Финансовая система и управление ею

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Основными целями финансовой политики являются:

- повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее, очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;

- оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля;

- достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…....3-4


1.Современная финансовая система Российской Федерации


1.1. Понятие финансовой системы, ее звенья и элементы…………………5-7


1.2. Дискуссионные вопросы состава финансовой системы………………8-11


1.3. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации……………………………………………………………………..12-21


2. Управление финансовой системой


2.1. Сущность и методы управления финансами………….……….………...22-28


2.2 Задачи и функции органов управления финансами……………………...29-34


2.3. Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе……35-38


Заключение………………………………………………………………….......39-40


Список литературы………..…………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

     Президент РФ подписывает и обнародует федеральные  законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.

     Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает  федеральные законы, в том числе  федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

     Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.

     Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме  отчет об исполнении бюджета.

     Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

     Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического  управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина  и других соответствующих федеральных  ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

     Операции  с государственным внешним долгом регламентируются федеральным законом  и другими нормативно-правовыми  актами.

     Право на осуществление государственных  внешних заимствований находится в компетенции Правительства РФ. К примеру, Минфин разрабатывает проекты программ внешних заимствований и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти организует работу по привлечению в экономику иностранных кредитных ресурсов.

     Предельный  размер государственных внешних  заимствований ежегодно устанавливается  в законе о федеральном бюджете.

     Министерство  финансов проводит в своей компетенции  комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

     В составе Министерства финансов на основании Указа президента РФ "О Федеральном казначействе", Постановления Правительства РФ "О Федеральном казначействе Российской Федерации", утвердившим Положение о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему.

     Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:

     1. Главное управление федерального  казначейства (ГУФК).

     2. Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе  РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и С.-Петербургу.

     3. Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и  районам в городах, кроме городов  районного подчинения.

     Основными задачами органов Федерального Казначейства являются:

     -организация,  осуществление и контроль исполнение бюджета РФ;

     -управление  доходами и расходами бюджета  на счетах Федерального казначейства  в банках, исходя из принципа  единства кассы;

     - финансовое исполнение государственных  внебюджетных фондов;

     - краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

     - управление совместно с Банком  России государственным внутренним  и внешним долгом и его обслуживание;

     - предоставление законодательным  и исполнительным органам отчетности  финансовых операциях правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

     Счетная палата является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным  Собранием Российской Федерации  и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:

     - организация и осуществление  контроля за своевременным использованием  доходных и расходных статей  государственного бюджета, бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  по объему и целевому назначению;

     - определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования средств федеральной собственности;

     - финансовая экспертиза проектов  федеральных законов, нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     - регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

     Налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.

     Задачи  контроля со стороны налоговых органов:

     Выявление суммы сокрытого от налогообложения  дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.

     Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.

     Налоговые органы обязаны вести в установленном  порядке учет налогоплательщиков, проводить  разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов пеней.

     Территориальные государственные налоговые инспекции (ТГНИ) осуществляют непосредственную работу с налогоплательщиками. Проводят камеральные проверки (на основании отчетных данных предприятий и поступивших отчетов по налогам), документальные (с выходом на предприятие, не реже одного раза в год), комплексные - проверяются все стороны деятельности предприятия), тематические.

     Методы  проведения проверок: сплошной, выборочный, формальный, арифметический, встречные  проверки.

     Федеральные органы налоговой полиции выполняют  свои функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений  законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции возложенные на них законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции".

     Органы  налоговой полиции полномочны:

     производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов;

     по  запросам налоговых органов участвовать  в налоговых проверках;

     осуществлять  иные полномочия, предусмотренные законом "О федеральных органах налоговой полиции"

     Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Таможенного комитета относятся:

     1. проведение налоговых проверок  по налогам, взимаемым таможенными органами;

     2. проверка документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов,  взимаемых налоговыми органами;

     3. приостановление операций налогоплательщиков  по счетам в банках при неисполнении  или ненадлежащем исполнении  ими таможенного законодательства;

     4. взимание недоимок по налогам,  а также сумм штрафов, предусмотренным  налоговым законодательством.

     На  уровне хозяйствующего субъекта организационная  структура управления финансами  определяется его высшим руководством и зависит, прежде всего, от размеров предприятия и видов его деятельности.Крупные компании соответственно имеют хорошо структурированный многочисленный штат финансового управления. Как правило, главный менеджер по финансам в этих компаниях является и вице-президентом. Главный финансовый менеджер определяет важнейшие вопросы развития компании, ценообразованием, в связанные с капитальными вложениями, политикой выплаты заработной платы, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политики финансирования и др. В небольших предприятиях функции финансового менеджера выполняет главный бухгалтер, которого иногда называют финансовым директором. Функции и задачи финансового менеджера многообразны. Главной его задачей является поиск и нахождение путей эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением платежеспособности мероприятия, в краткосрочном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно свободных денежных средств.

2.3. Стратегия и тактика  финансовой политики  на современном  этапе

 

     Каждый  уровень финансовой системы обладает определенной самостоятельностью, принимает и осуществляет свои решения. Вместе с тем важно, чтобы эти решения были в известной мере упорядочены, согласованны друг с другом, преследовали бы какую-то общую для всей страны цель. Это достигается проведением определенной финансовой политики, за выработку и реализацию которой несет ответственность прежде всего федеральный центр.

     Финансовая  стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу  и предусматривающий решение  крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

     Финансовая  тактика направлена на решение задач  конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

     Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

     На  протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

     Анализ  основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии финансовой политики России в XXI в.:

1.  Обеспечение  единства целей и инструментов  финансовой политики и целей  развития экономики, совершенствования  политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня.

2.  Повышение  эффективности финансового регулирования  не только будет иметь внешнюю  направленность на другие сферы  экономики (рынок труда, внешняя  торговля и т.д.), но и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами.

Информация о работе Финансовая система и управление ею