Финансовые методы управления рентабельностью и ликвидностью предприятия: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: изучение теоретических основ рентабельности и ликвидности, анализ методик управления рентабельностью и ликвидностью, предложение современных методов управления рентабельностью и ликвидностью деятельности предприятия.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить ряд задач:
дать определение рентабельности и ликвидности;
изучить методологию анализа рентабельности и ликвидности;
провести анализ методик управления рентабельностью и ликвидностью на российских предприятиях;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 368.98 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Контроллинг»

 

Тема: "Финансовые методы управления рентабельностью и ликвидностью предприятия: проблемы и пути их решения."

 

 

 

Исполнитель:

 

студент  гр. ФКВ-11(1)

Ежова Ю.С.

Руководитель:

 

К.э.н., доцент

Ростовцев К.В.


 

 

 

Екатеринбург

2014

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Чтобы своевременно проводить денежные операции, возвращать кредиторам долги и отвечать по другим взятым на себя обязательствам, компания должна уделять большое внимание поддержанию своей ликвидности. Для повышения эффективности управления платежеспособностью необходимо постоянно анализировать и объективно оценивать ее уровень. Но без соответствующей поддержки средствами автоматизации этих процессов задача оптимального управления ликвидностью может перейти в разряд нерешаемых.

В последнее время российские предприятия стали уделять повышенное внимание вопросам корпоративного имиджа. Кризисы неплатежей, обвал рынка кредитов, невыполнение долговых обязательств — все это явно не способствовало укреплению конкурентных позиций, росту рейтинга и авторитета отечественных компаний. Для борьбы с этими негативными факторами, тормозящими развитие бизнеса как на внутреннем, так и на международном рынках, организации начали принимать комплексные меры, в том числе по управлению ликвидностью.

Увеличение доли внеоборотных активов в балансе компаний (инвестиционные проекты) и рисковой дебиторской задолженности обостряют их платежную позицию. В связи с этим управление ликвидностью и рентабельностью сегодня представляет собой ежедневное балансирование предприятий между недополучением дохода и избыточными расходами. Как следствие, на первый план выходит повышение его эффективности, которое позволит компаниям не только исполнять все платежные обязательства перед контрагентами в установленные сроки, но и вкладывать временно высвобождаемые средства в дополнительные ликвидные активы.

Целью курсовой работы является: изучение теоретических основ рентабельности и ликвидности, анализ методик управления рентабельностью и ликвидностью,  предложение современных методов управления рентабельностью и ликвидностью деятельности предприятия.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решить ряд задач:

  • дать определение рентабельности и ликвидности;
  • изучить методологию анализа рентабельности и ликвидности;
  • провести анализ методик управления рентабельностью и ликвидностью на российских предприятиях;
  • предложить современные методы управления рентабельностью и ликвидностью деятельности предприятия;

Предметом исследования является управление рентабельностью и ликвидностью предприятиях.

Методы исследования: методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.

Основными источниками написания курсовой работы послужили учебные пособия авторов: Попова Р.Г., Соломатов В.И. А также были изучены периодические издания авторов: Барткова Н.Н., Курицын А.В., Шилов И.С.  и сайт Министерства Экономического Развития Российской Федераци (http://www.economy.gov.ru ).

В первой главе будут рассмотрены теоретические основы анализа рентабельности и ликвидности, где будут даны определения рентабельности и ликвидности и изучены основные показатели их показатели.

Во второй главе будет проведен анализ методик управления рентабельностью и ликвидностью на российских предприятиях.

В третьей главе будут предложены современные финансовые методы управления рентабельностью и ликвидностью .

 

 

 

 

1 Теоретические  основы анализа рентабельности  и ликвидности.

1.1 Понятие и  сущность рентабельности.

 

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим. [19, С. 73]

Виды рентабельности:

  • Рентабельность активов – отношение прибыли к средней стоимости активов за конкретный период. Этот вид рентабельности – основной показатель уровня доходности, здесь не учитываются никакие заёмные средства – только средства непосредственного самого предприятия.
  • Рентабельность оборотных активов – отношение чистой прибыли к активам, находящимся в движении.
  • Рентабельность подрядных услуг отношение разницы затрат в случаях предоставления и непредоставления услуг к затратам при непредоставлении услуг.
  • Рентабельность основных производственных активов – отношение прибыли к стоимости производственных фондов.
  • Рентабельность инвестиций – отношение суммы чистой прибыли к себестоимости изначально вложенных средств.
  • Рентабельность инвестированного перманентного капитала – отношение чистой прибыли к среднему размеру собственного и заёмного капитала.
  • Рентабельность капитала – отношение чистой прибыли к сумме уставного и дополнительного капиталов.
  • Рентабельность продаж – отношение операционной прибыли к стоимости объёма продаж за этот же отрезок времени.
  • Рентабельность персонала – отношение чистой прибыли к среднему за истекший период количеству персонала компании или производственного субъекта.
  • Рентабельность базовой прибыли – отношение прибыли до налоговых выплат к сумме активов. [13, С.56]

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) Rз исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого денежного притока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции:

                         (1)

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли или чистого денежного положительного потока от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

                           (2)

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.:

, или  , или .                         (3)

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. [18, С. 64]

Г. В. Савицкая [17, С.229] отмечает, что «рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса». По мнению автора, показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), и они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами [17, С. 229].

Кроме того, Г. В. Савицкая [17, С.229] показатели рентабельности объединяет в несколько групп:

  • показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  • показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Таким образом, финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются величиной прибыли и уровнем рентабельности. Следует отметить, что чем выше показатели прибыли и рентабельности, тем эффективнее функционирует организация, тем выше ее финансовая устойчивость.

Основной целью анализа прибыли и рентабельности организации является разработка и принятие экономически обоснованных управленческих решений, направленных на устойчивый рост ее финансовых результатов и поиск путей повышения эффективности деятельности. [3, С.111]

В процессе достижения данной цели решаются основные задачи:

  • регулярный контроль за формированием финансовых результатов, получением прибыли и ее динамикой;
  • установление влияния внешних и внутренних факторов на финансовые результаты организации;
  • поиск резервов и возможностей роста прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий, направленных на эффективное использование выявленных резервов и возможностей повышения прибыли и рентабельности;
  • контроль за реализацией разработанных мероприятий.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. [12, С. 83]

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

                          (4)

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Ri = .                         (5)

Примерно так же производится факторный анализ рентабельности продаж (оборота). Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Rоб = .                         (6)

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР). [12, С. 84]

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно представить в виде

R = .                         (7)

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.

Если рентабельность капитала рассчитывается по чистой прибыли, то при ее факторном анализе в числителе добавляется налоговый корректор (1 Кн), где Кн коэффициент налогообложения (отношение всех налогов из прибыли к общей сумме балансовой прибыли). [5, С. 89]

При анализе показателя рентабельности, исчисленного на основании положительного чистого денежного потока, кроме налогового корректора, необходимо учитывать еще и изменение суммы амортизационных отчислений.

Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных активов, рекомендуем использовать факторную модель, предложенную М.И. Бакановым и А.Д. Шереметом:

,                         (8)

 

где  Р прибыль от основной деятельности;

F средняя стоимость основных  фондов;

Е средние остатки материальных оборотных средств;

N выручка от реализации  продукции;

P/N рентабельность продаж;

F/N+ Е/N капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту  оборачиваемости);

S/N затраты на рубль  продукции;

U∕N, M∕N, А/N— соответственно  зарплатоемкость, материалоемкость  и фондоемкость продукции. [11, С. 104]

Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора на фактический, можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов, характеризующих уровень интенсификации производства.

В данном пункте рассмотрены понятие, сущность и виды рентабельности. Отмечены показатели рентабельности, цели и задачи анализа рентабельности, также рассмотрен факторный анализ рентабельности.

Информация о работе Финансовые методы управления рентабельностью и ликвидностью предприятия: проблемы и пути их решения