Финансовое планирование и контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике планирование на предприятии - внутрифирменное планирование - не носит элементов директивности. Цель внутрифирменного планирования - обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Оглавление

Введение 2
1. Финансовое планирование
4
1. Содержание и значение финансового планирования
4
2. Принципы организации финансового планирования
11
3. Методы финансового планирования
15
4. Модели финансового планирования
22
5. Классификация, виды и формы финансовых планов
31
2. Финансовый контроль
36
Заключение 41
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по Финансовому менеджменту - ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

    Нормативный метод планирования является самым  простым и доступным. Зная норматив и объемный параметр, можно легко  вычислить планируемый финансовый показатель. Поэтому актуальной проблемой  управления финансами предприятий является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организации контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением предприятия.

    3. Балансовый метод.

    Содержанием этого метода планирования финансовых показателей состоит в том, что благодаря балансу достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

    Балансовый  метод применяется при прогнозировании  поступлений и выплат из денежных фондов (потребления, накопления и резервных), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и др.

    4. Метод оптимизации плановых решений.

    Содержание  этого метода сводится к составлению  нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом можно применять различные критерии выбора:

  • минимум приведенных затрат;
  • минимум текущих затрат;
  • минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования;
  • минимум времени на оборот капитала, то есть ускорение оборачиваемости авансированных средств;
  • максимум приведенной прибыли;
  • максимум дохода на рубль вложенного капитала;
  • максимум доходности капитала (сумма прибыли на рубль вложенного капитала);
  • максимум сохранности финансовых ресурсов, то есть минимум денежных потерь (финансового, кредитного, процентного, валютного и других рисков).

    5. Факторный метод.

    Этот  метод используют для расчета  планируемого объема прибыли. Принципиальные условия данного метода следующие:

  • прогнозный характер планирования;
  • использование достаточно гибких параметров с определенной степенью отклонения от избранной величины;
  • полный учет инфляционного фактора;
  • применение базовых показателей за предыдущий период;
  • четкая система факторов, оказывающих влияние на планируемый показатель;
  • выбор оптимальной величины показателя из ряда вариантов, в результате чего объект прогноза получает значение исходных целевых параметров, на основе которых происходит процесс планирования.

    Приведенная методика применима для планирования и других параметров, характеризующих деятельность предприятия, таких, как, например: объем продаж, стоимость активов, средневзвешенная стоимость капитала и т.п.

    Факторный метод планирования прибыли включает пять последовательных этапов:

  • расчет базовых показателей за предыдущий год;
  • постановку целей хозяйственной деятельности на предстоящий период;
  • прогноз индексов инфляции;
  • вариантный расчет прибыли;
  • выбор оптимального варианта.

    Для факторного метода планирования прибыли  используют четыре индекса инфляции:

  • изменение цен на продукцию (работы, товары и услуги);
  • изменение покупных цен на сырье и материалы. приобретаемые предприятием;
  • колебания балансовой стоимости основных средств;
  • изменение средней оплаты труда.

    6. Экономико-математическое моделирование.

    Содержание  экономико-математического моделирования в финансовом планировании заключается в том, что оно позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данную взаимосвязь выражают через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц). В модель включают только ключевые (определяющие) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи.

    Функциональную  связь выражают уравнением вида:

y = f(x),

где y - соответствующий показатель;

      f(x) - функциональная связь исходя из показателя x.

    Корреляционная  связь - это вероятностная зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений. Данная связь выражается уравнениями регрессии различного вида. Например, однофакторные модели линейного типа, параболы, гиперболы, линейного и логарифмического уравнений.

    При использовании моделей планирования приоритетное значение имеет определение периода исследования. Он должен выбираться с учетом однородности исходных данных. Следует помнить. наибольший период исследования (кварта) не позволяет выявить общие закономерности. При этом нельзя выбирать и слишком значительный период, так как любые экономические закономерности нестабильны и могут существенно изменяться в течение длительного периода времени. На практике целесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего (годового) планирования - квартальные данные за 1-2 года.

    При значительных изменениях условиях работы предприятия в плановом периоде  в определенные на базе экономико-математических моделей показатели вносят необходимые коррективы.

    Экономико-математическое моделирование позволяет перейти  от средних величин к многовариантным  расчетам финансовых показателей (включая  прибыль). Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из ряда этапов:

  • изучение динамики финансового показателя за определенное время (год) и выявление факторов, влияющих на эту динамику;
  • расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определенных факторов);
  • разработка различных вариантов прогноза финансового показателя;
  • анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем;
  • выбор оптимального варианта, то есть принятие планового решения.

    В экономико-математическую модель вводят не все, а только основные факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют практикой ее применения. Важное значение для обоснованности модели имеет ее представительность, то есть объективность наблюдений за изучаемым объектом. Обоснованность выбранных моделей с помощью расчета среднеквадратического отклонения полученных данных зависит от фактических данных и коэффициента вариации.

    7. Сетевой метод.

    Этот  метод также применяется в  крупных организациях и позволяет  на основе сетевых графиков или моделей: рассмотреть организационную и  технологическую последовательность выполнения операций и взаимосвязи между ними; акцентировать на отдельных важных операциях; обеспечивать координацию операций; увязывать финансовые ресурсы и их источники и пр. Сетевой график представляет собой информационную модель, отражающую процесс выполнения комплекса операций, направленных на достижение цели или конкретных задач.

    8. Программно-целевой метод.

    Содержание  этого метода включает в себя: формирование и оптимизацию программы; обоснование  количества ресурсов; организацию управления и контроля. Этот метод является по своей сути комплексным управлением деятельностью организации по определенному направлению развития. Содержание его заключается в комплексном применении всех имеющихся методов управления и планирования. 

  1. Модели  финансового планирования
 

    В современной экономической литературе рассматриваются три модели финансового  планирования:

  • разработка финансового раздела бизнес-плана;
  • бюджетирование;
  • составление прогнозных финансовых документов.

    Для конструирования перечисленных моделей финансового планирования применяются методы (приемы), различные сочетания которых могут использоваться в нескольких моделях. Методы (приемы), используемые в моделях финансового планирования, представлены в   табл. 1.

    1. Метод прогноза объемов реализации.

    В экономической литературе можно  встретить второе название метода - «Метод прогноза продаж».

    Процесс финансового планирования этим методом  обычно начинается с прогнозирования  будущих продаж, так как правильно  определенный прогноз продаж служит основой  для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. 

    

    Табл. № 1 – Модели и методы (приемы) финансового планирования 

    Период  прогноза продаж увязывается с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация.

    Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежных, так и в натуральных (физических) единицах. Величина будущих продаж может определяться с помощью оценки будущих продаж как торговыми работниками, так и потенциальными потребителями, а также с помощью анализа временных рядов, цикличности, сезонности, применения эконометрических моделей, связывающих размеры продаж с макроэкономическими переменными и отраслевыми данными.

    2. Метод баланса денежных расходов  и поступлений (Метод баланса  денежных потоков).

    Этот  метод по праву считается одним из самых важных при составлении финансового раздела бизнес-плана. Цель составления такого баланса - оценка синхронности поступления и расходования денежных средств для обеспечения достаточности на отдельном временном отрезке денежных поступлений. Нехватка денежных средств в конкретный момент вызывает неплатежи и даже угрозу несостоятельности. Задержка же платежей может привести к уплате штрафов и пени. Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в самом периоде и данные о наличии денежных средств на конец периода. В аналитических целях таблица может быть дополнена сведениями о дебиторской задолженности, в частности сведениями о размере безнадежных долгов, складских запасах, кредиторской задолженности, взятых из других разделов бизнес-плана.

    3. Метод бюджета наличности.

    Данный  метод имеет своей целью обеспечить скоординированность доходов и  расходов; в нем детализируются потоки наличности (входящие - доходы и исходящие - расходы) за определенный будущий период. Он составляется на год или полгода вперед с разбивкой по месяцам, возможно составление бюджетов наличности на неделю вперед. Основой для составления прогноза служат ежедневные отчеты о движении наличности. При составлении планового бюджета наличности:

  • закупки материалов определяются в соответствии с прогнозом продаж;
  • оплата материалов, которые потребуются в следующем квартале, осуществляется в предшествующем квартале;
  • затраты на труд обычно принимаются равными 30% годовых продаж;
  • прочие затраты (амортизация, электроэнергия, административные расходы) - около 20% годовых продаж;
  • раздел «труд + остальные затраты» в бюджете наличности не изменяется в течение года (запланировав определенную численность работников в начале года, предприятие не изменяет ее до конца года);
  • выплаты процентов и налогов производятся в конце квартала.

    4. Метод бюджета дополнительных  вложений капитала.

    В этом бюджете уточняются запланированные  денежные расходы с учетом изменений: строительство или приобретение дополнительных заводов, машин и оборудования, замена изношенных капитальных активов.

  1. Метод составления таблицы доходов и затрат (расходов).

    Таблица доходов и затрат (расходов) по своей  форме и содержанию аналогична отчету о прибылях и убытках предприятия (форма № 2). При составлении таблицы особое внимание уделяется полноте отражения вероятностных источников получения прибыли и прогнозируемой величины затрат, относимых на себестоимость продукции, а также ожидаемой величины налоговых платежей.

  1. Метод определения потребности во внешнем финансировании.

    Применяется для расчета величины внешнего финансирования в случаях, когда собственного капитала предприятия оказывается недостаточно для увеличения объема продаж.

    В качестве основы для расчета используется общая формула баланса: 

Информация о работе Финансовое планирование и контроль