Финансовое планирование и контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике планирование на предприятии - внутрифирменное планирование - не носит элементов директивности. Цель внутрифирменного планирования - обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Оглавление

Введение 2
1. Финансовое планирование
4
1. Содержание и значение финансового планирования
4
2. Принципы организации финансового планирования
11
3. Методы финансового планирования
15
4. Модели финансового планирования
22
5. Классификация, виды и формы финансовых планов
31
2. Финансовый контроль
36
Заключение 41
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по Финансовому менеджменту - ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ.doc

— 269.50 Кб (Скачать)
  • обеспечение производственного, научно-технического, коммерческого и социального развития предприятия прежде всего за счет собственных средств;
  • увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема производства и снижения издержек производства и обращения;
  • обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, особенно в период реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.

    Финансовый  план взаимосвязан с другими разделами  бизнес-плана, то есть с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, рекламе, инвестициям, научным исследованиям и разработкам и др.

    Назначение  финансового плана - это одновременно и прогноз средне- и долгосрочной финансовой перспективы, и определение  текущих доходов и расходов.

    Важнейшие объекты финансового планирования:

  • выручка от реализации продукции (работ, товаров и услуг);
  • издержки производства и обращения;
  • прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;
  • фонды специального назначения и их использование;
  • объем платежей в бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • объем заемных средств, привлекаемых с финансового рынка;
  • плановая потребность в оборотных средствах и источники финансирования их прироста;
  • объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

    Для составления финансовых планов используют следующие информационные источники:

  • договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
  • результаты анализа бухгалтерской отчетности за период, предшествующий планируемому (квартал, год);
  • прогнозные расчеты по реализации продукции потребителям или планы сбыта исходя из заказов, прогнозов спроса, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньги и в порядке бартерного обмена (на основе показателей сбыта рассчитывают объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность продаж и другие показатели);
  • данные бухгалтерского учета;
  • экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, учетная ставка банковского процента, нормы амортизационных отчислений, минимальная месячная оплата труда и т.д.).
  • Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.
 
    1. Принципы  организации финансового планирования
 

    Принципы  организации планирования определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятиях (корпорациях) как сложных системах:

  1. Принцип единства. Предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает:
  • существование совокупности элементов (подразделений);
  • взаимосвязь между ними;
  • наличие единого направления развития элементов, ориентированного на общие цели развития предприятия

    Единое  направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений  становятся возможными в рамках вертикального  единства предприятия.

  1. Координация планов отдельных подразделений. Выражается в том, что:
  • нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений предприятия вне связи с другими;
  • всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.
  1. Принцип участия. Означает, что каждый специалист предприятия становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции.
  1. Принцип непрерывности. Заключается в том, что:
  • процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла;
  • разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.
  1. Принцип гибкости. Тесно связан с предыдущим принципом и состоит в придании планам и процессу планирования в целом возможности изменять свою направленность с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (ресурсов, производственных мощностей и т.д.). Принцип гибкости состоит в придании процессам планирования и финансовым планам возможности изменять направления использования ресурсов и резервов в связи с возникновением новых обстоятельств.
  1. Принцип точности. Предполагает, что планы развития предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.
  2. Принцип научности. Состоит в том, что в процессе финансового планирования необходимо сочетать действия экономических законов, влияние законодательных и нормативных документов на деятельность, обеспечение методологической базы расчетов.
  3. Принцип единоначалия. Предполагает решающее слово предпринимателя (собственника) в вариантах решения поставленных конкретных задач с учетом его интересов.
  4. Принцип конъюнктуры рынка. Предусматривает необходимость учета возможностей организации (предприятия) в обеспечении потребностей рынка.

    В развитие этих общих положений целесообразно  конкретизировать принципы финансового  планирования:

  1. Принцип финансового соотношения («золотое банковское правило»). Предполагает, что получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, то есть капитальные вложения с длительными сроками окупаемости необходимо финансировать за счет долгосрочного заемного капитала.
  2. Принцип платежеспособности. Означает, что планирование денежных средств должно обеспечивать соблюдение предприятием платежной дисциплины в течение всего года. В данном случае у него должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение долгосрочных обязательств.
  3. Принцип рентабельности капитальных вложений - для реальных инвестиций целесообразно выбирать самые недорогие способы финансирования (финансовый лизинг, среднесрочный банковский кредит и др.), заемный капитал выгодно привлекать только в случае, если он повышает доходность собственного капитала. В данном случае проявляется действие эффекта финансового левериджа (рычага), который представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме авансируемого капитала и позволяющий получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
  4. Принцип сбалансированности рисков - особенно рисковые долгосрочные инвестиции предпочтительнее финансировать за счет собственных средств и привлечения денежных ресурсов спонсоров (схемы проектного финансирования).
  5. Принцип приспособления к потребностям рынка - для предприятия важно учитывать конъюнктуру финансового рынка и свою зависимость от привлечения средств кредиторов (заимодавцев).
  6. Принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать такие инвестиционные проекты, которые обеспечивают предприятию максимальную (предельную) рентабельность. Такая ситуация наблюдается в случаях, когда доходность инвестиций выше цены капитала.
  7. Принцип самофинансирования. Предполагает необходимость преимущественного использования собственных финансовых ресурсов и средств по сравнению с заемными средствами.
  8. Принцип коммерческой тайны. Заключается в том, что любая информация, связанная с разработкой финансовых планов и показателей, сами величины показателей вызывают коммерческий интерес у других субъектов хозяйствования с целью изменения положения на рынке.

     

    Вывод:

    Финансовое  планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения  развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления  финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

    Цель  финансового планирования - повышение  эффективного использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются  мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы, минимизации рисков и т.д.

    Качество  принимаемых решений в области  финансов целиком зависит от качества планирования.

    Для того чтобы планирование было качественным и комплексным, следует руководствоваться  следующими принципами: непрерывностью планирования, научностью, нацеленностью планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, взаимной увязкой и координацией. 
 
 
 
 
 
 

  1. Методы  финансового планирования
 

    Методы  финансового планирования - это конкретные приемы и способы осуществления плановых расчетов.

    Существует  несколько методов финансового  планирования:

  • расчетно-аналитический метод;
  • нормативный метод;
  • балансовый метод;
  • метод оптимизации плановых решений;
  • факторный метод;
  • экономико-математическое моделирование;
  • сетевой метод;
  • программно-целевой метод.

    1. Расчетно-аналитический метод.

    Его содержание заключается в том, что  на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их количественную оценку на будущий  период. Данный метод планирования применяют в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно - на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, кварталов, лет). При использовании этого методы могут быть установлены плановая потребность в оборотных активах. величина амортизационных отчислений и другие показатели. Используя этот метод, часто прибегают к экспертным оценкам.

    2. Нормативный метод.

    Содержание  нормативного метода планирования финансовых показателей состоит в том, что на базе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования.

    В финансовом планировании применяют  целую систему норм и нормативов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные;
  • отраслевые;
  • нормативы самого предприятия.

    Федеральные нормы и нормативы являются обязательными  для исполнения на всей территории Российской Федерации. К ним относятся, например:

  • ставки федеральных налогов и сборов;
  • нормы амортизационных отчислений по отдельным группам основных средств;
  • ставки рефинансирования для коммерческих банков, утвержденные Банком России, и нормы обязательных резервов;
  • тарифы отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • минимальная месячная норма оплаты труда;
  • нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные фонды акционерных обществ;
  • минимальный размер уставного капитала для предприятий, акционерных обществ, коммерческих банков и т.д.

    Региональные  и местные нормы и нормативы  действуют в отдельных субъектах Российской Федерации и при местном самоуправлении и утверждаются их представительными и исполнительными органами власти. Они охватывают, как правило, ставки региональных и местных налогов и сборов.

    Отраслевые  нормы и нормативы применяют  в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и др.).

    Нормы и нормативы предприятия разрабатываются  ими самостоятельно и используются для регулирования производственно-торгового процесса, а также для контроля за эффективным использованием ресурсов. К таким нормам и нормативам относятся, например:

  • нормативы плановой потребности в оборотных активах (средствах);
  • нормативы кредиторской задолженности (начислений), постоянно находящейся в обороте предприятия;
  • нормы запасов материалов, заделов незавершенного производства, запасов готовой продукции и товаров на складе в днях;
  • нормы распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды;
  • нормативы образования ремонтного фонда и др.

Информация о работе Финансовое планирование и контроль