряд внутренних отчетных периодов;
    2. Средняя сумма используемого собственного капитала в текущей рыночной оценке;
    3. Сумма выплат собственникам капитала (в форме процентов, дивидендов и т.д.) за счет чистой прибыли предприятия. Эта сумма и представляет собой ту цену, которую предприятие платит за используемый капитал собственников.
  2. Стоимость дополнительно привлекаемого акционерного (паевого) капитала рассчитывается в процессе оценки дифференцированного по привилегированным акциям и по простым акциям (или дополнительно привлекаемым паям).
    1. Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии привилегированных акций определяется с учетом фиксированного размера дивидендов, который по ним заранее предопределен. Это значительно упрощает процесс определения стоимости данного элемента капитала, так как обслуживание обязательств по привилегированным акциям во многом совпадает с обслуживанием обязательств по заемному капиталу. Однако существенным различием в характере этого обслуживания с позиций оценки стоимости является то, что выплаты по обслуживанию заемного капитала относятся на издержки (себестоимость) и поэтому исключены из состава налогооблагаемой прибыли, а дивидендные выплаты по привилегированным акциям осуществляются за счет чистой прибыли предприятия, т.е. не имеют «налогового щита». Кроме выплаты дивидендов, к расходам предприятия относятся также эмиссионные затраты по выпуску акций (так называемые «издержки размещения»), которые составляют ощутимую величину.
    2. Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии простых акций (или дополнительно привлекаемых паев) требует учета таких показателей:
      1. Суммы дополнительной эмиссии простых акций
      2. Суммы дивидендов, выплаченных в отчетном периоде на одну акцию
      3. Планируемого темпа роста выплат прибыли собственникам капитала в форме дивидендов
      4. Планируемых затрат по эмиссии акций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Политика привлечения заемных средств в оборот.

Политика привлечения  заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Известны два вида источников пополнения средств предприятия: внешние – за счет заимствований и эмиссии акций и внутренние – за счет нераспределенной прибыли.

Существует четыре основных способа внешнего финансирования:

  1. Закрытая подписка на акции (если она проводится между прежними акционерами, то, как правило, по заниженной в сравнении с рыночным курсом цене; при этом у предприятия возникает упущенная выгода – тот же расход).
  2. Привлечение заемных средств в форме кредита, займов, эмиссии облигаций.
  3. Открытая подписка на акции.
  4. Комбинация первых трех способов. Если первый способ оказывается неприемлемым из-за недостатка средств у сегодняшних акционеров или их уклонения от дальнейшего финансирования, то критерием выбора между вторым и третьим вариантами является сведение к минимуму риска утраты контроля над предприятием.

Внешние и внутренние виды финансирования тесно взаимозависимы. Это не означает, тем не менее, взаимозаменяемости. Так, внешнее долговое финансирование ни в коем случае не должно подменять  привлечение и использование  собственных средств. Только достаточный  объем собственных средств может  обеспечивать развитие предприятия  и укреплять его независимость, а также свидетельствовать о  намерении акционеров разделять  связанные с предприятием риски  и «подпитывать» тем самым  доверие партнеров, поставщиков, клиентов и кредиторов.

Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие  основные этапы.

1. Анализ  привлечения и использования  заемных средств в предшествующем  периоде.

Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств  предприятием, а также оценка эффективности  их использования.

На первом этапе анализа  изучается динамика общего объема привлечения  заемных средств в рассматриваемом  периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных  финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей  суммы активов предприятия.

На втором этапе анализа  определяются основные формы привлечения  заемных средств, анализируются  в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного  кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме  заемных средств, используемых предприятием.

На третьем этапе анализа  определяется соотношение объемов  используемых предприятием заемных  средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая  группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается  динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия  и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

На четвертой стадии анализа  изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового  и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с  позиций их соответствия конъюнктуре  финансового и товарного рынков.

На пятой стадии анализа  изучается эффективность использования  заемных средств в целом и  отдельных их форм на предприятии. В  этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей составляется в процессе анализа со средним периодом оборота  собственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств  на предприятии в божившихся объемах  и формах.

2. Определение  целей привлечения заемных средств  в настоящем периоде. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

  • пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
  • обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
  • формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация) обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.
  • обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;
  • другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

3. Определение  предельного объема привлечения  заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

  • предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
  • обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
  • С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

4. Оценка  стоимости привлечения заемного  капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

Аргументы за и против различных  способов внешнего финансирования содержатся в таблице 1.

Таблица 1. – Преимущества и недостатки основных источников финансирования

Источники финансирования

         За

Против

1

2

3

Закрытая подписка на акции

Контроль за предприятием не утрачивается. Финансовый риск возрастает незначительно.

Объем финансирования ограничен. Высокая стоимость привлечения  средств.

Долговое финансирование

Контроль за предприятием не утрачивается. Относительно низкая стоимость привлеченных средств.

Финансовый риск возрастает. Срок возмещения строго определен.

Открытая подписка на акции

Финансовый риск не возрастает. Возможна мобилизация крупных средств  на неопределенный срок.

Может быть утрачен контроль над предприятием. Высокая стоимость  привлечения средств.

Комбинированный способ

Преобладание тех или  иных преимуществ или недостатков  в зависимости от количественных параметров формирующейся структуры  источников средств.


 

5. Определение  соотношения объема заемных средств,  привлекаемых на кратко- и долгосрочной  основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера  заемных средств в рамках каждого  периода осуществляется в разрезе  отдельных целевых направлений  их предстоящего использования. Целью  этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации  соотношения долго- и краткосрочных  их видов. В процесс этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Полный срок использования  заемных средств представляет собой  период времени с начала их поступления  до окончательного погашения всей суммы  долга. Он включает в себя три временных  периода:

  • срок полезного использования – это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;
  • льготный период – это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
  • срок погашения – это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

Расчет полного срока  использования заемных средств  осуществляется в разрезе перечисленных  элементов исходя из целей использования  и сложившейся на финансовом рынке  практике установления льготного периода  и срока погашения.

Средний срок использования  заемных средств представляет собой  средний расчетный период, в течение  которого они находятся в использовании  на предприятии.

Информация о работе Финансовый менеджмент