Финансовая система и управление ею

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Основными целями финансовой политики являются:

- повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее, очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;

- оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля;

- достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…....3-4


1.Современная финансовая система Российской Федерации


1.1. Понятие финансовой системы, ее звенья и элементы…………………5-7


1.2. Дискуссионные вопросы состава финансовой системы………………8-11


1.3. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации……………………………………………………………………..12-21


2. Управление финансовой системой


2.1. Сущность и методы управления финансами………….……….………...22-28


2.2 Задачи и функции органов управления финансами……………………...29-34


2.3. Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе……35-38


Заключение………………………………………………………………….......39-40


Список литературы………..…………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать)
 
 

     Табл.4 Расход Федерального бюджета 2007 г. 

№ п/п Статьи расходов Сумма (тыс. руб.) Удельный вес
  Всего расходов 5463479900  
1 Общегосударственные вопросы 808196478,2 14,79
2 Национальная  оборона 822095929,6 15
3 Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 662867227,2 12,13
4 Национальная экономика 497229532,4 9,10
5 ЖКХ 53024456,1 0,97
6 Охрана окружающей среды 8096534,3 0,15
7 Образование 277939330,1 5,08
8 Культура, кинематограф, СМИ 67804673,0 1,24
9 Здравоохранение, спорт 206373527,5 3,78
10 Социальная  политика 215565757,4 3,95
11 Межбюджетные  трансферты 1844346454,2 33,75
 
 

     Федеральный бюджет 2007 г. Утвержден  с профицитом в сумме 1501355300 тыс. руб. В доходной части Федерального бюджета преобладают налоговые доходы 60,53% (0,20% меньше чем в 2006г). В структуре налоговых доходов наиболее удельный вес занимают налоги на товары, реализуемые на территории Р.Ф. 21,32%(0,98% больше чем в 2006г.). Неналоговые доходы составляют 39,47%, среди них наиболее удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности 35,25% (на 2,25%и больше чем в 2006 г.)

     В расходной части Федерального бюджета  наиболее удельный вес занимают межбюджетные трансферты 33,75 (на 0,22% больше чем в 2007 г.)%, национальная оборона15 (на 0,6% больше чем в 2006г.) и общегосударственные вопросы 14,79% (на 0,21% больше чем в 2006г.) 
 
 

     Табл.5  № Доход бюджета г. Ижевска 2006г. 

№ п/п  Статья Дохода Сумма Уд, вес
1 Налоговые доходы 2114782 43,86
2 Налог на прибыль 1217143 25,25
3 Налог на совокупный доход 229028 4,75
4 Налог на имущество 578239 11,98
5 Неналоговые доходы 1082120 22,45
6 Безвозмездные перечисления 1623349 33,68
  Всего доходов 4820134  
 
 

     Таб. № 6 Расход бюджета г. Ижевска 2006г. 

№ п/п  Статья расходов Сумма Уд, вес
1 Общегосударственные вопросы 372012 7,46
2  Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 34685 0,7
3 ЖКХ 634503 12,73
4 Образование 22193038 44
5 Здравоохранение и физическая культура 22193038 24,87
  Всего расходов 1239516  
 

     Бюджет 2006г. утвержден  с дефицитом в  сумме 163497 тыс. руб. В доходной части  бюджета г. Ижевска преобладают налоговые доходы  43,86 %. Неналоговые доходы составляют 22,45%. В расходной части бюджет г. Ижевска наиболее удельный вес занимают образщование44%.3

     Каждый  бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

     За  счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

     Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

     Специальные внебюджетные фонды начали функционировать  с 1 января 1992г. В начале 90-х годов насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Начиная с 1999г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда.

     Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

     Среди внебюджетных социальных фондов важнейший  — Пенсионный фонд. Он формируется  за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета  и ресурсов, полученных от собственных  инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.

     Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.

     Бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными  органами субъектов Федерации, а  местные бюджеты — местными органами самоуправления.

     Децентрализованные финансы составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий (организаций) и финансы домашнего хозяйства.

     Финансы предприятий как звено финансовой системы участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны — национального дохода. От состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое положение страны и, следовательно, высокие темпы развития отраслей национального хозяйства.

     В условиях рыночных отношений предприятия  осуществляют свою деятельность на началах  коммерческого расчета, при котором  расходы предприятия должны покрываться  из собственных доходов. Главным  источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

     Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку  от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют  производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.

     Финансовые  ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

     Финансы домашнего хозяйства — это  звено финансовой системы. Финансовые отношения населения имеют исключительно  важное значение в регулировании  платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.

     Финансовая  система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь централизованные фонды — бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационными отчислениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс.

     По  ориентировочным данным сводного финансового  баланса, в настоящее время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долю децентрализованных финансовых ресурсов — около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положение должно измениться в пользу децентрализованной сферы.

     Финансовая  система развитых зарубежных стран  в основном ограничивается бюджетной  системой с внебюджетными специальными фондами. В унитарных государствах (Великобритании, Франции, Японии) она включает государственный и местные бюджеты, а также внебюджетные специальные фонды, а в федеративных государствах (США, Германии, Швейцарии) помимо этих звеньев функционируют бюджеты субъектов федерации.

     Все бюджеты изолированы друг от друга, нижестоящие бюджеты не включаются своими доходами и расходами в  вышестоящие. Ведущую роль играет федеральный  бюджет, утверждаемый как закон, формируемый  главным образом за счет налоговых  поступлений и используемый на общенациональные цели. Местные бюджеты, связанные с федеральным бюджетом, обеспечивают главным образом социально-экономические цели.

     Среди внебюджетных фондов решающее значение имеет фонд национального страхования, предназначенный для оказания социальной поддержки населению. В большинстве стран они автономны. 
2. Управление финансовой системой

     2.1 Сущность и методы  управления финансами

     Управление  присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под  управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

     Важной  областью управленческой деятельности является управление финансами. Его  осуществляет специальный аппарат  с помощью особых приемов и  методов, в том числе разнообразных  стимулов и санкций. В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

Информация о работе Финансовая система и управление ею