Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:55, курсовая работа
Цель первой части курсового проекта – разработать предложения по улучшению деятельности предприятия. Цель второй части курсового проекта – предложения предприятию работы в программе Excel. Для достижения указанной цели в процессе выполнения курсового проекта должен быть решен ряд задач:
-исследовать организационно – экономическую характеристику ОАО «Пищекомбинат Воткинский»
-проанализировать деятельность ОАО «Пищекомбинат Воткинский» и разработать предложения по улучшению его работы;
-предложить в программе Excel более удобную и легкую форму для заполнения и введения документов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………5
1.1 История создания и развития ОАО «Пищекомбинат
Воткинский», цели и виды деятельности………………………………...5
1.2 Структура управления…………………………………………………7
1.3. Ресурсы предприятия (оценка состояния и
эффективности использования)…………………………………………...9
1.3.1. Основные фонды……………………………………………...9
1.3.2. Оборотные средства…………………………………………13
1.3.3 Персонал………………………………………………………16
1.4. Организация и оплата труда…………………………………………19
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ…………….21
2.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса…..21
2.2 Анализ финансовых коэффициентов отчетности…………………..26
2.2.1 Анализ коэффициентов деловой активности………………26
2.2.2. Анализ коэффициентов финансовой устойчивости………28
2.2.3. Анализ ликвидности и платежеспособности организации.29
2.3. Предложения по улучшению работы предприятия………………..30
3. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………………………32
3.1 Общее положение……………………………………………………32
3.2 Необходимость использования вычислительной техники………..33
3.3 Автоматизация управления затратамина ОАО «Пищекомбинат Воткинский»……………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….46
- управление закупками, сбытом, заказами потребителей и поставками;
- управление кадрами, основными фондами, складами;
- расчеты с покупателями и поставщиками и др.
Автоматизация решения этих задач является типовыми функциями АСУ предприятия. В настоящее время после перехода экономики к рыночным отношениям повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния, наличия и использования денежных средств.
Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам.
3.2 Необходимость использования вычислительной техники
В наше время для выполнения финансовых вычислений широко используются персональные компьютеры, оснащенные специальным программным обеспечением. Наиболее широкое распространение в этой области получили так называемые электронные таблицы. С каждым годом резко сокращается число предприятий и организаций, не имеющих компьютерной базы.
Современные руководители, менеджеры и экономисты уже не представляют, как можно выполнять работу, не имея в своем распоряжении пакет офисных программ, электронной почты и Интернета. И это не случайно. Ведь в условиях конкуренции только эффективное ведение бизнеса позволяет выжить на рынке и добиться успеха.
В начале 2010 года руководство предприятия решило модернизировать информационную систему управления предприятием. Действующая информационная система состояла из программ как собственной разработки, ориентированных для решения локальных производственных задач, так и специализированных программных продуктов «1С:Предприятие 7.7». Требовалась новая информационная система, которая бы обеспечила ведение производственного, бухгалтерского и налогового учета в едином информационном пространстве, и позволяла бы оперативно получать сведения о текущем положении дел в каждой части производственного цикла. При этом система должна была учитывать специфику производства кондитерских изделий.
Изучив представленные предложения, я со специалистом предприятия остановили свой выбор на разработке и внедрении системы «1С: Управление производственным предприятием 8».
В предлагаемом материале рассматривается решение одной из ключевых задач завершенного проекта - автоматизации управления затратами предприятия.
3.3 Автоматизация управления затратами
Рассмотрим главные особенности управления себестоимостью готовой продукции на ОАО «Пищекомбинат Воткинский»:
короткий цикл производства (время от загрузки сырья до отгрузки готовой продукции составляет не более 2-3 суток);
при существующем технологическом процессе, где есть и многосменная работа, и большое количество вложенных полуфабрикатов, часть из которых изготавливается в соседних цехах, сложно организовать детальный учет затрат.;
сдельная заработная плата работников, которая должна быть включена в себестоимость изготавливаемой продукции;
повышенные требования к оперативности отгрузок: на предприятии распространенной является отгрузка готовой продукции потребителям напрямую из цеха.
Еще одна задача- это необходимость четко определить перечень затрат, требующих повышенной прозрачности и управляемости. Для этого все затраты предприятия были классифицированы по характеру и видам затрат - см рис. 1.
Затраты
Рис.1. Классификация затрат
Но далеко не все затраты можно оптимизировать вне зависимости от функциональности внедренного программного обеспечения - это экономические реалии, в которых существует любое производственное предприятие. Например, амортизационные расходы высчитываются, как правило, линейным способом и явных рычагов для управления ими (их снижения) в программном продукте не реализовано. Программа лишь может дать статистику о доле таких затрат в составе общей себестоимости продукта. Также предприятие не может полностью управлять материальными затратами, поскольку цены на сырье и его доставку определяются поставщиками. Учитывая все эти факты особенно важно своевременно оценивать затраты и управлять теми издержками, на которые предприятие способно влиять.
Не стоит забывать, что суммарную оценку большинства затрат и точную рентабельность продаж можно рассчитать только по окончанию календарного месяца, поэтому при кратком производственном цикле необходимы инструменты для контроля издержек в течение всего месяца чтобы вовремя выявлять и корректировать негативные тенденции.
Подведем итоги. При автоматизации производственного учета необходимо:
Учитывая все перечисленные особенности ОАО «Пищекомбинат Воткинский», сформулированы задачи автоматизации:
оперативный учет и контроль производственных процессов (управление технологией производства);
прозрачный и управляемый расчет себестоимости продукции для корректного анализа рентабельности продаж.
Еще перед реализацией задачи по разработке подсистемы оперативного учета производства была определена главная задача данного блока - контроль технологии производства. Главными пользователями данной подсистемы являются мастера смены, работники лаборатории и технологи предприятия.
Основной сложностью для решения задачи по автоматизации оперативного учета производства является то, что в рамках рассматриваемого блока решаются не только задачи оперативного учета ТМЦ (сырья, полуфабрикатов и продукции), но и фиксируются данные для корректного отнесения прямых затрат на себестоимость выпускаемой продукции.
Для решения поставленных задач были разработаны специальные документы:
Отчет мастера смены;
Отчет о составе смены.
В документе Отчет мастера смены мастер каждой смены ежедневно фиксирует следующую информацию (см. рис. 2):
данные о выпущенной готовой продукции и полуфабрикатах, которые сразу регистрируются в информационной системе и позволяют проводить перемещение полуфабрикатов, их инвентаризацию или фиксируют сдачу продукции на склад;
данные о расходе сырья за смену (для информативности в программе автоматически определяется норма расхода материалов для производства готовой продукции, а мастер проводит ежесменную инвентаризацию и указывает их фактическое потребление);
данные об отбраковке продукции (количество выпущенного и сработанного брака);
данные об «отложенном» выпуске (ситуации, когда одна смена начала изготовление продукции, но ее точное количество стало известно лишь в следующую смену).
Рис. 2. Отчет мастера смены
В документе Отчет о составе смены мастер фиксирует состав бригад, часы, выработку и перечень выполненных технологических операций, что позволяет оперативно ежедневно рассчитывать сдельную оплату труда производственных рабочих.
Каждую ночь данные из документов Отчет мастера смены и Отчет о составе смены автоматически выгружаются в типовые документы Отчет производства за смену, Требование-накладная и Оприходование материалов из производства с отражением операций в бухгалтерском и налоговом учете и с фиксацией распределения прямых затрат в себестоимости выпущенной продукции и полуфабрикатов.
В результате мастера смен, технологи и руководство предприятия получают:
оперативный контроль над фактическим расходом сырья и вспомогательных материалов;
автоматизированные средства анализа расхода ТМЦ по каждой смене по плану и по факту;
оперативный контроль исполнения планов производства;
оперативный учет перемещений готовой продукции и полуфабрикатов (что в разы снижает трудоемкость и повышает точность ежемесячных инвентаризаций).
Автоматизация расчета себестоимости
Одним из ключевых элементов, определяющим прибыльность предприятия, является рентабельность осуществляемых продаж. Именно поэтому в ходе выполнения проекта задача корректного распределения затрат на выпуск продукции рассматривалась как одна из важнейших.
Требования к системе в области учета затрат и расчета себестоимости были следующими:
все прямые затраты, связанные с производством продукции, должны быть корректно отнесены в себестоимость этой продукции. Для повышения точности расчета необходимо осуществлять распределение по данным о расходе сырья каждой смены;
распределение общепроизводственных расходов на выпуск продукции должно сопрягаться с экономической логикой и учитывать особенности и технологию производства продукции.
для ABC анализа производственных затрат необходимо выполнять т. н. разузловку - детализацию всех полуфабрикатов до первичных затрат (сырьевые компоненты, заработная плата, накладные расходы) по каждому переделу.
Для реализации поставленных задач были разработаны следующие инструменты (см. рис. 3):
в подсистему оперативного учета производством были внедрены механизмы для автоматической выгрузки и распределения затрат по ТМЦ и заработной плате пропорционально их нормативной составляющей в себестоимости продукции;
для ряда общепроизводственных затрат были осуществлены дополнительные настройки, позволяющие включать их в себестоимость только той продукции, с которой они связаны (например, пар котельной используется для подогрева шоколада, поэтому затраты котельной включаются в себестоимость только той продукции, которая глазируется шоколадом);
были разработаны отчеты, разгруппировывающие выпущенную продукцию до первичных затрат (включая накладные расходы);
была разработана отчетность, позволяющая сравнивать плановые калькуляции на изделия с их фактическим исполнением;
была проведена оптимизация системы для того, чтобы существующая повышенная детализация затрат и их распределение на выпуск не влияли на производительность системы в области расчета себестоимости.
Калькуляция печенья (1000 кг)
2010г.
В результате реализации проекта мы получили:
повышенную точность расчета себестоимости изделий с минимумом примененных допущений;
экономически обоснованные отчеты по рентабельности производства с расшифровкой по первичным элементам затрат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполняемой нами работы был проведен анализ финансового состояния предприятия розничной торговли ОАО «Пищекомбинат Воткинский» который заключался в анализе активов и пассивов бухгалтерского баланса организации и коэффициентов финансовой устойчивости, деловой активности и платежеспособности. Были отмечены некоторые важные моменты анализа.
Проведен анализ основных фондов по которому можно сказать, что в течение рассматриваемого периода времени наблюдаются движение ОПФ в сторону прироста на 15,3%. Но при этом степень изношенности ОПФ довольно велика – 56 %.
Коэффициент интенсивности обновления основных средств в 2009 году уменьшается, его значение остается ниже нормы (при норме больше 1).
Состояние основных средств в 2009 году не соответствует достаточной степени годности (ее норма 0,8 и более). В 2010 году значение коэффициента годности уменьшается, но незначительно (менее 0,5 – критическое значение). Доля основных фондов, срок полезного использования которых истек в силу физического или морального износа, в течение анализируемого периода увеличивается. А увеличение степени изношенности основных фондов свидетельствует о невыполнении плана ремонтов основных средств либо невыполнении плана технического развития, что может отрицательно отразиться на плановых показателях объема продаж.
Фондоотдача и фондоемкость относятся к числу обобщающих показателей эффективности использования основных фондов. В 2010 году наблюдается увеличение фондоотдачи в сравнении с прошлым годом, т.е. увеличивается объем реализованной продукции на 1 руб. основных производственных фондов. Это говорит о том, что уровень использования действующих фондов повысился.
Что касается фондоемкости, то значение показателя уменьшается, а вместе с ним уменьшается потребность организации в основных фондах.
Также была проанализирована оборотные средства. Анализ оборачиваемости оборотных средств организации показал, что за период с 2009 по 2010 год происходит ее замедление. Это обстоятельство подтверждается снижением количества оборотов (с 3,63 до 3,5) в рассматриваемом периоде, соответственно увеличением продолжительности одного оборота в днях, т.е. увеличивается срок возврата (на 4 дня) предприятию его оборотных средств в виде выручки от реализации. Кроме того, изменение коэффициента загрузки средств в обороте говорит об увеличении оборотных средств, авансируемых на 1 руб. выручки от реализации. Показатель отдачи оборотных средств в 2010 году в сравнении с прошлым годом увеличился с 0,22 до 0,24.