Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 10:43, курсовая работа
Основными целями финансовой политики являются:
- повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее, очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;
- оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля;
- достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.
Введение………………………………………………………………….…....3-4
1.Современная финансовая система Российской Федерации
1.1. Понятие финансовой системы, ее звенья и элементы…………………5-7
1.2. Дискуссионные вопросы состава финансовой системы………………8-11
1.3. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации……………………………………………………………………..12-21
2. Управление финансовой системой
2.1. Сущность и методы управления финансами………….……….………...22-28
2.2 Задачи и функции органов управления финансами……………………...29-34
2.3. Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе……35-38
Заключение………………………………………………………………….......39-40
Список литературы………..…………………………………………………….41
Финансовая система РФ |
Рис.1
Финансовая система
Российской Федерации
В экономической литературе рассматриваются и другие мнения по поводу звеньев и элементов, входящих в финансовую систему.
Спорным
считается отнесение звена «
Специфичными, спорными среди других групп финансовых отношений являются страховые отношения. Приводя доводы о необходимости выделения в таком случае фондов, соответствующих отраслям страхования, например «Фонды страхования ответственности», «Фонды страхования предпринимательских рисков», «Фонды социального страхования». Страховые организации, действующие в России, занимаются многими видами страховой деятельности и действуют на коммерческой основе, покрывая свои расходы за счёт получаемых доходов. Они вступают в финансовые взаимоотношения с другими предприятиями, организациями и учреждениями. Эти взаимоотношения реализуются через такое звено финансовой системы как «Финансы хозяйствующих субъектов».
Интересным представляется взгляд на финансовую систему профессора П.С. Никольского. По его мнению, финансовая система состоит из трёх составных частей, из которых только одна представляет собой некоторые из звеньев, рассмотренных выше. Вторая часть включает совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, присущих сферам и звеньям финансовых отношений. Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют материальный объект. Третья часть представляет собой финансовый аппарат, выступающий управляющим субъектом этого материального объекта.
Такой
подход к составу финансовой системы,
безусловно, является оригинальным, но,
на наш взгляд, его нельзя признать
правомерным. В первой части финансовой
системы профессор Никольский П.С.
выделяет общегосударственные финансы,
в первую очередь, государственный бюджет
и финансы отраслей народного хозяйства.
Вторая часть, по его мнению, состоит из
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств. Однако вряд
ли можно не согласиться с тем, что бюджет
также является централизованным фондом
денежных средств государства. Поэтому
получается, что он входит в обе части
финансовой системы. То же можно сказать,
и о других централизованных фондах. Кроме
того, централизованного и децентрализованные
фонды денежных средств представляют
собой материально – вещественное воплощение
финансов и неправомерно разделят финансы
и фонды денежных средств по отдельным
звеньям финансовой системы.
1.3.
Характеристика сфер
и звеньев финансовой
системы Российской
Федерации
На финансовую систему оказывает серьезное влияние тип государства: унитарное — единое и федеративное — союзное.
Унитарному
государству свойственна
Для
федеративного государства
Финансовая система РФ, как любого федеративного государства, также имеет три уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы находится в распоряжении государства и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют децентрализованные финансы.
В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990 гг. концентрировались 52—50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходились 48—50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местных бюджетах.
Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев. В РФ это федеральный бюджет (в табл. №1,2,3,4 представлены данные о доходах и расходах федерального бюджета за 2006 и 2007г.), региональные бюджеты и местные бюджеты (около 29 тыс., в том числе районные, городские, поселковые, сельские). В таблицах № 5,6 представлены доходы и расходы г. Ижевска за 2006 г. 2
Таб. № 1 Доход федерального бюджета за 2006 г..
№п/п | Статьи дохода | Сумма (тыс. руб.) | Удельный вес |
Доходы | 5046058500 | ||
1 | Налоги на прибыль | 344838100 | 6,83 |
2 | Налоги и взносы на социальные службы | 302090200 | 6 |
3 | Налоги на товары реализуемые на территории Р.Ф. | 12122475500 | 2,4 |
В т.ч. – НДС | 1123721400 | 22,3 | |
4 | Налоги на товары ввозимые на территории Р.Ф. | 532282600 | 10,6 |
В Т.Ч. –НДС | 510621200 | 10,1 | |
5 | Налоги, сборы и регулярные платежи за пользования природными ресурсами | 753309000 | 15 |
6 | Государственная пошлина | 23058500 | 0,5 |
7 | Доходы от внешнеэкономической деятельности | 1662922600 | 33 |
8 | Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 85769000 | 1,7 |
9 | Платежи при пользовании природными ресурсами | 29544360 | 0,6 |
10 | Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 89837800 | 1,8 |
11 | Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 1328300 | 0,03 |
12 | Административные платежи и сборы | 35376000 | 0,07 |
13 | Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 2049500 | 0,04 |
14 | Прочие неналоговые доходы | 3243500 | 0,6 |
|
Целевые отчисления от всероссийских лотерей | 79000 | 0,002 |
Всего доходов | 5046137500 | 100 |
Табл.2 Расход федерального
бюджета 2006 г.
№ п/п | Статьи расходов | Сумма (тыс. руб.) | Удельный вес |
Всего расходов | 4270114718,3 | 100 | |
1 | Общегосударственные вопросы | 638885612,4 | 15 |
2 | Национальная оборона | 666026632,1 | 15,6 |
3 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 541634563,3 | 12,7 |
4 | Национальная экономика | 339333969,1 | 8 |
5 | ЖКХ | 38883157,1 | 0,9 |
6 | Охрана окружающей среды | 6334260,7 | 0,15 |
7 | Образование | 201588660,6 | 4,7 |
8 | Культура, кинематограф, СМИ | 51248093,1 | 1,2 |
9 | Здравоохранение, спорт | 149098675,3 | 3,5 |
10 | Социальная политика | 205253269,6 | 4,8 |
11 | Межбюджетные трансферты | 1431827825 | 33,53 |
Федеральный бюджет 2006 г. Утвержден с профицитом в сумме 776022782 тыс. руб. В доходной части Федерального бюджета преобладают налоговые доходы 60,73%. В структуре налоговых доходов наиболее удельный вес занимают налоги на товары, реализуемые на территории Р.Ф. 22,3%. Неналоговые доходы составляют 39,27%., среди них наиболее удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности 33%.
В
расходной части Федерального бюджета
наиболее удельный вес занимают межбюджетные
трансферты 33,53%, национальная оборона
15,6 и общегосударственные вопросы
15%
Табл.3
Доход Федерального бюджета за 2007
г.
8№п/п | Статьи дохода | Сумма (тыс. руб.) | Удельный вес |
Доходы | 6964835200 | ||
1 | Налоги на прибыль | 580408800 | 8,33 |
2 | Налоги и взносы на социальные службы | 368773900 | 5,3 |
3 | Налоги на товары реализуемые на территории Р.Ф. | 1485042900 | 21,32 |
В т.ч. – НДС | 137729900 | 19,79 | |
Акцизы по подакцизным товарам и продукции, производимой на территории Р.Ф. | 106313000 | 1,53 | |
4 | Налоги на товары ввозимые на территории Р.Ф. | 713432800 | 10,24 |
В т.ч. – НДС | 693062400 | 9,95 | |
Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимой на территории Р.Ф. | 20370400 | 0,29 | |
5 | Налоги, сборы и регулярные платежи за пользования природными ресурсами | 1068990200 | 15,34 |
6 | Государственная пошлина | 26314400 | 0,37 |
7 | Доходы от внешнеэкономической деятельности | 2455079800 | 35,25 |
8 | Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 99780600 | 1,43 |
9 | Платежи при пользовании природными ресурсами | 37373200 | 0,54 |
10 | Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 118694600 | 1,7 |
11 | Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 2231300 | 0,03 |
12 | Административные платежи и сборы | 3782200 | 0,05 |
13 | Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 2172100 | 0,05 |
14 | Прочие неналоговые доходы | 2758400 | 0,04 |