Финансовые методы управления рентабельностью и ликвидностью предприятия: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: изучение теоретических основ рентабельности и ликвидности, анализ методик управления рентабельностью и ликвидностью, предложение современных методов управления рентабельностью и ликвидностью деятельности предприятия.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить ряд задач:
дать определение рентабельности и ликвидности;
изучить методологию анализа рентабельности и ликвидности;
провести анализ методик управления рентабельностью и ликвидностью на российских предприятиях;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 368.98 Кб (Скачать)

          Несмотря на четкий математический аппарат расчетов оптимальных сумм остатков денежных активов все приведенные модели пока еще сложно использовать в отечественной практике финансового менеджмента по следующим причинам:

- хроническая нехватка оборотных  активов не позволяет предприятиям  формировать остаток денежных  средств в необходимых размерах  с учетом их резерва;

- замедление платежного оборота  вызывает значительные (иногда непредсказуемые) колебания в размерах денежных  поступлений, что соответственно  отражается и на сумме остатка  денежных активов; ограниченный  перечень обращающихся краткосрочных  фондовых инструментов и низкая  их ликвидность затрудняют использование  в расчетах показателей, связанных  с краткосрочными финансовыми  вложениями.

             Поэтому на практике при определении оптимального уровня денежных средств в большей степени руководствуются статистикой и неформализованными методами обоснования финансовых решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Предложение  современных финансовых методов  управления рентабельностью и  ликвидностью на предприятиях  металлургического производства.

 

Проблема  “ рентабельности ” заключается в том, что с точки зрения экономической целесообразности представляется неразумным предположение возможной компенсации недостатков достоинствами при оценке стратегической надежности предприятия.  Проблема  “ ликвидности ” предполагает не только отсутствие экономической целесообразности, но  и  более того, экономической возможности для такого рода компенсаций.  Предприятие считают успешным, если рентабельность его активов постоянно повышается. Однако рост этого показателя способствует снижению ликвидности фирмы. Поэтому финансовому работнику компании приходится делать выбор: повышать первый показатель или второй. Выход есть – рентабельность и ликвидность организации можно сбалансировать.

Прежде чем приступить к поиску оптимального соотношения между двумя финансовыми показателями, напомним, что они означают. Ликвидность баланса – совокупность его статей и разделов, которая отражает скорость возврата в оборот денег, вложенных в различные виды имущества и обязательств. От того, сколько времени займет этот процесс, зависит степень ликвидности.

Обострение неблагоприятных тенденций в экономике  поставило перед предприятиями целый ряд нестандартных задач в области  управления  текущей  ликвидностью. Больше внимания стало уделяться планированию платежного оборота наличных и безналичных средств, согласованию платежей по объемам и срокам. Более того, приходится изыскивать нетрадиционные пути мобилизации средств для предотвращения задержек платежей. Результатом работы в этом направлении является  совершенствование   управления  текущей  ликвидностью . Под управлением текущей ликвидности понимаются внутренние ликвидные резервы, т. е. активы, которые могут быть направлены для исполнения текущих обязательств без уменьшения их балансовой стоимости. В качестве таких активов рассматриваются денежные средства в кассе, на корреспондентских счетах, средства, задепонированные на бирже, краткосрочные вложения в МБК, ликвидные ценные бумаги. При расчете фактического уровня ликвидных резервов акцент делается на их рыночную, а не балансовую стоимость. Ежедневно также определяется уровень текущих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, сроки исполнения по которым уже наступили или наступят в ближайшее время. Для адекватной оценки размера текущих обязательств на основе статистического анализа динамики привлеченных средств регулярно устанавливаются коэффициенты, характеризующие устойчивость ресурсной базы. управление ликвидностью не может сводиться только к формированию запасов ликвидных средств для исполнения текущих обязательств перед вкладчиками. Без должного внимания к среднесрочному и долгосрочному управлению активами и пассивами любой накопленный объем ликвидных резервов может израсходоваться в течение очень короткого периода времени.

Наличие тесной взаимосвязи между такими характеристиками работы предприятия, как его  ликвидность  и платежеспособность, а также необходимость создания на уровне предприятия  методик  управления   ликвидностью  в определяют актуальность проблемы построения единой системы  управления   ликвидностью  и платежеспособностью посредством применения системного подхода, который позволил бы рассматривать  управление   ликвидностью  и платежеспособностью как сложную саморегулирующуюся систему с иерархической структурой, единой сетью обмена информации и методической базы, включенную в общую систему  управления  предприятием.

Пока мы оцениваем мгновенную эффективность работы предприятия, то есть ожидаемую прибыль в ближайшем небольшом временном промежутке, можно пренебречь необходимостью перераспределения (перекладывания) средств с целью компенсации убытков на некотором направлении работы предприятия за счет полученной прибыли на другом направлении. Считается, что денежных средств, задействованных на каждом направлении, достаточно для их общего поддержания. Однако если некоторое направление остается долгое время убыточным, то возникает необходимость его поддержания путем перевода средств с других направлений. При этом в случае конкуренции двух предприятий большая убыточность некоторого направления для одного предприятия означает прибыльность аналогичного направления для другого, то есть убытки одного предприятия превращаются в прибыль для другого. А это значит, что поддержка убыточного направления за счет прибыльного направления деятельности повлечет неминуемый переход выделенных средств к конкуренту. Но зачем поддерживать заведомо убыточное направление? Зачем реально полученную прибыль фактически добровольно отдавать конкуренту? Экономической целесообразности здесь нет, в этом  и  заключается  проблема  “ рентабельности ”. Конечно, можно допустить целесообразность поддержания некоторого убыточного направления с целью определения имиджевых моментов предприятия, но это скорее артефакты, нежели экономические закономерности.

Отсутствие экономической целесообразности поддержания убыточных направлений в долгосрочной (стратегической) перспективе зачастую дополняется принципиальной невозможностью проведения таких операций ( проблема  “ ликвидности ”). Переход денежных средств с одного банковского направления на другое означает изменение структуры активов или пассивов кредитной организации. Изменение структуры банковских активов неразрывно связано с  проблемой   ликвидности  активов. Даже в случае конвертации прибыли от ликвидных активов перевод средств может стакнуться с  проблемой  их “ввода” в убыточное направление. В большинстве же случаев перераспределение активов упирается в  проблему  их  ликвидности   и  является весьма сложной задачей, особенно в крупном масштабе, необходимым для долгосрочного поддержания убыточного направления. Особым вопросом является возможность изменения структуры пассивов. Пассивы в силу своей природы являются, безусловно, более стационарными категориями, нежели активы, их перераспределение зачастую просто невозможно.

Таким образом, сравнение по стратегической надежности двух предприятий, в определенном смысле, родственно выявлению победителя шахматно-шашечной игры, где не допускается смешивание капиталов. наличие  проблем  “ ликвидности ”  и  “ рентабельности ” может приводить в результате конкуренции не только к банкротству одного из предприятиий, а что более вероятно, к перепрофилированию предприятий. Это представляется более естественным в экономическом контексте финансового анализа. Однако, результат специализации предприятий в итоге конкуренции еще не означает несопоставимость стратегических надежностей этих предприятий. Различные специализации, то есть различные формы хозяйствования, могут быть сравнимы по их стратегической рискованности. Одна форма может быть заведомо более опасной, чем другая, а значит, первое предприятие будет менее устойчив в долгосрочной перспективе, чем второе

Основными объектами контроля в процессе управления ликвидностью служат остатки активов и пассивов, входящие и исходящие финансовые потоки, соотнесенные по срокам возникновения. Эти сведения, как правило, рассредоточены по подразделениям компании, направлениям бизнеса, представлены в разном формате, с различной степенью полноты и корректности, поэтому при их сборе, выверке и стыковке не обойтись без помощи специализированных IT-систем. Предприятиям, которые заботит вопрос эффективного использования временно свободных денежных средств, автоматизированная система управления ликвидностью дает возможность проводить операции на финансовых рынках. Особые преимущества соответствующие IT-решения предоставляют крупным организациям и корпорациям, обладающим разветвленной сетью дочерних компаний и филиалов, позволяя поддерживать двусторонний обмен данными с подразделениями, распределенный документооборот и проводить детализацию информации.

Современная автоматизированная система управления ликвидностью должна предоставлять возможности:

  1. в части ведения платежной позиции:
  • импорт банковских выписок из систем «Банк–Клиент»;
  • ведение журнала плановых движений;
  • моделирование параметров внешней среды и сценариев развития событий;
  1. в части формирования информационной базы расчета платежной позиции:
  • ведение плановых бюджетных лимитов, прогнозов платежей по контрактам и вне договорной деятельности;
  • ведение первичных документов, являющихся основаниями для платежей и поступлений (выставленные и полученные счета, счета-фактуры, документы по начислению налогов, заработной платы и т. д.);
  • ведение и маршрутизация заявок на осуществление платежей;
  • учет платежных операций;
  • моделирование поступлений выручки от реализации продукции, в том числе с учетом комиссионных и конверсионных операций;
  • моделирование подкреплений банковских счетов, погашения собственных векселей;
  • моделирование и отражение казначейских операций на платежной позиции;
  1. в части управления ликвидностью группы компаний:
  • двусторонний обмен позиционными данными между управляющей компанией, филиалами и дочерними обществами;
  1. в части анализа позиционной информации:
  • мониторинг ликвидности;
  • кассовое планирование;
  • формирование графических и табличных отчетных форм по текущей, перспективной ликвидности, кассовому планированию;
  1. в части управления казначейскими операциями:
  • учет кредитных, депозитных контрактов и договоров займа;
  • учет и оформление биржевых операций;
  • учет форвардных, фьючерсных, опционных контрактов, свопов;
  • информационное взаимодействие с системой Reuters Dealing.

Мониторинг платежной позиции

Для выработки рациональной стратегии управления ликвидностью компании необходимо провести анализ ее текущей и перспективной платежной позиции, который должен дать ответы на следующие вопросы:

  • Каковы прогнозные исходящие остатки денежных средств на расчетных счетах компании на сегодня, завтра, через неделю, через месяц?
  • Сколько свободных средств и на какой срок фирма может вложить в дополнительные активы?
  • Сколько денежных средств и на какой срок необходимо привлечь для обеспечения платежеспособности организации?
  • Как повлияют на платежную позицию изменения курсов валют, стоимости продукции и ресурсов?
  • Что будет, если компания инвестирует средства в тот или иной проект?

Проблема, с которой при решении задачи планирования будущей платежной позиции обычно сталкиваются специалисты компаний, — это многообразие данных, консолидированный сбор которых необходим для оптимального управления ликвидностью. Например, плановый денежный перевод контрагенту «А» в учетной системе отражается во множестве модулей:

  • в бюджетных лимитах;
  • в плане платежей по договору с контрагентом «А»;
  • в счете на оплату, полученном от него;
  • в заявке на оплату, сформированной на основании счета;
  • в платежном поручении, подготовленном в соответствии с заявкой.

Кроме того, мониторинг ликвидной позиции должен осуществляться на разных уровнях детализации:

  • консолидированная платежная позиция отвечает на вопрос о том, сколько у предприятия денег «в целом»;
  • валютная позиция позволяет определить, необходимо ли проводить конверсионные операции для осуществления платежей в валюте, предусмотренной договором;
  • позиция по счету дает представление, с каких счетов можно погашать обязательства и нужно ли подкреплять счета филиалов.

Автоматизированная система позволяет оперативно сравнивать платежные позиции, рассчитанные при различных сценариях развития событий и вариантах параметров среды.

Расчет платежной позиции

На результат расчета платежной позиции влияют:

  • входящие остатки на банковских счетах;
  • плановые движения денежных средств;
  • варианты параметров среды;
  • сценарии развития событий.

Входящие остатки на банковских счетах. Показатели входящих остатков на банковских счетах при наличии специализированного программного обеспечения импортируются из систем «Банк–Клиент».

Плановые движения денежных средств. Самым сложным аспектом расчета платежной позиции является оперативный сбор достоверных и непротиворечивых прогнозных данных о движении денежных средств. Существует множество источников такой информации, они связаны между собой, но не исключают, а дополняют друг друга, так как предназначены для различных горизонтов планирования.

При долгосрочном прогнозировании (шесть месяцев и более) на платежной позиции отражаются плановые показатели бюджета движений денежных средств (БДДС). Прогноз уточняется по мере заключения новых контрактов и сделок, не оформляемых договорами, в соответствии с планами платежей по ним (горизонт планирования — от 14 дней). Далее эти сведения замещают информацией о прогнозных сроках и сумме из полученных или выставленных счетов на оплату (от пяти дней). На основании последних формируются заявки на проведение денежных операций. При их маршрутизации (от одного дня) определяется дата оплаты и банковский счет, с которого будут направлены финансовые средства. При этом в платежной позиции в очередной раз уточняется дата их поступления. И наконец, наиболее достоверным источником информации планового движения денежных средств становится платежный документ — уже на стадии его формирования в соответствии с заявкой и передачи в банк (один день). Этот пример выявляет основные проблемы сбора данных для расчета платежной позиции:

Информация о работе Финансовые методы управления рентабельностью и ликвидностью предприятия: проблемы и пути их решения