Финансовое планирование и контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике планирование на предприятии - внутрифирменное планирование - не носит элементов директивности. Цель внутрифирменного планирования - обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Оглавление

Введение 2
1. Финансовое планирование
4
1. Содержание и значение финансового планирования
4
2. Принципы организации финансового планирования
11
3. Методы финансового планирования
15
4. Модели финансового планирования
22
5. Классификация, виды и формы финансовых планов
31
2. Финансовый контроль
36
Заключение 41
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по Финансовому менеджменту - ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

    Использование фондов   =   Источники фондов,

то есть

Инвестиции  в активы,

необходимые для

обеспечения прогнози-

руемого объема продаж

 
 
=
Внутренние

источники

финансирова-

ния (резервы)

 
 
+
Внешние

источники

финансирова-

ния.

 

    Определение разности между планируемыми ростом общих активов и ростом текущих  пассивов осуществляется по формуле:

Требуемый рост

чистых активов

 
=
Плановый рост

общих активов

 
-
Плановый рост

текущих пассивов

 

    Расчет  величины необходимого внешнего финансирования производится по формуле:

Требуемое внешнее

финансирование

 
=
Требуемый рост

чистых активов

 
-
Чистая

прибыль

 
+
 
Дивиденды.
 
  1. Метод регрессионного анализа.

    В ряде случаев для определения  потребности в капитале применяется регрессионный анализ - анализ зависимости от определенной величины от другой величины или от нескольких других величин. Регрессионный анализ связывает продажи и потребность в капитале, исследуя эту взаимосвязь диалектически, он дает более точные и конкретные прогнозы, чем расчет предыдущим методом. Регрессионный анализ рассматривает потребности в финансировании как функции от объема продаж. В системе координат отмечаются соотношения объема продаж и потребности в капитале в каждом из предыдущих годов хозяйствования. Точки соединяются линией, линия может быть прямой (линейная регрессия) или кривой (нелинейная регрессия). Получаемый график определяет тенденцию соотношения продаж и необходимых объемов финансирования в будущем периоде. Для каждого конкретного прогноза продаж можно определить соответствующие ему потребности в капитале.

  1. Метод процента от продаж.

    Позволяет определить каждую статью планового  баланса и отчета о прибылях и  убытках исходя из запланированной  величины продаж. Таким образом, при помощи метода процента от продаж можно определить конкретное содержание прогнозных документов. Суть метода заключается в том, что каждый из элементов прогнозных документов рассчитывается как процент от установленной величины продаж.

    В основе определения процентного соотношения лежат:

  • процентные отношения, характерные для текущей деятельности предприятия;
  • процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспективного анализа как средняя за последние несколько лет;
  • ожидаемые изменения процентных соотношений, особенно в тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют руководство предприятия и оно хотело бы изменить их для улучшения финансовых показателей.
  1. Метод прогнозируемого баланса активов и пассивов предприятия.

    Этот  метод дает возможность убедиться, что все запланированные активы предприятия действительно обеспечены источниками формирования. По форме баланс активов и пассивов имеет структуру бухгалтерского баланса. При нехватке пассивов создается так называемый эффект «пробки», которую можно выбить, найдя недостающие источники финансирования в виде кредитов или средств от дополнительной эмиссии ценных бумаг.

  1. Метод расчета точки безубыточности.

    В экономической литературе можно  встретить несколько названий этого  метода. Его называют еще методом «издержки - объем - прибыль», методом анализа безубыточности, «break - even - point» анализом (анализом точки разрыва). Этот метод обладает определенной универсальностью. Он позволяет определять объемы производства и продаж товара с точки зрения их безубыточности, а также принимать решения о целевых размерах прибыли. Суть метода состоит в поиске точки нулевой прибыли, точки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж предприятия равен ее валовым издержкам; в определении такого минимального объема продаж. начиная с которого предприятие не несет убытков. При этом издержки предприятия равны его доходам. Для определения плановой величины продаж, соответствующей безубыточному состоянию предприятия, необходимо знать:

  • продажную цену единицы товара;
  • объем постоянных (фиксированных) издержек - затрат, величина которых в коротком периоде не связана с объемом производства и продаж. Это затраты на оборудование. его содержание и эксплуатацию, амортизационные отчисления, административные издержки, затраты на аренду, рекламу, социальное страхование, научные исследования и разработки и некоторые другие издержки;
  • объем переменных издержек - затрат, которые меняют свою величину в связи с изменением объема производства и продаж. Это затраты на сырье и материалы, заработную плату основного производственного и коммерческого персонала, транспортировку и страхование.

    Точу  безубыточности можно рассчитать как  в физических, так и в денежных единицах. Графически точка безубыточности определяется на пересечении графиков валового дохода и валовых издержек.

    Метод позволяет увеличить гибкость финансового  планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры  издержек. необходимых для производства и реализации продукции. Используя  этот метод, предприятие может изменять долю переменных и постоянных издержек в общем объеме затрат. 

    Ознакомившись с характеристикой методов (приемов), перейдем к рассмотрению моделей  финансового планирования.

    Модель  «Разработка финансового  раздела бизнес-плана».

    При разработке модели используются: метод прогноза объемов реализации. метод баланса денежных расходов и поступлений (баланса денежных потоков), метод составления таблицы доходов и затрат, метод прогнозируемого баланса активов и пассивов предприятия, метод расчета точки безубыточности.

    Модель  «Разработка финансового раздела  бизнес-плана» включает:

  • подготовку заявок на получение кредитов в коммерческих банках;
  • составление проспектов эмиссии ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала в денежной форме;
  • обоснование получения иностранных инвестиций, сопровождающееся предоставлением инвесторам надежной информации о финансовой привлекательности бизнес-проекта.

    Модель  «Бюджетирование».

    При разработке модели используется метод  бюджета наличности и метод бюджета дополнительных вложений капитала. Модель «Бюджетирование» финансового планирования применяется при краткосрочном финансовом планировании. Бюджет представляет собой смету доходов и расходов. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования предприятия.

    Составление бюджетов включает: установление общих  целей развития предприятия (осуществляется на уровне высшего руководства); конкретизацию  общих целей и определение  задач для каждого отдельного подразделения; подготовку отделами и  подразделениями оперативных бюджетов; анализ подготовленных бюджетов высшим руководством и их корректировку; подготовку итоговых бюджетов.

    Основой для определения прогнозных статей расходов бюджета служат намеченные стратегические цели развития предприятия  и  способы их достижения. Прогнозы доходной части бюджета разрабатываются путем учета всех возможных источников доходов, в их числе доходы от продаж, проценты от инвестиций, выплаты за использование лицензий, правительственные субсидии. За основу берется прогноз продаж.

    Выделяют несколько основных видов бюджетов:

  • материальный бюджет - включает перечень всех видов сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана и их количественной оценкой;
  • бюджет закупок - в нем конкретизируются расходы на закупки всех материалов, необходимых для осуществления планов;
  • трудовой бюджет - отражает прямые издержки труда запланированных видов деятельности;
  • бюджет административных расходов - включает расходы на выполнение главных управленческих функций, это оклады управляющих, расходы на командировки и деловые поездки, гонорары, расходы на содержание служебных помещений и офисов;
  • бюджет дополнительных вложений капитала;
  • бюджет наличности.

    Модель  «Составление прогнозных финансовых документов».

    Для составления прогнозных финансовых документов применяется метод прогноза продаж. метод определения потребности во внешнем финансировании. метод регрессионного анализа, метод процента от продаж и метод анализа безубыточности. Модель применяется при долгосрочном финансовом планировании.  

    1. Классификация, виды и формы финансовых планов
 

    Конкретное  проявление процесса финансового планирования организации (предприятия) заключается  в разработке, утверждении и исполнении финансовых планов и отдельных показателей  этих планов.

    Финансовый  план представляет собой совокупность документов определенной формы, которые характеризуют различные стороны финансовых отношений организации.

    Финансовые  планы классифицируются в зависимости  от планового периода, на который  они разрабатываются:

  • оперативные финансовые планы, которые составляются на месяц, декаду или неделю;
  • текущие финансовые планы, которые разрабатываются на год с поквартальной разбивкой;
  • среднесрочные финансовые планы, которые разрабатываются на плановый период от одного года до трех лет;
  • перспективные (долгосрочные) финансовые планы, которые разрабатываются на пять и более лет планового периода;
  • программные финансовые планы, которые разрабатываются на конкретные периоды внедрения и использования программ предпринимательской деятельности по сферам хозяйствования.

    Финансовые  планы по всем формам составляются только на незначительном по видам  количестве предприятий и корпораций.

    На  малых предприятиях всех форм собственности, как правило, разрабатываются только оперативные финансовые планы, так  как невозможно рассчитать на перспективу состояние финансовых ресурсов, объемы и структуру производства и выручки, в том числе от реализации продукции (работ, услуг) и т.п.

    Оперативные и текущие финансовые планы начинают разрабатываться. как правило, со средних  организаций, где мотивами развития становятся расширение сферы деятельности и закрепление на рынке товаров и услуг. Основной целью разработки финансовых планов является разработка наиболее эффективных путей использования прибыли и нахождение дешевых привлеченных и заемных финансовых ресурсов.

    Оперативные, текущие и перспективные планы  разрабатываются в крупных, сверхкрупных организациях, корпорациях и транснациональных  компаниях. Целью разработки комплекса  финансовых планов и разработочных  таблиц является: освоение внутренних и внешних рынков ресурсов и сбыта продукции (работ, услуг); выпуск новых видов продукции. Программные финансовые планы разрабатываются по мере необходимости, а в крупных и сверхкрупных организациях они носят систематический характер с подробной характеристикой исходной информации, результатов деятельности и определением центров ответственности.

    Финансовые  планы как документы включают в себя несколько форм (регистров), которые могут иметь следующий  вид:

  • Смета затрат. Представляет собой форму планового расчета, определяющую потребность предприятия в денежных средствах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей. Разрабатывается на квартал, полугодие, год, программу.
  • Баланс доходов и расходов. Характеризует поступление и расходование денежных средств на планируемый период, разрабатывается на квартал, год, программу.
  • Инвестиционный план. Отражает потребность в денежных ресурсах, направляемых на инвестиционную деятельность, и источники их формирования, разрабатывается на квартал, год, программу.
  • Кредитный план. Представляет собой план получения и погашения кредитов банков, разрабатывается на квартал, год, программу.
  • Валютный план. Показывает поступления и расходование денежных средств в иностранной валюте, разрабатывается на квартал, год, программу.
  • Прогноз баланса активов и пассивов. Отражает величину показателей актива и пассива бухгалтерского баланса по истечении предстоящего периода. Разрабатывается на год, программу.
  • План движения денежных ресурсов. Отражает движение наличных и безналичных денежных средств по организации и по видам деятельности на определенный период, разрабатывается на квартал. год, программу.
  • Платежный календарь (баланс). Отражает доходы и расходы на предстоящий период. разрабатывается на месяц с подекадной разбивкой.
  • Кассовая заявка (план). Отражает поступление денежных средств на счета в банках и в кассу и потребность в этих денежных средствах, разрабатывается на квартал.
  • Разработочные таблицы. Такие таблицы составляются и раскрывают или дополняют характеристики определенных сторон финансовых показателей, в том числе:
  • План распределения валовой и чистой прибыли. Отражает все аспекты использования прибыли и представляет собой расчет валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, разрабатывается на квартал, год, программу.
  • План взаимоотношений с бюджетом. Показывает отношения по поводу исчисления и уплаты налогов и отчислений в бюджет и государственные фонды денежных средств и поступления денежных средств из централизованных денежных фондов, с учетом взаиморасчетов, разрабатывается на квартал, год, программу.
  • План налогов и отчислений (налоговый бюджет). Отражает взаимоотношения с бюджетом и государственными фондами денежных средств, разрабатывается на квартал, год, программу.
  • Расчет амортизационный отчислений по методам в соответствии с бухгалтерским учетом и для налогообложения.
  • План потребности в оборотных средствах. Отражает излишек или недостаток собственных оборотных средств и источники их покрытия и пополнения.
  • Прочие.

Информация о работе Финансовое планирование и контроль