Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 10:43, курсовая работа
Основными целями финансовой политики являются:
- повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее, очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;
- оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля;
- достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.
Введение………………………………………………………………….…....3-4
1.Современная финансовая система Российской Федерации
1.1. Понятие финансовой системы, ее звенья и элементы…………………5-7
1.2. Дискуссионные вопросы состава финансовой системы………………8-11
1.3. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации……………………………………………………………………..12-21
2. Управление финансовой системой
2.1. Сущность и методы управления финансами………….……….………...22-28
2.2 Задачи и функции органов управления финансами……………………...29-34
2.3. Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе……35-38
Заключение………………………………………………………………….......39-40
Список литературы………..…………………………………………………….41
Табл.4
Расход Федерального бюджета 2007 г.
№ п/п | Статьи расходов | Сумма (тыс. руб.) | Удельный вес |
Всего расходов | 5463479900 | ||
1 | Общегосударственные вопросы | 808196478,2 | 14,79 |
2 | Национальная оборона | 822095929,6 | 15 |
3 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 662867227,2 | 12,13 |
4 | Национальная экономика | 497229532,4 | 9,10 |
5 | ЖКХ | 53024456,1 | 0,97 |
6 | Охрана окружающей среды | 8096534,3 | 0,15 |
7 | Образование | 277939330,1 | 5,08 |
8 | Культура, кинематограф, СМИ | 67804673,0 | 1,24 |
9 | Здравоохранение, спорт | 206373527,5 | 3,78 |
10 | Социальная политика | 215565757,4 | 3,95 |
11 | Межбюджетные трансферты | 1844346454,2 | 33,75 |
Федеральный бюджет 2007 г. Утвержден с профицитом в сумме 1501355300 тыс. руб. В доходной части Федерального бюджета преобладают налоговые доходы 60,53% (0,20% меньше чем в 2006г). В структуре налоговых доходов наиболее удельный вес занимают налоги на товары, реализуемые на территории Р.Ф. 21,32%(0,98% больше чем в 2006г.). Неналоговые доходы составляют 39,47%, среди них наиболее удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности 35,25% (на 2,25%и больше чем в 2006 г.)
В
расходной части Федерального бюджета
наиболее удельный вес занимают межбюджетные
трансферты 33,75 (на 0,22% больше чем в 2007
г.)%, национальная оборона15 (на 0,6% больше
чем в 2006г.) и общегосударственные вопросы
14,79% (на 0,21% больше чем в 2006г.)
Табл.5
№ Доход бюджета г. Ижевска 2006г.
№ п/п | Статья Дохода | Сумма | Уд, вес |
1 | Налоговые доходы | 2114782 | 43,86 |
2 | Налог на прибыль | 1217143 | 25,25 |
3 | Налог на совокупный доход | 229028 | 4,75 |
4 | Налог на имущество | 578239 | 11,98 |
5 | Неналоговые доходы | 1082120 | 22,45 |
6 | Безвозмездные перечисления | 1623349 | 33,68 |
Всего доходов | 4820134 |
Таб.
№ 6 Расход бюджета г. Ижевска 2006г.
№ п/п | Статья расходов | Сумма | Уд, вес |
1 | Общегосударственные вопросы | 372012 | 7,46 |
2 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 34685 | 0,7 |
3 | ЖКХ | 634503 | 12,73 |
4 | Образование | 22193038 | 44 |
5 | Здравоохранение и физическая культура | 22193038 | 24,87 |
Всего расходов | 1239516 |
Бюджет 2006г. утвержден с дефицитом в сумме 163497 тыс. руб. В доходной части бюджета г. Ижевска преобладают налоговые доходы 43,86 %. Неналоговые доходы составляют 22,45%. В расходной части бюджет г. Ижевска наиболее удельный вес занимают образщование44%.3
Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.
За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.
Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.
Специальные внебюджетные фонды начали функционировать с 1 января 1992г. В начале 90-х годов насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Начиная с 1999г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда.
Эти
фонды имеют строго целевое назначение:
они предназначены для
Среди внебюджетных социальных фондов важнейший — Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.
Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты — местными органами самоуправления.
Децентрализованные финансы составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий (организаций) и финансы домашнего хозяйства.
Финансы предприятий как звено финансовой системы участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны — национального дохода. От состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое положение страны и, следовательно, высокие темпы развития отраслей национального хозяйства.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться из собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.
Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.
Финансы
домашнего хозяйства — это
звено финансовой системы. Финансовые
отношения населения имеют
Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь централизованные фонды — бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационными отчислениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс.
По ориентировочным данным сводного финансового баланса, в настоящее время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долю децентрализованных финансовых ресурсов — около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положение должно измениться в пользу децентрализованной сферы.
Финансовая система развитых зарубежных стран в основном ограничивается бюджетной системой с внебюджетными специальными фондами. В унитарных государствах (Великобритании, Франции, Японии) она включает государственный и местные бюджеты, а также внебюджетные специальные фонды, а в федеративных государствах (США, Германии, Швейцарии) помимо этих звеньев функционируют бюджеты субъектов федерации.
Все бюджеты изолированы друг от друга, нижестоящие бюджеты не включаются своими доходами и расходами в вышестоящие. Ведущую роль играет федеральный бюджет, утверждаемый как закон, формируемый главным образом за счет налоговых поступлений и используемый на общенациональные цели. Местные бюджеты, связанные с федеральным бюджетом, обеспечивают главным образом социально-экономические цели.
Среди
внебюджетных фондов решающее значение
имеет фонд национального страхования,
предназначенный для оказания социальной
поддержки населению. В большинстве стран
они автономны.
2.
Управление финансовой
системой
2.1 Сущность и методы управления финансами
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций. В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.