Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:20, курсовая работа
По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы проанализировать методику объема производства и реализации продукции.
Цель, поставленная перед нами – это изучить анализ динамики производства и реализации продукции, а также факторы увеличения объема производства.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Методика анализа объёма производства и реализации
Продукции…………………………………………………………………………4
1.1. Экономическое содержание и значение анализа объема
производства и реализации продукции………………………………………….4
1.2. Анализ динамики производства и реализации продукции………………..7
1.3. Методика анализа ассортимента и структуры продукции………………...9
1.4. Методика анализа качества произведенной продукции………………….12
1.5. Методика анализа ритмичности работы предприятия……………………15
ГЛАВА II. Факторы и резервы объема производства и реализации
Продукции………………………………………………………………………..18
2.1. Факторы увеличения объёма производства и реализации
Продукции………………………………………………………………………..18
2.2. Резервы увеличения производства и реализации продукции……………21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
Рис. Схема факторной системы объема реализации продукции
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции:
1. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк
Следовательно, РП = ГП н + ТП – ГПк.
2. Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс выражается так:
ГПн + ТП + Отн = РП + ОТк + ГПк.
РП = ГПн + ТП + Отн – Отк – ГПк,
где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП – стоимость выпуска товарной продукции;
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
Отн, Отк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения этих факторов требуется анализ баланса товарной продукции.
Таблица
Анализ факторов изменения объема реализованной продукции
Показатель | Сумма в плановых ценах, млн. руб | ||
план | факт | +, - | |
1. Остаток готовой продукции на начало года | 8 200 | 8 200 | - |
2. Выпуск товарной продукции | 89 500 | 95 000 | + 5 500 |
3. Остаток готовой продукции на конец года | 2 200 | 2 430 | + 230 |
4. Отгрузка продукции за год | 95 500 | 100 770 | + 5 270 |
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям: 5.1. На начало года 5.2. На конец года |
3 800 4 000 |
3 800 5 100 |
- + 1 100 |
6. Реализация продукции | 95 300 | 99 470 | + 4 170 |
Из анализа факторов изменения объема реализации продукции видно, что план реализации перевыполнен на 4170 млн. рублей за счет увеличения выпуска товарной продукции на 5500млн. рублей. Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличение остатков готовой продукции на складах на 230 млн. рублей и рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия, на 1100 млн. рублей. Отгрузка продукции за год увеличилась по сравнению с плановым показателем на 5270 млн. рублей.
В процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции:
1. обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
ВП = ЧР ГВ
РП = ЧР ГВ Дв
2. обеспеченность предприятия основными производственными фондами и
эффективность их использования:
ВП = ОПФ ФО
РП = ОПФ ФО Дв
3. обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их
использования:
ВП = МЗ МО
РП = МЗ МО Дв,
где ЧР – численность рабочих,
ГВ – годовая выработка,
Дв – доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме
валовой продукции,
ОПФ – основные производственные фонды,
ФО – фондоотдача,
МЗ – материальные запасы,
МО – материалоотдача.
Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:
ВП xi = ГВ ЧР ф,
ВП xi = ФО xi ОПФ ф,
ВП xi = МО xi МЗ ф,
РП xi = ГВ ЧР ф Дв ф,
РП xi = ФО xi ОПФ ф Дв ф,
РП xi = МО xi МЗ ф Дв ф.
2.2. Резервы увеличения выпуска и реализации продукции.
Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Резервы роста производства продукции состоят из трех групп:
1. За счет улучшения использования трудовых ресурсов:
а) создание дополнительных рабочих мест;
б) сокращение потерь рабочего времени;
в) повышение уровня производительности труда.
2. За счет улучшения использования основных фондов:
а) приобретение дополнительных машин и оборудования;
б) более полное использование их фонда рабочего времени;
в) повышение производительности работы оборудования;
3. За счет улучшения использования сырья и материалов:
а) дополнительное приобретение сырья и материалов;
б) сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов;
в) сокращение норм расходы сырья и материалов на единицу продукции.
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
РВПкр = РКР ГВф,
РВПфрв = РФРВ ЧВф,
РВПчв = РЧВ ФРВв,
где РВПкр, РВПфрв, РВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;
РКР - резерв увеличения количества рабочих мест;
РФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени;
РЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;
ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машино-час (РЧВ) рассчитывают по формуле:
РВПк = РК ГВф,
РВПт = РТ ЧВф,
РВПчв = РЧВ Тв.
По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расходы на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. затем результаты суммируются по всем видам продукции:
РВП = (РМj / НРji пл Цi пл)
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после результаты суммируются:
РВП = (РОТХj / НРji пл Цi пл)
в) планируемое сокращение нормы расходы j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
РВП = (РНРji VВПi пл /НРji пл Цi пл).
Далее нужно обобщить выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции. Для этого построим еще одну аналитическую таблицу:
Таблица
Резервы увеличения выпуска продукции
Источник резервов | Резервы увеличения выпуска продукции за счет | ||
Трудовых ресурсов | Средств труда | Предметов труда | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Увеличение количества ресурсов | - | 1 000 | 2 500 |
2. Более полное использование рабочего времени |
1 000 |
2 340 |
- |
3. Повышение производительности труда | 1 050 | - | - |
4. Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов |
- |
- |
230 |
5. Снижение норм расхода сырья и материалов |
- |
- |
450 |
Итого: | 2 050 | 3 340 | 3 180 |
3340 – 2050 = 1290 млн. руб.
3340 – 3180 = 160 млн. руб.
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.
Увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 3180 млн. рублей. Максимальный резерв выпуск продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам 1290 млн. рублей, а по материальным ресурсам – 160 млн. рублей.
При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.
Заключение
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.
По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
Список литературы
Информация о работе Динамика производства и реализации продукции