Финансовая система и управление ею

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Основными целями финансовой политики являются:

- повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее, очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;

- оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля;

- достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…....3-4


1.Современная финансовая система Российской Федерации


1.1. Понятие финансовой системы, ее звенья и элементы…………………5-7


1.2. Дискуссионные вопросы состава финансовой системы………………8-11


1.3. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации……………………………………………………………………..12-21


2. Управление финансовой системой


2.1. Сущность и методы управления финансами………….……….………...22-28


2.2 Задачи и функции органов управления финансами……………………...29-34


2.3. Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе……35-38


Заключение………………………………………………………………….......39-40


Список литературы………..…………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

3.  Успешная  реализация названных выше стратегических  линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему.

Базовой, несущей конструкцией стратегии  финансовой политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. При слабом неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.

4.  Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях.

Обеспеченность рубля этим не исчерпывается. Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.) - Для этого следует провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

5.   Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли.

6.  Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных банках и прочее.*** Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

7.  Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций, повысить депозитную ставку и другие ***

8.  Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.

9.  Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики.

10.  В бюджете создан организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости.

11.  Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках Бюджетного кодекса РФ, концепции межбюджетных отношений.

12.  Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость их оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей.

13.  В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики.

14.  Одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка.

15. Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.

     Таким образом, для стабилизации экономики  и решения финансовой проблемы необходимо: 

•   обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

•   реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

•   установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

•   стабилизировать валютный курс рубля  через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

•   сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

•   реформировать систему казначейского  исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

•   ориентировать денежно-кредитную  политику на регулирование процентных ставок.

     Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

     Заключение 

     Управление  финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование  системы отношений, призванных нормализовать  финансовые ресурсы, необходимые для  социально-экономического развития общества. Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

     Финансовая  политика играет важнейшую роль для  достижения целей, поставленных перед  государством. Финансовая политика определяет основные направления использования  финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

     Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей  в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным – внешним – характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации – это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они  мало изменились со времени господства командно-административных методов управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики. Подтверждением тому могут служить финансовые кризисы, внедрение в экономическую практику государства всевозможных «нетрадиционных» способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых отношений с федеральным бюджетом и т.п. Появление последних, кстати, говорит о том, что государственная власть, во-первых, создает неравные условия для конкуренции, что недопустимо с точки зрения цивилизованного рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность действующей системы налогообложения, кредитования и т.п., не позволяющей предпринимателям спокойно работать в заданных условиях.

     Среди существенных недостатков действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:

     Отсутствие  сбалансированности и достаточной  прозрачности в расходовании бюджетных  ресурсов (в частности, средств, направляемых на «военные» расходы, на кредитование зарубежных государств и др. Соответствующие приложения к федеральному бюджету остаются засекреченными);

     Нерешенность  двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения – с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, – с другой стороны; это обстоятельство создает в стране ущербную экономическую среду, в которой невозможен реальный экономический рост и улучшение качества жизни населения.

     Следовательно, все названные проблемы еще требуют своего осмысления и соответствующего решения в рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 687с.
  2. Бабич А.М. Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. М.: ЮНИТИ, ДАНА, 2000, 687 с.
  3. Балобанов А. Финансы. Краткий курс. С.Пб., 2002.
  4. Боголепов М.И. Советская финансовая система. – М.: Госфиниздат, 1945.
  5. Брайчева Т.В. Государственные финансы. СПб: Питер, 2001. – 288 с.
  6. Ирвин Д. Финансовый контроль. – М., 1998.
  7. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. – М., 2001.
  8. Ковалев В.В. Управление финансами. Учебное пособие - М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.
  9. Лушин С.И. Финансы: Учебник. – М., 2000.
  10. Лушин С. Слепов В. Финансы: Учебник. – М.: Экономистъ, 2003,682 с.
  11. Мацкуляк И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник, - М. РАГС изд-во, 2003, 680 с.
  12. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004, 543 с.
  13. Поляк Г. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Юнити – Дана, 2004, 303 с.
  14. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учеб. пособие. – М.: Менеджер, 1998. – 168 с.
  15. Федулова С.Ф. Финансы: Учебное пособие. – Ижевск, 2003.
  16. Финансовая политика России: Учебное пособие/ под ред. Р.А. Набиева; Г.А. Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 336 с.
  17. Финансы/ Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. Учебник М.: Финансы и статистика. 2004, 524 с.
  18. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник/Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. 496 с.
  19. Финансы. Кредит. Денежное обращение./Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Инфра – М, 1998.
  20. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт – М, 2001. – 543 с.
  21. Финансы: Учебник/ Под ред. Проф. А.М.  Ковалевой – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001, 384 с.
  22. Финансы/ В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под. ред. Родионовой В.М. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 432 с.

Информация о работе Финансовая система и управление ею