Финансовая устойчивость как комплексная характеристика финансового состояния и результатов деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении финансовой устойчивости предприятия как комплексной характеристики и результатов его деятельности.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой устойчивости ;
- изучить систему показателей анализа и оценки финансовой устойчивости предприятия;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Финансовая устойчивость как комплексная характеристика финансового состояния предприятия……………………………………………………………5
1.2 Система показателей анализа и оценки финансовой устойчивости предприятия……………………………………………………………………….9
1.3 Методы управления финансовой устойчивостью…………………………14
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общая характеристика деятельности АО «Разрез Шахтинский»……….20
2.2 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости предприятия………22
2.3 Пути повышения финансовой устойчивости компании………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 188.32 Кб (Скачать)

Индекс постоянного актива (коэффициент соотношения внеоборотных и собственных средств) — это  коэффициент, выражающий долю внеоборотных активов, покрываемых источниками  собственных средств. Он определяется по формуле:

Внеоборотные активы делить на собственные источники средств. Примерное значение этого показателя составляет 0,5 — 0,8.

Важным показателем финансовой устойчивости является коэффициент  реальной стоимости имущества. Этот показатель определяет, какую долю в стоимости имущества организации  составляют средства производства. Он исчисляется по следующей формуле:

Суммарная стоимость основных средств, сырья, материалов, полуфабрикатов, незавершенного производства делить на общую стоимость имущества организации (валюта баланса).

Все компоненты, включенные в числитель данной формулы, представляют собой средства производства, необходимые  для осуществления основной деятельности организации, т.е. ее производственный потенциал. Поэтому данный коэффициент  отражает долю в составе активов  того имущества, которое обеспечивает основную деятельность организации (т.е. выпуск продукции, производство работ, оказание услуг).

Нормальным считается  такое значение данного показателя, когда реальная стоимость имущества  составляет более половины общей  стоимости активов.

Показателем, выражающим финансовую устойчивость организации, является также коэффициент соотношения оборотных (текущих) активов и недвижимого имущества. Он исчисляется по следующей формуле:

Оборотные активы (второй раздел актива баланса) делить на недвижимое имущество (из первого раздела актива баланса).

В качестве минимального нормативного значения этого показателя может  быть взята величина 0,5. Более высокое  его значение свидетельствует о  повышении производственных возможностей данной организации.

Показателем финансовой устойчивости является также коэффициент устойчивости экономического роста, исчисляемый  по следующей формуле:

Чистая прибыль минус  дивиденды, выплаченные акционерам делить на собственный капитал.

Важным этапом анализа  финансовой устойчивости организации  является оценка ее кредитоспособности. Под кредитоспособностью понимают имеющиеся у организации возможности  своевременного погашения (возврата) полученных кредитов и займов, а также уплаты процентов за пользование ими  в установленные сроки.

Кредитоспособность организаций - ссудозаемщиков определяется по ряду показателей: ликвидность организации, удельный вес собственного капитала (собственных источников средств), рентабельность.

Для оценки кредитоспособности организации - ссудозаемщика вначале следует провести анализ ее финансового состояния. После этого и принятия решения о возможности предоставления организации кредита рассчитывается коэффициент чистой выручки, выражающий долю прибыли и амортизационных отчислений в каждом рубле выручки от реализации продукции, работ, услуг (без налога на добавленную стоимость). Полученное значение этого показателя можно распространить на предполагаемое поступление выручки в будущем. Это позволит определить возможный срок погашения кредитов и займов, так как числитель этого коэффициента, то есть прибыль и амортизация, представляет собой величину потенциального источника погашения кредитов и займов.

При заключении между банком и организацией кредитного договора определяется наращенная сумма долга, включающая в себя сумму выдаваемого  кредита и проценты за пользование  им. Наращенная сумма долга определяется по следующей формуле:

Где S — наращенная сумма  долга;

Р — сумма кредита;

(1 + n· i) — множитель наращения;

n — срок, на который выдается кредит;

i — ставка процента за кредит.

Наращенная сумма долга (S) должна быть обеспечена величиной  источника погашения кредита (Rn) за тот срок, на который выдается кредит. Следовательно, если Rn>S, то организация-ссудозаемщик является кредитоспособной. Если же величина Rn недостаточна для погашения наращенной суммы долга, то есть Rn<S, организация-ссудозаемщик является некредитоспособной. В этом случае банк может снизить запрашиваемую  сумму кредита, изменить ставку процента за кредит или срок погашения ссуды, чтобы соблюдалось равенство  между наращенной суммой долга и  величиной источника погашения  кредита: S = Rn.

Наряду с оценкой кредитоспособности организации необходимо также анализировать  эффективность использования кредита, которая выражается следующими основными  показателями: объемом реализованной продукции в расчете на 1 тенге средней задолженности по ссудам, а также оборачиваемостью кредитов в днях. Сравнивая эти показатели в динамике за несколько периодов, можно констатировать повышение эффективности использования кредита, если объем реализованной продукции в расчете на 1 рубль средней задолженности по ссудам увеличивается, а оборачиваемость кредитов в днях ускоряется[7, c.94-98].

 

1.3 Методы управления финансовой устойчивостью

 

Методы экономического анализа  – это совокупность способов обработки  экономической информации, аналитических  приемов и количественных методов, направленных на решение аналитических  задач. Также методы экономического анализа являются аналитическим  инструментарием, который позволяет  технически реализовать цели анализа.

Процесс выполнения аналитической  работы можно представить в виде алгоритма:

          

Рисунок 2 - Этапы проведения анализа

В экономическом анализе  используются такие общенаучные  теоретические методы познания как  – диалектика, а также эмпирические методы – экономико-статистический анализ, структурирование и моделирование[8, c. 72].

Все приемы анализа взаимосвязаны  и применяются одновременно в  различных сочетаниях, что позволяет  комплексно анализировать деятельность хозяйствующего субъекта и выявлять резервы повышения эффективности.

К приемам анализа относятся  сравнение, детализация и группировка, обобщение, балансовый способ и факторный  анализ.

1. Сравнение – сопоставление однородных объектов для выявления закономерностей изменения показателей.

Наиболее распространенными являются такие виды сравнения как:

- отчетных показателей с плановыми / выполнение бизнес-плана как критерий для оценки результатов деятельности.

- отчетных показателей с показателями предыдущих периодов / наблюдение за динамикой показателей и определение тенденций развития.

- плановых показателей с показателями предыдущих периодов / возможность определения оптимальности плановых заданий и качества бизнес-плана.

- показателей работы внутренних структурных подразделений, которые могут выступать как центры ответственности

- отчетных показателей со среднеотраслевыми / обеспечение объективной оценки результатов и выявление неиспользованных резервов.

Для обеспечения этого приема необходимо сравниваемые показатели привести к  сопоставимости, то есть:

а) устранить влияние изменения  цен или выразить сравниваемые объемные показатели в одинаковых ценах (например, фактические объемы продаж предыдущего  и отчетного года – в ценах  отчетного периода);

б) устранить влияние различий в  объеме и ассортименте продукции  при сопоставлении качественных показателей (например, показатель себестоимости  пересчитывается на одинаковый объем  за отчетный и предыдущий года);

в) применение единой методики исчисления показателей;

г) сравнение тождественных периодов времени.

Результаты сравнения можно  представить в следующем виде:

  • Абсолютные отклонения

Они определяются как разность между  показателями, причем можно сравнивать как количественные, так и качественные показатели.

Количественные показатели – характеризуют размер, величину хозяйственных процессов. Например, численность работников, стоимость основных производственных фондов, выручка от продаж, прибыль и т.д.

Качественные показатели - отражают экономическую эффективность хозяйственных процессов. Например, себестоимость продукции, производительность труда, рентабельность.

В зависимости от применяемых измерителей  абсолютные отклонения могут быть:

- натуральными (штуки, тонны, килограммы, метры и т.д.);

- трудовыми (человеко-часы);

- денежными.

  • Относительные отклонения

Определяются как соотношение  величин, выраженные в виде процентов или коэффициентов.

Темп прироста показывает, на сколько увеличился (если больше единицы) или уменьшился (если меньше единицы) показатель.

Абсолютные и относительные  отклонения определяются путем проведения горизонтального анализа.

  • Индексы

Представляют показатели – факторы, которые оказали влияние на достигнутые  результаты.

Таким образом, сравнение – важнейший  прием, т.к. именно с него начинается процесс экономического анализа.

2. Детализация – прием, обеспечивающий всесторонний характер исследования, конкретность познания изучаемых процессов и позволяющий выявить причины, влияющие на конечный результат.

Детализация показателей проходит последовательно по нескольким направлениям:

а) по времени совершения операций (кварталы, месяцы, декады, дни, смены).

Позволяет проследить за равномерностью отдельных процессов и выявить  тенденции в их динамике.

б) по месту совершения хозяйственных  процессов, то есть отраслевые показатели расчленяются по организациям, внутри организаций – по отдельным структурным  подразделениям.

Дает возможность выявить ведущие  и отстающие подразделения.

в) по составным частям

Необходимо для изучения структуры совокупностей, выявления значения отдельных частей в формировании сложных показателей и их изменении. Например, себестоимость продукции детализируется по элементам затрат, статьям калькуляции, видам продукции.

Группировки – прием, заключающийся в делении изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.

Группировка информации дает возможность  изучать зависимость между показателями и систематизировать материалы  анализа.

В зависимости от цели анализа используются:

- типологические группировки

Например, группы предприятий по форме  собственности, группы основных средств  и т.д.

- структурные группировки

Позволяют изучить внутреннее строение показателей, соотношение в нем  отдельных частей. Например, группировка  оборотных активов.

- аналитические группировки

Используются для определения  наличия направления и формы  связи между показателями. Индивидуальные показатели заменяются средними с целью  обобщения.

3. Обобщение – завершающая стадия изучения финансово-хозяйственной деятельности организации.

Включает в себя:

- выводы (оценка деятельности)

Могут быть представлены таблицами, графиками, диаграммами, что позволяет отражать закономерности, содержащиеся в числовой информации.

- сводка резервов

- рекомендации по использованию резервов, т.е. организационно – технические мероприятия.

4. Балансовый способ – используется для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Например, баланс трудовых ресурсов, платежный баланс.

Также способ применяется для проверки правильности определения влияния  различных факторов на прирост величины результативного показателя.

  1. Факторный анализ – анализ влияния факторов на изменение результативного показателя.

Основные задачи факторного анализа:

- отбор факторов для анализа исследуемых показателей;

- классификация и систематизация факторов с целью обеспечения системного подхода;

- моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями;

- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

- практическое использование результатов анализа в управлении для принятия обоснованных решений.

Широко распространены способы  цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц. Кроме них, могут применяться индексный метод, интегральный и способ логарифмирования.

Способ цепной подстановки

Может использоваться для расчета  влияния факторов во всех типах моделей. Заключается в постепенной (последовательной) замене базисной величины каждого факторного показателя на фактическую (подстановка). Фактор, влияние которого необходимо определить рассматривается как переменный, а все другие, по отношению к нему - как постоянные. Результат влияния определяется как разность между условной (рассчитанной) величиной результативного показателя и его предшествующим значением. От порядка подстановки зависят результаты расчетов.

Информация о работе Финансовая устойчивость как комплексная характеристика финансового состояния и результатов деятельности предприятия