Финансовое прогнозирование
как инструмент определения перспектив
развития предприятия на примере «Оби
Зулол»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
- Сущность финансового планирования и прогнозирования
- Виды финансового планирования
- Методы финансового планирования и прогнозировании
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ «ОБИ ЗУЛОЛ»
- Характеристика деятельности
«Оби Зулол»
- Анализ финансовых отчетов
«Оби Зулол»
- ГЛАВА 3.
- ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Оби Зулол»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших факторов
успешного экономического развития в
Таджикистане является повышение уровня
финансовой стабильности действующих
на ее территории предприятий и организаций,
положение которых в ходе программы реформ
изменилось коренным образом. В условиях
рыночной экономики предприятие стало
объектом товарно-денежных отношений,
полностью отвечающим за результаты своей
хозяйственной деятельности.
Наиболее сложный период переживают
в настоящее время предприятия угольной
промышленности. В условиях нестабильности
рынка угля в России угледобывающие предприятия
остаются одной из базовых отраслей народного
хозяйства. Угольная промышленность обеспечивает
топливом объекты электроэнергетики (около
40% общего объема поставок), коксохимического
производства (свыше 15%), населения и сельского
хозяйства (около 13%), промышленные и коммунальные
котельные.
высокая степень износа основных
средств (износ основного горно-транспортного
оборудования на ряде предприятий достигает
70%) при недостатке средств на обновление
и поддержание действующих мощностей;
нестабильность угольного рынка
Таджикистана как такового.
В связи с этим появилась необходимость
маркетинговых исследований рынков сбыта
продукции, привлечения финансовых средств,
инвестиций в необходимом количестве,
для чего предприятие должно иметь привлекательные
для потенциальных кредиторов и инвесторов
показатели платежеспособности, ликвидности,
деловой активности.
Поэтому в настоящее время наиболее
остро встал вопрос о сочетании действий
и решений по обеспечению устойчивого
текущего финансового положения предприятий,
их платежеспособности и ликвидности,
а также перспектив развития, подкрепленных
долгосрочными источниками финансирования,
формирующими структуру активов. Именно
эти задачи позволяет решить финансовый
менеджмент. Являясь составной частью
системы управления, он призван решать
те же задачи по организации, планированию,
мотивации и контролю и в то же время имеет
выраженную специфику – управление денежными
потоками, поэтому его функции в значительной
мере предопределены задачами финансов
предприятий. Финансовый менеджмент как
наука представляет собой систему знаний
по эффективному управлению денежными
фондами и финансовыми ресурсами предприятий
для достижения стратегических целей
и решения тактических задач. Как система
управления финансовый менеджмент организует
взаимоотношения внутри предприятия и
за его пределами. Финансовый менеджмент
позволяет понять, какими должны быть
структуры активов, соотношение товарно-материальных
ценностей и денежных ресурсов, как организовать
оборотные средства с целью их наиболее
эффективного использования на всех стадиях
кругооборота.
Основными обязанностями финансовых
менеджеров являются работы по минимизации
налогообложения, разумному снижению
рисков и защите имущества предприятия
в целом. Для этого необходимо оперативно
реагировать на изменение внешних и внутренних
факторов, особенно в условиях становления
рынка – это обязательное условие для
эффективного финансового управления.
Для своевременного принятия решений
по управлению финансами служит финансовое
планирование и финансовое прогнозирование
как один из основных инструментов финансового
планирования. Финансовое планирование
как функция финансового менеджмента
задает количественную определенность
предполагаемым процессам и мероприятиям.
Базируясь на основе анализа хозяйственной
деятельности предприятия, финансовое
планирование позволяет сформировать
конкретные показатели и задать экономические
пропорции развития благодаря распределению
финансовых ресурсов.
Целью анализа финансово-хозяйственной
деятельности предприятия является оценка
его текущего финансового состояния, а
также определение того, по каким направлениям
нужно вести работу по улучшению этого
состояния. При этом желательным полагается
такое состояние финансовых ресурсов,
при котором предприятие, свободно маневрируя
денежными средствами, способно путем
эффективного их использования обеспечить
бесперебойный процесс производства и
реализации продукции, а также затраты
по его расширению и обновлению. Таким
образом, внутренними по отношению к данному
предприятию пользователями финансовой
информации являются работники управления
предприятием, от которых зависит его
будущее финансовое состояние.
Вместе с тем, финансовое состояние
- это важнейшая характеристика экономической
деятельности предприятия во внешней
среде. Оно определяет конкурентоспособность
предприятия, его потенциал в деловом
сотрудничестве, оценивает, в какой степени
гарантированы экономические интересы
самого предприятия и его партнеров по
финансовым и другим отношениям. Поэтому
можно считать, что вторая основная задача
анализа - показать состояние предприятия
для внешних потребителей, количество
которых при развитии рыночных отношений
значительно возрастает. Внешних пользователей
финансовой информации можно разбить
на две большие группы:
- лица и организации, которые
имеют непосредственный финансовый интерес;
- учредители, акционеры, потенциальные
инвесторы, поставщики и покупатели продукции
(услуг), различные кредиторы, работники
предприятия, а также государство, прежде
всего в лице налоговых органов. Так, в частности, финансовое
состояние предприятия является главным
критерием для банков при решении вопроса
о целесообразности или нецелесообразности
выдачи ему кредита, а при положительном
решении этого вопроса - под какие проценты
и на какой срок;
- пользователи, имеющие косвенный
(опосредованный) финансовый интерес;
- аудиторские и консалтинговые
фирмы, органы государственного управления,
различные финансовые институты (биржи,
ассоциации и т. д.), законодательные органы
и органы статистики, пресса и информационные
агентства.
Все эти пользователи финансовой
отчетности ставят перед собой задачу
провести анализ состояния предприятия
и на его основе сделать выводы о направлениях
своей деятельности по отношению к предприятию
в ближайшей или долгосрочной перспективе.
Таким образом, в подавляющем большинстве
случаев, это будут выводы по их действиям
в отношении данного предприятия в будущем,
а поэтому для всех этих лиц наибольший
интерес будет представлять будущее (прогнозное)
финансовое состояние предприятия. Это
объясняет чрезвычайную важность задачи
определения прогнозного финансового
состояния предприятия и актуальность
вопросов, связанных с разработкой новых
и улучшением существующих методов такого
прогнозирования.
Актуальность задач, связанных
с прогнозированием финансового состояния
предприятия, отражена в одном из используемых
определений финансового анализа, согласно
которому финансовый анализ представляет
собой процесс, основанный на изучении
данных о финансовом состоянии предприятия
и результатах его деятельности в прошлом
с целью оценки будущих условий и результатов
деятельности. Таким образом, главной
задачей финансового анализа является
снижение неизбежной неопределенности,
связанной с принятием экономических
решений, ориентированных в будущее. При
таком подходе финансовый анализ может
использоваться как инструмент обоснования
краткосрочных и долгосрочных экономических
решений, целесообразности инвестиций;
как средство оценки мастерства и качества
управления; как способ прогнозирования
будущих финансовых результатов. Финансовое
прогнозирование позволяет в значительной
степени улучшить управление предприятием
за счет обеспечения координации всех
факторов производства и реализации, взаимосвязи
деятельности всех подразделений, и распределения
ответственности.
Степень соответствия выводов,
сделанных в ходе анализа финансового
состояния предприятия, реальности в значительной
степени определяется качеством информационного
обеспечения анализа. Несмотря на массу
критики в адрес бухгалтерской отчетности
в нашей стране, у внешних по отношению
к предприятию субъектов никакой другой
информации, как правило, нет. Эти лица
используют публикуемую информацию и
не имеют доступа к внутренней информационной
базе предприятия.
Необходимым элементом реформирования
стран в условиях становления рыночной
экономики является преобразование системы
социально-экономического управления.
Отмирание старого административно-распределительного
механизма хозяйствования, становление
рыночных отношений не могли не сказаться
на роли государственного планирования
и прогнозирования, трансформации этих
функций.
Одно из важнейших изменений состоит
в повышении роли прогнозирования, от
уровня, развития которого в немалой мере
зависят реалистичность и эффективность
социально-экономической политики.
Однако разрушение директивно-плановой
экономики не означает абсолютного отрицания
роли государства в регулировании социально-экономических
процессов и применимости в рыночной экономике
планирования. Речь может идти только
об изменении содержания и организации
самого планирования: жесткое директивное
планирование заменяется индикативным,
направляющим, регулирующим и другими
его видами, в наибольшей степени соответствующими
рыночным отношениям.
Индикативное планирование – это механизм
координации действий и интересов государства
и других субъектов экономики, основанный
на разработке системы показателей социально-экономического
развития и включающий определение его
общенациональных приоритетов, планирование,
бюджетирование, программирование и другие
процедуры согласования решений на микро
- макроуровне.
Индикативное планирование выступает
одновременно и инструментом государственного
регулирования экономики, и инструментом
ее саморегулирования, корректируя как
дефекты сугубо рыночного механизма, так
и изъяны прямого государственного вмешательства
в производственные процессы.
В качестве показателей социально-экономического
развития могут быть использованы показатели,
характеризующие динамику, структуру
и эффективность экономики, состояние
финансов, денежного обращения рынка товаров
и ценных бумаг, движение цен, занятость,
уровень жизни населения, внешнеэкономические
связи и т.д.
Индикативное планирование предполагает
обоснование целей, задач, направлений
и методов реализации государственной
социально-экономической политики, обеспечение
эффективной организации взаимодействия
органов управления, совершенствования
экономической системы в целом и отдельных
ее элементов.
Планирование – это процесс принятия
управленческого решения, основанный
на разработке исходной информации и включающий
в себя выбор и научную постановку целей,
выбор средств и путей их достижения посредством
сравнительной оценки альтернативных
вариантов и выбора наиболее приемлемого
из них в ожидаемых условиях развития.
Сущность планирования состоит в обоснованном
определении средств ее достижения.
Эффективная деятельность предприятия
в значительной степени зависит от того,
насколько реально можно предвидеть перспективу
развития, то есть прогнозирования.
Прогнозирование является важной составной
частью и функцией управления, влияние
которого на эффективность управления
и экономической деятельности прогрессирует
по мере усложнения и ускорения общественного
развития.
Необходимо также отметить, что современные
условия хозяйствования требуют максимального
расширения сферы и совершенствования
процессов прогнозирования и планирования.
Чем выше будет качество прогнозов и планов,
тем более весомым будет их вклад в общественное
развитие.
Современная экономика является смешанной,
то есть государство играет активную роль,
дополняя рыночный механизм своим воздействием,
так как рыночная экономика не может обеспечить
устойчивость макроэкономического развития.
В свою очередь планирование и прогнозирование
предоставляют возможность государственным
органам выявить тенденции развития экономики
и предпринять соответствующие меры и
управленческие решения для обеспечения
стабильности развития национальной экономики
в условиях рынка.
Целью настоящей выпускной
работы является финансовое прогнозирование
и планирование предприятия «Оби Зулол».
В ходе достижения цели предполагается
решение следующих задач:
- Изучение теоретических основ
и методов финансового планирования, современных
методов финансового планирования – бюджетирования;
- проанализировать методы прогнозирования,
информационное обеспечение;
- изучить основные элементы
прогнозирования и их роль на финансовое
состояние предприятия
- Анализ планирования финансово-хозяйственной деятельности «Оби Зулол» с точки зрения функционирования
системы управления финансами, оценить
финансовые показатели деятельности компании;
- 1Разработка мероприятий, направленных
на совершенствование финансового планирования
и повышение эффективности прогнозирования
в «Оби Зулол».
Предметом исследования является
рассмотрение задачи и разработка мероприятия
по совершенствованию системы экономических
и финансовых отношений, таких как планирование
и прогнозирование финансовой деятельности.
Объектом исследования является
«Оби Зулол».
В работе использовано 36 источников,
среди которых – нормативные акты, учебные
пособия, монографии и материалы периодических
изданий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
- Сущность финансового
планирования и прогнозирования
Важным элементом управления
экономическими и социальными процессами
являются планирование и прогнозирование.
Планирование и прогнозирование — понятия
не тождественные, каждый из них как инструмент
управления выполняет свою роль1.